Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Отчет школьной библиотеки по Кушумской сош детсад |
 Скачать 114.68 Kb. |
Отчет школьной библиотеки
по Кушумской СОШ – детсад
от 22 января 2014 года
Школьная библиотека в течение учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
В прошедшем учебном году целями работы школьной библиотеки были:
1.создание единого информационно-образовательного пространства; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям;
2. воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей; 3. организация систематического чтения.
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами РК «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
- обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
С учащимися проводятся индивидуальная работа, улучшилось дифференцированное обслуживание пользователей библиотеки, идет организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов, обеспечен наиболее полный и быстрый доступ к информационным ресурсам.
Показатели библиотечной статистики за 2013-2014 учебный год
№
| Читатели
| Всего
| кол-во
|
|
|
| 307
| 1.
|
| записанных впервые
| 32
| учащихся
| 246
| учителей и прочих категорий
| 41
| % охвата чтением учащихся
| 81%
| 2.
| Учащиеся
| Всего
| 266
|
|
| 1-4 классы
| 99
| 5-9 классы
| 140
| 10-11классы
| 27
| 3.
| Посещаемость
| Всего
| 2078
| 6.
| Массовая работа
|
|
|
|
| Выставки
| 21
| Обзоры литературы
| 11
|
|
| Внеклассные мероприятия
| 2
|
Количественный состав групп читателей
Год
| Младшее звено
| Среднее звено
| Старшее звено
| Учителя, другие
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| 2013-2014
| 26
| 21
| 32
| 20
| 23
| 31
| 31
| 33
| 22
| 11
| 16
| 85
| Читательская активность наиболее высокая в начальной школе - 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на 3 ступени обучения - в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).
Обслуживание читателей
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам. .
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку,
беседа при выдаче документов,
беседа о прочитанном;
анализ читательских формуляров,
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Провела беседу со школьниками 9-11 классов - «1 декабря – день первого Презедента РК Н.А. Назарбаева» - о его жизненном пути, представила им презентацию о Назарбаеве Н.А. Также провела выставку – беседу «Ко дню Независимости Казахстана». В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки: «Жана кітаптар», «Этих дней не смолкнет слава», «Мемлеттік тілі», «Бір ел - бір кітап»,
« Қазақстан – 2050 Стратегиясы қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты», «ПДД», «О профилактике нармкомании, такокурении».
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Новогодний калейдоскоп», «Наурыз – мейрамы», «Космонавты Казахстана». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Оформила стенды писателей юбиляров.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Оформила папки: «Люби и знай родной свой край!», «О 12 – летнем обучении в РК».
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.
Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена книжная выставка «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один», правовая игра «Что мы знаем о президенте».
Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
-инвентарные книги;
-папка «Акты на списание»;
- картотека учета учебников;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
- читательские формуляры;
- журнал перерегисрации читателей;
- тетрадь учета не традиционных носителей;
- тетрадь учета одноразовых пособий;
- предметный каталог;
- краеведческий каталог;
- алфавитный каталог;
- систематический каталог. Провела полную инвентаризацию фонда, фонд был выставлен по таблицам ББК. Продолжается работа по составлению электронного каталога школьной библиотеки. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в читательских формулярах.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы); • среднего школьного возраста (5 - 8 классы); • старшего школьного возраста (9 - 11 классы); • периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
В целях профилактики сохранности учебников, проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года, по графику проходит сдача учебников по классам. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
Оформлены и прошли обработку поступившие книги: поставлены на учет, записаны в КСУ, прошли штемпелевание. Ведется тетрадь выдачи учебников.
Библиотечно-библиографические уроки
Класс
| Название
| Дата проведения
| Ответственный
| 1
| Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой. Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал.
| сентябрь
| Никитина Г.И
| .Правила обращения с книгой. Беседа –«О бережном отношении к учебнику»
| октябрь
| Никитина Г.И
| 2
| Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга.
| ноябрь.
| Никитина Г.И
| Книги - наши верные друзья.
| февраль
| Никитина Г.И
| 3
| Книга. Я твой лучший друг.
| март
| Никитина Г.И
| ?
| Такие разные книги… Знакомство детей с разнообразными видами книги.
| апрель
| Никитина Г.И
| 4
| Справочная литература-(понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках)
| апрель
| Никитина Г.И
| Работа по сохранности фонда: особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеки работает актив, учащихся 7-х, 10-х, кл. которые проводят рейды по проверки сохранности учебников совместно с активом библиотеки, работает «Мастерская» по ремонту книг среди учеников начальных классов. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.
Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий «Школьная библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно- информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видиотеки, медиотике.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2011/2012 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2011/2012 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2013/2014 учебном году:
1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.
Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.
|
|
|
|
|
Библиотекарь: _______________Никитина Г.И. |
|
|