Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Отчет школьной библиотеки по Кушумской сош детсад


Скачать 114.68 Kb.
НазваниеОтчет школьной библиотеки по Кушумской сош детсад
Дата01.03.2016
Размер114.68 Kb.
ТипОтчет

Отчет школьной библиотеки

по Кушумской СОШ – детсад

от 22 января 2014 года

            Школьная библиотека в течение учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

      Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

      Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

   - обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

   - обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

   - формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

     В прошедшем учебном году целями работы школьной библиотеки были:

  1.создание единого информационно-образовательного пространства; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям;

  2. воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей;
   3. организация систематического чтения.

    Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами РК «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:

  - обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;

   - обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

  - совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

    В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.

  С учащимися проводятся индивидуальная работа, улучшилось дифференцированное обслуживание пользователей библиотеки, идет организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов, обеспечен наиболее полный и быстрый доступ к информационным ресурсам.

Показатели библиотечной статистики за 2013-2014 учебный год

 



Читатели

Всего

кол-во

 

 

 

307

1.

 

записанных впервые

32

учащихся

246

учителей и прочих категорий

41

% охвата чтением учащихся

81%

2.

Учащиеся

Всего

266

 

 

1-4 классы

99

5-9 классы

140

10-11классы

27

3.

Посещаемость

Всего

2078

6.

Массовая работа







 

 

Выставки

21

Обзоры литературы

11







Внеклассные мероприятия

2

 

 

Количественный состав групп читателей

 

Год

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Учителя, другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




2013-2014

26

21

32

20

23

31

31

33

22

11

16

85

Читательская активность наиболее высокая в начальной школе - 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на 3 ступени обучения - в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).

Обслуживание читателей

 

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам. .

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,

  • беседа о прочитанном;

  • анализ читательских формуляров,

Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Провела беседу со школьниками 9-11 классов - «1 декабря – день первого Презедента РК Н.А. Назарбаева» - о его жизненном пути, представила им презентацию о Назарбаеве Н.А. Также провела выставку – беседу «Ко дню Независимости Казахстана». В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки: «Жана кітаптар», «Этих дней не смолкнет слава», «Мемлеттік тілі», «Бір ел - бір кітап»,

« Қазақстан – 2050 Стратегиясы қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты», «ПДД», «О профилактике нармкомании, такокурении».

Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Новогодний калейдоскоп», «Наурыз – мейрамы», «Космонавты Казахстана». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Оформила стенды писателей юбиляров.

    Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Оформила папки: «Люби и знай родной свой край!», «О 12 – летнем обучении в РК».

             Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.

        Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена книжная выставка «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один», правовая игра «Что мы знаем о президенте».

    Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

- книга суммарного учёта учебного фонда;

-инвентарные книги;

-папка «Акты на списание»;

- картотека учета учебников;

- журнал учёта выдачи учебников по классам;

- читательские формуляры;

- журнал перерегисрации читателей;

- тетрадь учета не традиционных носителей;

- тетрадь учета одноразовых пособий;

- предметный каталог;

- краеведческий каталог;

- алфавитный каталог;

- систематический каталог.
    Провела полную инвентаризацию фонда, фонд был выставлен по таблицам ББК. Продолжается работа по составлению электронного каталога школьной библиотеки. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

    Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в читательских формулярах.

    Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

     В целях профилактики сохранности учебников, проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года, по графику проходит сдача учебников по классам. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.

     Оформлены и прошли обработку поступившие книги: поставлены на учет, записаны в КСУ, прошли штемпелевание. Ведется тетрадь выдачи учебников.

Библиотечно-библиографические уроки

Класс

Название

Дата проведения

Ответственный

1

Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой. Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал.

сентябрь

Никитина Г.И

.Правила обращения с книгой. Беседа –«О бережном отношении к учебнику»

октябрь

Никитина Г.И

2

Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга.

ноябрь.

Никитина Г.И

Книги - наши верные друзья.

февраль

Никитина Г.И

3

Книга. Я твой лучший друг.

март

Никитина Г.И

?

Такие разные книги… Знакомство детей с разнообразными видами книги.

апрель

Никитина Г.И

4

Справочная литература-(понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках)

апрель

Никитина Г.И

    Работа по сохранности фонда: особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеки работает актив, учащихся 7-х, 10-х, кл. которые проводят рейды по проверки сохранности учебников совместно с активом библиотеки, работает «Мастерская» по ремонту книг среди учеников начальных классов. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.

     Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий «Школьная библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно- информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видиотеки, медиотике.

    Анализируя работу школьной библиотеки за 2011/2012 учебный год, можно сделать следующий вывод:

    Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

    Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2011/2012 учебный год.

    Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

     Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2013/2014 учебном году:

1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.

2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.

     Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.

2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».

3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.

5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.















Библиотекарь: _______________Никитина Г.И.