Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Огонь друг или враг человека?»


Скачать 185.62 Kb.
Название«Огонь друг или враг человека?»
Дата07.03.2016
Размер185.62 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное общеобразовательное среднее учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

ул. Ленина 13. тел.:4-02-01

Районный конкурс проектно- исследовательских

работ «Первые шаги». Номинация: исследовательский проект.

Тема:«Огонь – друг или враг человека?»

Руководитель: учитель начальных классов

Красноперова Дарья Константиновна

Выполнили: учащиеся 4 «Г» класса

Корепанова Карина

Филимонова Маргарита

2011 год

Содержание:

I.Введение………………………………………………………………….3-4

II.Общие сведения……………………………………………………………………….5

1.Что мы знаем об огне…………………………………………………………………..5

2.Пожарным каждый может стать………………………………………………………8

3.Какое значение имело открытие огня…………………………………………………10

4. Как люди научились добывать огонь?..........................................................................10

5. Когда люди научились пользоваться огнем?............................................................................10

III. Выводы…………………………………………………………………..12

IV. Используемая литература………………………………………………13

V.Приложение……………………………………………………………….14

Введение.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему – Огонь- судья беспечности людей. Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома.

Захотелось оформить наше творчество в информационный сборник, так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Задачи:

-собрать информацию из различных источников.

-узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

-узнать о профессии «пожарный».

-провести конкурс творческих работ на тему об огне.

-сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский.

А)Знакомство с содержанием работы пожарных.

Б)Экскурссия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2.Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.

3.Провести опрос учеников.

4.Найти загадки па выбранную тему

5. Провести конкурс творческих работ.

6.Подвести итоги работы.

7.Подготовить сборник материалов.

Формы и методы исследования:

    • Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

    • Компьютерный набор текста, редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

    • Социальное исследование.

    • Экскурсия.

    • Интервью.

    • Оформление информационного сборника.

    • Оформление презентации.

В холе работы была выдвинута гипотеза:

-Допустим, что огонь нам враг и от него одни беды.

-Предположим, что огонь необходим для человека.

-Возможно, представив информационный сборник ученикам школы, мы поможем избежать беды.

I.Общие сведения об огне.

1. Что мы знаем об огне. ………………………………………………………………………………………………… .Огонь бывает разный

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Что же такое огонь? Как сообщает нам интернет-почемучка «Огонь сопровождает процесс горения, поэтому давайте сначала рассмотрим, что такое горение. Существует такой вид взаимодействия между веществами, который называется окисление, или окислительная химическая реакция. При этом горючее вещество вступает в реакцию с веществом, которое называют окислителем. Одним из таких веществ-окислителей является газ кислород, который содержится в воздухе. Горение - это реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света. А огонь является фазой процесса горения. Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Огонь — давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совер­шается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня лета­ют реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превраща­ется в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь — огонь пожара.

Злой огонь — огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин

Очень опасны костры вблизи строений, может заго­реться сарай, дом. А костер в лесу мо­жет привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглив­шимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. По­этому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать милли­он спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях — дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представля­ющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осве­тительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и вы­деляет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, дру­гие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки.

Вот что значит три минутки:

Ленты нет, кругом угар- чуть не сделался пожар!

Б.Миротворцев

Пожарным каждый может стать.

Профессия по­жарный — опасная, а работают по­жарными люди смелые и умные. Сей­час помогает справиться с разбуше­вавшимся огнем современная техни­ка: передвижные насосные станции, дымососы, автомеханические лестни­цы, средства связи. А раньше выезжа­ли пожарные на лошадях. Воду вози­ли в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнем, спасают людей и ценности. В далекие времена у пожарной части было 2 этажа. На втором этаже располагались семьи пожарных, а на первом этаже - стояли повозки с бочками с водой,

лестницы, лошади, т.е. необходимое для тушения пожара.

Пожарная часть, выезжающая в те времена представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит, как на пожар», но дом зачастую не успевали спасти.

А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем. В Москве возвышается скульптурная композиция "Подвиг пожарного". Рядом со взрос­лыми, среди тех, кто удостоился высо­кой награды — медали "За отвагу на пожаре", немало и ребят. Расскажем о двух из них.

Толя Якимов, живущий в селе Чиги­ри Благовещенского района Амурской области, возвращался из школы. Приближаясь к своему дому, увидел дым, взметнувшийся над крышей. А в доме четыре младших сестренки и шестимесячный брат Вова.

Дверь была заперта. Толя бросил­ся к окну, выбил стекло.

Проникнув в горящий дом, маль­чик схватил на руки маленького Вову и через окно передал кому-то из по­доспевших односельчан. А сам, глот­нув свежего воздуха, вернулся обрат­но. Стал звать сестренок, отозвались двое. Толя подвел перепуганных де­вочек к окну, помог им выбраться. По­том вернулся за остальными, но, наг­лотавшись дыма, потерял сознание.

На выручку подоспел односельча­нин Н. Воропаев. Он вынес из дома Толю и двух оставшихся там младших сестер. Всем детям была оказана ме­дицинская помощь.

Толе Якимову за самоотверженное поведение вручили на торжественной линейке в школе медаль "За отвагу на пожаре".

Медали "За отвагу на пожаре" бы­ла удостоена девятилетняя Света Бумагина из деревни Замараево, Шадринского района Курганской области.

"...Неведомо каким путем в руки двух малышей попали спички. Играя во дворе, они подожгли солому. Огонь распространился, охватил надворную постройку, перекинулся на дом. Испу­ганные дети убежали, оставив дома семимесячную сестренку

Пожар заметили игравшие непо­далеку ребята. Света Бумагина кину­лась к горящему дому. Крыльцо и се­ни были охвачены огнем но девочке удалось все же проскочить внутрь. Обратно Света выбиралась ползком, прижимая к себе укутанную в одеяло малышку.

Весть о смелом поступке девочки облетела деревню. Ею восхищались и стар и млад. И на вопрос как же она не побоялась войти в горящий дом, Света отвечала: "Боялась. Но там же девочка была. Я не могла ее оставить..."

Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет — фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Получить огонь путем трения - большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых мо­жет и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое - показать переход механической энергии (ша­гов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать мо­лотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры - мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички по­крыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.

Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

Выводы.

Проделав огромную работу, выполнив поставленные задачи наши гипотезы подтвердились. Мы предположили, что огонь может быть для нас врагом и от него может пострадать каждый. Но, как выяснили, происходит это чаще всего по вине самого человека.

Мы убедились, что огонь для нас друг и необходим для человека.

По результатам опроса учеников мы заметили, что не все соблюдают правила безопасности. (Приложение 1, стр 14 ).

В связи с этим мы считаем, что нужно распространять больше информации последствиях пожаров. Потому мы решили составить сборник из найденной нами информации, составить памятку (Приложение №3 с.16 ). Подобрали загадки (приложение №2 с.15).

Данная работа была представлена на уроках основы безопасности жизнедеятельности во 2 и 1 классе. Ребята приняли активное участие в выставке работ по пожарной безопасности. А так же данную работу мы представили на международном фестивале ученических работ «Звезды нового века» (Гуманитарные науки 7-11 лет) и получили диплом участников.

Огонь является нашим другом, а если мы забудем правила безопасности, то тогда огонь может превратиться в нашего врага. И он будет беспощаден.

Литература.

    1. «Большая книга вопросов и ответов», М., «Эксмо» 2003г., под ред. Мишиной К. Зырковой А..

    2. Сикорук JI,JI, «Физика для малышей», изд-во «Кругозор», Петрозаводск, 1996г..

    3. «Большая книга дошкольника», Москва, «Махаон», 1999г, пер. Покидаевой.

    4. ж. «Книжки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», №6 2004г..

    5. С.Маршак «Пожар».

    6. Интернет-ресурсы- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки

http://www.gamershell.com/static/screenshots/7162/149251_full.jpg

http://900igr.net/datai/chelovek/Pravila-v-lesu.files/0011-028-Ne-razzhigaj-kostjor-v-lesu-bez-vzroslykh.jpg, http://allforchildren.ru/why/whatis41.php

Приложение 1.

Результаты опроса учащихся МОУ СОШ п.Пионерский.



1.Знаете ли вы какой вред приносят пожары?

2.Приносит ли огонь пользу?

3.Знаете ли вы, как правильно вести себя при пожарах?

4.знаете ли вы, как защититься от угарного газа?

5.Как сообщить о пожаре и кому?

Приложение2.



Это тесный-тесный дом. Спят мирно дочки Отец горяч и красен,

Сто сестренок жмутся в нем. В фанерном домочке. Бывает он опасен.

И любая из сестер У сонь, у тихонь А сын взовьется птицей-

Может вспыхнуть как костер. В головках огонь. К отцу не возвратится.

(Спички). (Спички) . (Огонь и дым).

Я мохнатый, я кудлатый В деревянном домике Красный петушок по улице бежит.

Я зимой над каждой хатой, Проживают гномики. (Огонь)

Над пожаром и заводом, Уж такие добряки, С языком, а не лает.

Над костром и пароходом. Раздают всем огоньки. Без зубов, а кусает.

Но нигде-нигде меня (Спички) (Огонь).

Не бывает без огня Накормишь- живет,напоишь- умрет. (Огонь) Зажигают дома спички? (Пожар)

Рыжий зверь в печи сидит. Выпал на пол уголек, Летела мошка-

Рыжий зверь на всех сердит. Деревянный пол зажег. Осиновая ножка.

Он от злости ест дрова Не смотри, не жди, не стой На стол села-

Целый час, а может два. А залей его …(водой) Все сено съела..

Ты его рукой не тронь- Если младшие сестрички (Спичка)

Искусает всю ладонь. Зажигают дома спички

(Огонь) Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять).

Приложение 3

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жид­костями нужно обращаться с особой осторожностью.

2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.

3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить во­дой.

4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сна­чала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плот­ной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.

5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, сле­дует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.

6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ван­ной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.

7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тка­нью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.

8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозмож­но, следует выйти на балкон и привлечь внимание про­хожих криками.

9.Если пламя попало на человека, он должен сорвать заго­ревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пла­мя и поливать пострадавшие места чистой водой.



З
01
апомни!


1."Пусть помнит каждый

гражданин пожарный номер — 01".

2. "Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом".

3. "Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и людей".



4. "Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь"

5. Костер вы бросили в лесу

И вот несчастье на носу".



6. "Ты о пожаре услыхал

Скорей об этом дай сигнал!" 01!

Приложение4.



Тема пожаров в рисунках учеников нашего класса.

Филимонова Маргарита «Внимание!Открытая печь»



«Пожарная команда –На выезд!» Квик Владислав



«Пожар на кухне» Корепанова Карина



Отзыв руководителя.

Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем, в современном обществе очень актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных и бытовых пожарах, гибели людей. К сожалению, частыми участниками этих событий является дети сами. Поэтому особенно ценно, то, что данным исследованием заинтересовались ученики. Ребята не новую проблему. В своей работе они изучили достаточно большой материал, попыталась обобщить взгляды на тему своей работы, как о пользе огня, так и о его вреде. Особенно ценно изучение правил обращения с огнем и, мерах собственной безопасности в условиях пожара.

Данный материал уже был использован в учебно-воспитательной работе класса и нашел живой отклик, понимание и интерес одноклассников, а также ее защита состоялась на школьном этапе проектной декады в рамках ежегодного представления факультативных курсов начальной школы, на международном конкурсе проектных и исследовательских работ «Звезды нового века».

Работа выполнена хорошо. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Руководитель: учитель начальных классов____________________ Д.К.Красноперова_