Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Образовательная программа по предмету «Общее фортепиано» для учащихся 7-15 лет |
 Скачать 108.51 Kb. |
муниципального автономного образовательного учреждения культуры дополнительного образования муниципального образования г. Нягань
«Детская школа искусств»
на 2015-2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
приказ № от _____ сентября 2015г.
директор муниципального автономного
образовательного учреждения культуры
дополнительного образования
муниципального образования г. Нягань
«Детская школа искусств»
_______________ И. А. Бережная Принят Педагогическим Советом
МАОУК ДО МО г. Нягань
«Детская школа искусств»
«_____» ____________ 2015 года
Образовательная программа
по предмету «Общее фортепиано»
для учащихся 7-15 лет
5-7 лет обучения
Автор-составитель:
Кошляк Светлана Станиславовна
преподаватель секции
теоретических и хоровых
дисциплин
г. Нягань
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3
2. Учебно – тематический план ……………………………………….…… . 5
3. Содержание программы ………………………………………………….. 5
4. Прогнозируемый результат…………….. ………………………….….…. 6
5. Методические рекомендации…………………. ………………….……… 7
6. Условия реализации……………………………………………………….. 9
7. Список литературы …………………………………………………….…. 9
8. Сведения о составителе …………………………………………………… 10
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. С первых дней обучения ребенок испытывает воздействие музыки. Под ее влиянием складываются его музыкальные интересы, формируется слух, память, ритмическое чувство, развиваются потребность и воля к творчеству и приобретаются первые исполнительские навыки.
Данная программа предлагает учебный курс по предмету «Общее фортепиано» для учащихся с 1 -7 класс детских музыкальных школ и детских школ искусств (ООИ, ОНИ), и с 1-5 класс (ООИ, ОНИ) по 0,5 часу 1 раз в неделю.
Цель программы:
Владение приемами игры на инструменте (фортепиано).
Дополнительный предмет «Общее фортепиано» способствует формированию широкого музыкального кругозора у учащихся, всестороннему развитию эстетических взглядов, развитию музыкальных и творческих способностей.
Занятия в классе фортепиано помогают более глубокому изучению музыкально-теоретических предметов, поскольку занятия по сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературе непосредственно связаны с навыками игры на фортепиано.
Задачи программы.
В работе с учащимися необходимо формировать следующие музыкальные способности:
- свободное чтение с листа.
- подбор по слуху одноголосной мелодии.
- игра знакомой мелодии, песни с простейшим аккомпанементом.
- умение транспонировать мелодии в разные тональности, удобные для исполнения учащимся.
- осознанное исполнение выученных музыкальных произведений.
- любить и понимать музыку, развивать музыкальный вкус.
В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звука извлечения, педализации. Учащийся должен научиться понимать характер исполняемых произведений. Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально - исполнительских данных учащегося, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара.
В начале работы с учащимися необходимо научить ребенка слышать и слушать себя во время исполнения. В процессе обучения самоконтроль и работа слуха должна быть непрерывна. Очень важно с первых шагов в музыке научить ребенка вслушиваться в красоту и протяженность фортепианного звука и освоить первые движения на клавиатуре, сначала non-legato, затем legato и stakkato. Свобода рук зависит во многом от внутренней (музыкальной и психологической) причины. Поэтому педагог на простых и интересных упражнениях добивается полной свободы кисти рук от плеча до кончиков пальцев, добиваясь при исполнении музыкального произведения хорошего мягкого звука.
При выборе репертуара преподаватель должен воспитывать и формировать музыкальный вкус учащегося, поэтому необходимо включать в программу по общему фортепиано пьесы народных песен и танцев, произведения разных эпох композиторов классиков русской и зарубежной музыки, а так же пьесы современных композиторов. В средних и старших классах большое внимание уделять в работе над полифонией (инвенцией), сонатной формой, освоение педали, работе над этюдами.
Для облегчения технических задач, освоению гамм в классе общего фортепиано необходимо уделять большое внимание в работе над аппликатурой, что в дальнейшем даст хорошие и прочные результаты.
Программа является составительской, она составлена на основе типовых программ и программ по общему фортепиано: А. Артобалевской, Е. Куклина, В. Кирюшина.
2 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Разделы
| 1 год
| 2 год
| 3 год
| 4 год
| 5 год
| за 5 лет
| 6 год
| 7 год
| за 7 лет
| 1
| Вводные занятия
| 2ч
| 2ч
| -
| -
| -
| 4ч
| -
| -
| 4ч
| 2
| Работа над музыкальным произведением
| 5ч
| 5ч
| 6ч
| 6ч
| 6ч
| 28ч
| 6ч
| 6ч
| 40ч
| 3
| Работа над художественным образом
| 4ч
| 4ч
| 4ч
| 4ч
| 4ч
| 20ч
| 4ч
| 4ч
| 28ч
| 4
| Работа над техникой
| 5ч
| 5ч
| 6ч
| 6ч
| 6ч
| 28ч
| 6ч
| 6ч
| 40ч
|
| Итого:
| 16ч
| 16ч
| 16ч
| 16ч
| 16ч
| 80ч
| 16ч
| 16ч
| 112ч
|
3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 Вводные занятия
- Знакомство с инструментом и его историей.
- Посадка учащегося за инструментом.
- Постановка рук.
- Упражнения, гимнастика.
- Основные приемы игры на фортепиано, обучение нотной грамоте. 2 Работа над музыкальным произведением.
- Прочтение нотного текста.
- Работа над аппликатурой.
- Разучивание текста отдельными руками.
- Соединение музыкального текста в две руки.
- Подбор по слуху одноголосной мелодии, транспонирование мелодии в другие тональности. 3 Работа над художественным образом.
- Рассказ о музыке, композиторе.
- Краткий разбор музыкального произведения.
- Фразировка.
- Темп, ритмический рисунок.
- Артикуляция.
- Нюансы, штрихи.
- Артистизм исполнения музыкального произведения. 4 Работа над техникой.
- Гаммы в одну (две) руки в 1 – 2 октавы.
- Арпеджио, обращение трезвучия.
- Упражнения на разные виды техники.
- Этюды. 4 ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Контроль учета знаний.
В конце каждой четверти преподаватель выставляет оценку за работу учащегося. В конце 1 полугодия проходит контрольный урок, во 2 полугодии зачет по общему фортепиано: 1 – 2 разнохарактерные пьесы, 1 ансамбль.
В 3 классе (5 лет обучения) и в 4 классе (7 лет обучения) – сдается переводной экзамен.
В 5 классе (5 лет обучения) и 7 классе (7 лет обучения) сдается экзамен по предмету общее фортепиано.
Во время зачетов и проведения экзаменов необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка, а так же возрастные особенности.
Особое внимание в работе с учащимися по предмету общее фортепиано, необходимо уделять творческим заданиям, подбор по слуху мелодии и аккомпанемента, умение играть в ансамбле с учителем или другим учеником.
Годовые требования в выпускных классах:
3-4 классы
1 – произведение полифонического стиля, 1 – сонатину,
2 – разнохарактерные пьесы, 1 – 2 ансамбля.
Минорные гаммы, одноименные До, Соль, Ре, Ля, Ми Мажору, арпеджио, Минорные трезвучия, аккорды отдельно каждой рукой.
5-7 классы
1 полифония, 1 произведение крупной формы, 1 – 2 пьесы, 1 ансамбль.
Гаммы и арпеджио Си Мажор, Си Минор, Фа мажор, Фа Минор двумя руками на одну, две октавы, арпеджио и аккорды к ним.
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При выборе программы преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета « фортепиано», как дополнительный инструмент для учащихся оркестровых и народных секций.
Учитывая главную задачу ДШИ – общее развитие и эстетическое воспитание детей, необходимо сочетать в программе традиционное академическое воспитание и современные методы и формы в работе. Необходим более гибкий подход к выбору репертуара, использование в работе с учащимися творческие, игровые упражнения, для более результативного обучения и интереса к предмету.
I год обучения.
Чтение простейших одноголосных пьес, работа над формированием звука, работа над свободой аппарата, аппликатурой.
Ознакомление с построением гамм, До, Соль, Ре Мажор, отдельно каждой рукой в первой октаве, арпеджио.
Подбор по слуху знакомых, несложных мелодий и песен.
II год обучения .
В течение года учащиеся должны изучить 4 – 5 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда, 2 – 3 ансамбля.
Продолжить ознакомление с построением гамм, арпеджио, трезвучий, аккордов отдельно каждой рукой.
Развивать навык подбора мелодии и способности учащегося подбирать простейшие аккорды главных трезвучий лада к заданной мелодии.
III год обучения.
4 – 5 разнохарактерных фортепианных произведений, 2 – 3 этюда, 1 – 2 ансамбля, гаммы До, Ре, соль, Ми Мажор на две октавы отдельными руками в умеренном темпе.
Развивать навык подбора мелодии и аккордов, умение аккомпанировать себе во время пения.
IV год обучения.
1 – произведение полифонического стиля, 1 – сонатину,
2 – разнохарактерные пьесы, 1 – 2 ансамбля.
Минорные гаммы, одноименные До, Соль, Ре, Ля, Ми Мажору, арпеджио, Минорные трезвучия, аккорды отдельно каждой рукой.
Развивать творческие способности подбора мелодии, аккомпанемента, умение петь с сопровождением.
V класс обучения.
1 полифония, 1произведение крупной формы, 1 – 2 пьесы, 1 ансамбль.
Те же гаммы отдельными и двумя руками в две октавы, арпеджио и аккорды к ним.
Закреплять и развивать творческие способности и творческий интерес к подбору, сочинению, импровизации на заданную мелодическую тему.
VI – VII класс обучения.
1 полифония, 1 произведение крупной формы, 1 – 2 пьесы, 1 ансамбль.
Гаммы и арпеджио Си Мажор, Си Минор, Фа мажор, Фа Минор двумя руками на одну, две октавы, арпеджио и аккорды к ним.
Учащийся выпускного класса должен уметь самостоятельно подбирать мелодию и аккомпанемент, исполнять песню с собственным сопровождением, иметь представление о вариациях и импровизациях на заданную тему.
Легко читать с листа простейшие мелодии (одной, двумя руками).
6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Для реализации данной программы необходимо:
- Музыкальный инструмент (фортепиано)
- Стулья не менее 2-3
- Метроном
- Научно – методические пособия, нотная литература
- Проигрыватель, магнитофон
7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(Учебная, нотная, методическая литература)
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой
2. Барток Б. Маленькие пьесы для начинающих пианистов 1980г.
3. Взорова Т.Первые шаги маленького пианиста
4. Игнатьев В. Я хочу стать музыкантом
5. Куклина Е. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта 1988г.
6. Калинка А. Альбом начинающего пианиста.
7. Маленькому любителю музыки: Альбом фортепианных пьес.
8. Методическая работа - Учебно-воспитательная работа в фортепианном классе ДШИ 1976г.
9. Милич Б. Воспитание ученика пианиста 1977г.
10. Музыка для детей: Фортепианные пьесы
11. Программы для общего фортепиано 1975г., 1997г., 2003г.
12. Педагогический репертуар ДМШ младшие, старшие классы 1972,1973г.
13.Тиличеева Е. Музыкальный букварь
14. Слонимский С. Детские пьесы для фортепиано
15.Учебный репертуар для учеников 1-4 классов 1970г.
16. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ 1994г
17.Ширинская Н. Детские альбомы современных композиторов
18. Школа игры на фортепиано 1974г.
19. Эшпай А. Детский альбом
20. Юный пианист выпуск 1,2 1973г.
Кошляк Светлана Станиславовна – преподаватель общего фортепиано, сольфеджио, руководитель хоровых коллективов.
Окончила Краснотурьинское музыкальное училище по специальностям Хоровое дирижирование, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в 1987 году.
Работает в ДШИ города Нягани с 1987 года.
|
|
|