Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Памятка для педагога «Темперамент личности» |
 Скачать 102.14 Kb. |
Памятка для педагога «Темперамент личности»
Качества
| Сангвиник
| Холерик
| Флегматик
| Меланхолик
|
Эмоциональная позиция в общении
| Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми
| Общается требовательно, но не с каждым, стремится к превосходству, доминированию над партнером
| Пассивен в общении
| Зависим в общении, зависит от расположения партнера
|
Роль в общении
| Развлекатель, шутник, старается всех рассмешить
| Подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен
| Спокойный созерцатель
| Подопечный, беззащитный
|
Самооценка
| Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду
| Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает
| Несколько занижена, в группе не на виду, скромен
| Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен
|
Уверенность в себе
| Надеется на удачу, нет самоуверенности
| Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости
| Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает
| В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки
|
Подчинение
| Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости
| Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», нередко вызывающее сопротивляется воле старших
| Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции
| Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям
|
Оберегание достоинства
| Не оберегается от насмешек, не гордый, необидчивый, негневливый
| Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание
| Не оберегается от насмешек, не чувствителен к ним, необидчивый, негневливый
| Остро раним, оберегается пассивно, не давая отпора
|
Дружба и любовь
| Часто влюбляется, переживает симпатии ярко, легко и весело
| Дружит с немногими, другом командует, страстно привязан, склонен к гневу, ревности, разрыву «из принципа»
| Не склонен к внешнему проявлению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюбленности
| Привязанности глубокие и стойкие, предан, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдится открыть свое чувство, однолюб
|
Решения
| Поспешные, часто несамостоятельные (по подражанию), неустойчивые
| Быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие
| Самостоятельные, незамедлительные
| Несамостоятельные (любит посоветоваться), небыстрые, устойчивые
|
Речь
| Легкая, певучая, богатая, образная, остроумная
| Авторитетная, громкая, требовательная, немногословная, быстрая, внушающая
| Замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя)
| Затрудненная, взволнованная, «исповедальная», тихая, с просительно-нерешительными интонациями
| Мимика
| Разнообразная, живая, артистичная
| Резкая, выразительная
| Невыразительная
| Небогатая
| Выражение лица
| Беспечное, веселое, игриво-насмешливое
| Боевито-нахмуренное
| Спокойное, умиротворенное
| Робкое, грустное
|
Движения, походка
| Подвижные, быстрые, «непоседа»
| Стремительные, напряженные, резкие
| Замедленные, плавные, расслабленные
| Замедленные, неплавные, неритмичные
|
Реакция на боль, опасность
| Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск
| Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником
| Не боится опасности и боли, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов
| Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием
|
Аппетит
| Хороший, «лакомка»
| Ест быстро, много, к пище не избирателен, плохо переносит отсрочку еды
| Насыщается небыстро, Ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды
| Сниженный
|
Сон
| Средней длительности с красочными сновидениями
| Спит мало и чутко, поздно засыпает, рано просыпается, любит работать ночью
| Быстро засыпает, спит глубоко и долго, пробудить трудно, склонен к дневному сну, сновидения редки
| Сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну
|
Желания
| Разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»
| Страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях
| Не отличаются разнообразием, упорные, не слабеют при преградах
| Неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты
|
Трудовая и учебная деятельность
| Недостает терпения и настойчивости. Работают с увлечением до тех пор, пока им интересно. Любят частую смену общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.
| Стремятся к чередованию неоднородных действий. Быстро переключаются, любят частые перемещения, смену впечатлений. Стремятся лидировать в групповой деятельности.
| Тщательно планирую работу, педантично контролируют. Предпочитают стереотипные способы действия, пунктуальный распорядок. Работают медленно, но добиваются больших успехов.
| Противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Предпочитают выполнение однообразных действий. Могут быть хорошими педагогами, деятелями искусства.
|
Стиль взаимодействия
| Лучше воспринимает замечания в виде шутки
| Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает взрыв, агрессию.
| Нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований – дать для этого время.
| Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает обиду, подавленность и неуверенность в себе.
|
| Сангвиник
| Холерик
| Флегматик
| Меланхолик
| Внешние проявления
| - Жизнерадостный, энергичный.
- живая мимика,
- Настроение в основном хорошее.
- Находчив, дисциплинирован.
| - решительный, инициативный
- резкий, вспыльчивый
- увлекающаяся, страстная натура
- настроение чаще всего боевое
| - уравновешен, невозмутим
- настроение ровное
- приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил
| - высокая эмоциональная чувствительность, ранимость
- робость, неуверенность в себе
| Общение
| Общительный и отзывчивый
| Общителен, но излишне резок
| Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми.
| - малообщителен
- застенчивый
| Сильные стороны
| - Быстро привыкает ко всему новому
- Спокойно переживает неудачи и критику.
| - настойчивость, упорство
- энергичность
- способность быстро принимать решения и действовать
| - Терпелив, настойчив
- основателен и аккуратен
- не расходует силы по пустякам.
- снисходителен к колкостям в свой адрес
| - хорошо работает в знакомой обстановке
- четко следует алгоритму
- аккуратен
- тактичен
| Слабые стороны
| - не доделывает то, что не интересно
- Склонен переоценивать себя.
- Может быть несобранным
| - вспыльчивость, агрессивность
- нетерпимость к чужим недостаткам
- плохо переносит критику
| - с трудом переключается на новую деятельность
- долго и трудно адаптируется в новых ситуациях
- ненаходчив
- мало эмоционален
| - с трудом переносит все новое
- долго переучивается
- внушаемый, мнительный
- теряется в незнакомой обстановке
- болезненно чувствителен
| Отношение к учебе
| - Активно включается в работу
- Работоспособен и усидчив
- Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность
- Легко переключается с одного вида деятельности на другой.
- При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста
| - настойчивое стремление ко всему новому
- целеустремленность
- преодолевает возникающие трудности
- легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи
| - медленно сосредотачивается, но не отвлекается
- неутомимы труженик
- доводит начатое до конца
- трезво оценивает свои возможности
- хорошо выполняет монотонную работу
| - низкая работоспособность
- быстро утомляется
- предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом»
- в работу «входит» медленно
- при возникновении трудностей «опускает руки»
| Приемы работы
| - Фронтальный опрос в быстром темпе
- Исправление ошибок в ответах других детей
- Важна практическая сторона получаемых знаний
- Постановка сложных задач, требующих сосредоточения
- Нужно повторение пройденного
- Систематическое поощрение
- коллективная проектная деятельность
| - интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу
- в новых знаниях важна их общественная значимость, престижность
- хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений
- походит проблемное изложение материала
| - нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке
- необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал
- запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома
- лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам;
- фронтальный опрос – по заранее известным вопросам
| - хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности
- легко составляет списки, планы, классификации
- лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться
- малейшая критика надолго выбивает из колеи
- нуждается в постоянном подбадривании, похвале
| |
|
|