Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Научно-исследовательская работа по теме: Красноармейск в годы Сталинградской Битвы авторы : Журавлева Ксения, ученица 5А класса |
 Скачать 205.39 Kb. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №117»
Красноармейского района г. Волгограда IV международная учебно-практическая конференция «Первые шаги»
Секция: История НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме:
Красноармейск в годы Сталинградской Битвы
АВТОРЫ:
Журавлева Ксения, ученица 5А класса;
Круглов Владимир, ученик 5 А класса;
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Маевская А.А., учитель английского языка;
Коржова Н.Н., учитель истории.
г. Волгоград 2015
Введение
Сталинград, оборона Сталинграда, Сталинградская битва - эти понятия давно уже перестали выражать только военные стороны противоборства фашистской Германии и Советского Союза. Они стали неким историческим символом, неким нравственным уроком не только для нашего народа, но и для всего человечества. Сегодня, когда мы обретаем все более достоверное историческое знание, особое внимание хотелось бы уделить тем страничкам нашего прошлого, которые остались в памяти людей – жителей нашего Красноармейского района г. Волгограда.
О подвигах советского народа свидетельствуют памятники военного времени. И мы задумались - а действительно ли их так много? И знают ли о них жители нашего Красноармейского района? Перед нами встала проблема нашей исторической памяти.
Чтобы убедиться в актуальности нашей работы мы решили провести анкетирование.
Было опрошено 150 жителей поселка Керамический в возрасте от 10 до 60 лет
Они отвечали на следующие вопросы:
- Вы знаете, что на территории нашего района находятся памятники и исторические места, связанные с историей Сталинградской битвы?
Да – 86%
нет – 14%
- Назовите, какие вы знаете памятники, посвященные Памяти героям Сталинградской битвы.
Назвали:
Меньше 3-х – 68% ,
больше 3-х - 6% ,
больше 5 –ти - 2%,
затруднились ответить – 24 %
Таким образом, целью нашей работы стал поиск информации о памятных местах Красноармейского района в 1942-1943 годах.
Перед нами возник ряд задач:
собрать необходимый материал по теме «Сталинградская битва» из экспонатов комнаты Боевой славы 95/75 Гвардейской стрелковой дивизии;
систематизировать собранный материал;
взять интервью у очевидцев военных событий периода Сталинградской битвы;
В ходе работы мы нашли поддержку у администрации нашей школы, родителей, одноклассников и сверстников и учителей, у представителей ОО Красноармейского района Ассоциации «Дети военного Сталинграда» Трофимовой Раисы Яковлевны, а также среди старшего поколения соотечественников.
К тому же, приближающаяся дата празднования 70 - летия победы в Великой Отечественной войне делает нашу работу еще актуальнее.
Определившись с темой целями и задачами, мы приступили к следующему этапу работы – поиску информации.
Имеющиеся в наличии источники информации мы распределили по следующим категориям:
Источники информации:
1. Официальные данные (директивы, приказы, карты),
2. Архивные данные, видео и фотодокументы.
3. Монографии и воспоминания.
А так же это могут быть:
• Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя
• Население района
• Административные органы
• Интернет
• Библиотеки
• СМИ
В ходе изучения источников и анализа информации мы столкнулись с трудностями:
• Малое количество информации по данной тематике.
• Формат носителей информации, хранящиеся в школьной Комнате боевой славы (аудио- и видеокассеты) устарел, что создает препятствие для её обработки
• Осталось мало очевидцев тех далеких событий
Поэтому, помимо работы с письменными источниками стало необходимо обратиться к специалистам за дополнительной информацией.
Ими стали:
• Общественная организация Красноармейского района Ассоциация «Дети военного Сталинграда» - руководитель Трофимова Раиса Яковлевна;
• Работники музеев г. Волгограда - А.А.Максимов, старший научный сотрудник научно-методического отдела музея-заповедника «Старая Сарепта».
В результате исследования информации, мы выяснили, что одними из основных значимых объектов в Красноармейском районе являлись Станция Сарепта, Судостроительный завод, переправа Татьянка, рынок и Сарептская мельница. Глава I
Красноармейск в годы Сталинградской битвы
Наступление фашистских войск на Красноармейск
Красноармейский район – самый южный и самый протяженный район г. Волгограда. Длинной лентой идет он вдоль раздольной и широкой реки Волги, западные же границы – это Ергенинские высоты.
17 июля 1942 года принято считать началом Сталинградской битвы, и многие её эпизоды известны. Это бои на северных окраинах нашего города – тракторный завод и красного октября, высота 102,0- Мамаев курган. Бои шли ожесточенные, и советские солдаты проявляли беспримерное мужество и героизм. Тем не менее, защита южных рубежей Сталинграда тоже была важна и даже имела решающее значение. Но информация об этом либо скудна, либо отсутствует. Между тем, Ганс Дёрр, начальник 2-го германского штаба связи при 4-й румынской армии генерала Константинеску, отмечал: «Красноармейск был южным краеугольным камнем обороны Сталинграда и одновременно конечным пунктом единственной коммуникации, связывавшей по суше западный берег Волги с Астраханью. Ни в каком другом пункте появление германских войск не было так неблагоприятно для русских как здесь. Если вообще можно было взломать оборону Сталинграда, то удар следовало наносить именно отсюда».
Бои начались в излучине р. Дона, а в августе 1942 г. враг подошел к Красноармейску.
Советское командование учитывало важность рубежа Красноармейск – Бекетовская. 22 августа был отдан приказ по Юго-Восточному фронту о всестороннем укреплении данного участка. Контрудары войск 51-й и 57-й армий южнее Сталинграда заставили командование Вермахта снять часть сил с главного направления, что временно ослабило натиск германских войск непосредственно на город. Важнейшими результатами этих активных действий советских войск являлось упрочнение обороны южного крыла Сталинградского фронта и овладение выгодными плацдармами для последующего контрнаступления 20 ноября 1942 года.
Защищали Красноармейск воины 64 –й под командованием М.С. Шумилова и 57-й армии под командованием Ф.И. Толбухина.
М.С.Шумилов Ф.И.Толбухин
На месте прежнего центра Красноармейского района в сквере находится Братская могила воинов 57-й и 64-й армий, погибших в боях за Сталинград в 1942–1943 гг. Здесь, на площади Свободы, в дни Сталинградской битвы 1942–1943 гг. производились захоронения воинов 64-й и 57-й армий, павших при защите города и умерших в госпиталях, дислоцированных на территории Красноармейского района. Из числа захороненных в братской могиле известны фамилии 1325 офицеров, сержантов и солдат Красной армии.
На лицевой стороне основания обелиска высечена надпись «Вечная слава героям, павшим смертью храбрых при защите Сталинграда. 1942–1943 гг.».
А на территории лицея № 1 есть памятник- бюст И.Ф. Толбухину.
По улице Минской сохранился дом с памятным знаком с мемориальной доской, на которой надпись: «В 1942 г. в этом доме находился штаб 57-й армии. Войска 57-й армии под командованием генерала Толбухина героически защищали южные подступы к городу. Во время наступления прорвали оборону противника и участвовали в окружении и разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Станция Сарепта
Город Волгоград - город памятник, где каждая улица, здание – воспоминание о страшных годах Великой Отечественной войны. Это напоминание потомкам о том, чего нельзя забывать, чтобы никогда такое не повторилось.
Есть такие памятные места и в Красноармейском районе. Одно из них – железнодорожная станция Сарепта.
К началу Сталинградской битвы станция Сарепта справлялась с большим грузопотоком, принимая с юга и пропуская в сутки 20—25 товарных поездов с военными грузами, народно-хозяйственным имуществом и эвакуационными маршрутами. Начиная с августа 1942 г. коллектив локомотивного депо в условиях постоянных бомбежек трудился бесперебойно, ремонтируя паровозы, изготовляя корпуса мин, аэросани, выполняя другие заказы фронта.
К этому времени весь грузопоток с юга страны в центр проходил только через нее, так как железнодорожная магистраль через Ростов была уже в руках фашистов.
Станция сортировала и пропускала составы с хлебом и нефтью, с войсками, вооружением и боеприпасами, санитарные поезда. Все пути были забиты вагонами. Бомбы сожгли и разрушили депо, мастерские, часть эшелонов, пути во многих местах.
Железнодорожники проявляли чудеса мужества.
8,9 августа при налете 17 боевых машин фашистской авиации составитель поездов Андронов вывел из-под огня 127 вагонов с ценными грузами, составитель Ткаченко спас 50 вагонов с боеприпасами, старший стрелочник Игнатов вывел в безопасное место маневровый паровоз с 28 вагонами, машинист Плешаков и секретарь узлового партийного комитета Прохоров вывели из горящего депо 13 паровозов.
Героический подвиг совершила оператор Нина Швец. Ползком, пробравшись под горящими вагонами к сформированным составам, она подцепила их и помогла вывести из огня.
Подлинный героизм проявил начальник станции А. И. Сурков, удостоенный впоследствии звания Героя Социалистического труда.
В этой схватке с огнём погибли 16 работников станции, трое получили тяжёлые ранения.
Когда фронт стабилизировался вблизи Сарепты, 26 августа на станции была создана «армейская группа железнодорожников» во главе с А. И. Сурковым. Она выполняла задания командования 57-й армии по обеспечению перевозок внутри фронта.
На станции Сарепта осенью 1942 г. базировались два бронепоезда. В ночное время бронепоезда подходили к линии фронта и обстреливали позиции противника. К утру бронепоезда возвращались на станцию, маскировались в парках горелым железом под разбитые составы и движение на линии прекращалось. Это происходило в течение четырёх месяцев, скрытно от наблюдателей противника, просматривавших железную дорогу со степных возвышенностей. Днём дорога казалась наглухо забитой составами.
В один из дней сентября, когда между бронепоездом и артиллерией противника завязалась ожесточённая перестрелка, огнём германских орудий была разрушена ж.-д. линия и бронепоезд оказался отрезанным. Бригада железнодорожников станции Бекетовская (10 человек), во главе с А. А. Сологубовым, ползком пробралась к месту катастрофы и, под пулемётным огнём, днём, начала исправлять путь. К ночи путь был восстановлен и бронепоезд выведен.
Сарепта была окружена противотанковыми барьерами из колес и разбитых вагонов. Ночами, когда выходили на боевые операции бронепоезда в направлении станции Чапур-ники, железнодорожники освобождали пути от сотен вагонов.
Кроме бронепоездов, машинисты станции впервые применили «боелетучки», состоявшие из паровоза и нескольких вагонов - составы с горючим и продовольствием, ко-торые успешно выполняли свои задачи в годы войны. Днями станция казалась вымершей, но ночью она оживала.
В январе 1943 года в Сталинграде еще шли бои, а в паровозном депо Сарепта уже начались восстановительные работы.
В уцелевшем здании литейных мастерских был организован ремонт оборудования, а также подвижного состава – паровозов, вагонов на двух канавах. Усилиями железнодорожников Сарепты уже в марте 1943 года было открыто движение поездов на участке Сарепта – Сталинград.
Судостроительный завод
Судоверфь расположена на берегу Сарпинского затона в Красноармейском районе недалеко от ж-д ст. Сарепта.
На площади, неподалеку от проходной верфи в 1964 году установлен танк Т-34. Это памятник героическому трудовому подвигу рабочих Сталинградского судостроительного завода в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
Фашистские самолеты часто бомбили и Красноармейск, и завод, и станцию Сарепта, и затон. К 10 августа 1942 года большинство рабочих судоверфи были эвакуированы в Барнаул, а в конце августа по приказу комитета обороны города эвакуировались почти все рабочие. Осталось на заводе 140 человек для ремонта танков и взрыва завода на случай захвата его немцами. Жили в цехах завода. 12 сентября в 11 часов утра фашисты бомбили завод и сбросили 32 бомбы: были разрушены жилые дома № 5 и 7, пожарное депо, заводоуправление, столовая, цех-400, дорога, подъездные пути, были жертвы.
Когда линия обороны была в 15 километрах от завода, спецгруппа рабочих опутывала сетью проводов оборудование, раскладывала взрывчатку. Во время работы станков и кранов все это убиралось, затем раскладывалось вновь.
Первый боевой танк, отремонтированный руками судостроителей, вышел из судозаготовительного цеха в сентябре 1942 года, и с каждым днем число их росло. Всего за время боев судостроители отремонтировали 1280 наших и 300 трофейных танков.
Командованием было дано срочное задание: доделать огромную баржу, заложенную на стапелях перед войной, и использовать ее для переправы. Днем и ночью на виду у противника доделывали баржу.
«Днем, — вспоминает директор завода В. М. Фомин, — судно сваривалось внутри, ночью — снаружи, при очень тщательной маскировке. Когда немецкие воздушные разведчики все-таки заметили баржу, она была уже почти готова. Чтобы спасти судно, надо было немедленно спускать его на воду. Вопреки вековым правилам, не допускавшим спуск на воду в ночное время, нам пришлось работать в абсолютной темноте. Немцы были совершенно уверены, что ночью баржа не уйдет от них, тем более что днем они бомбили и вывели из строя подстанцию, лишив нас возможности пользоваться током Сталгрэс. Без электроэнергии спуск баржи на воду немыслим, но бригаде электриков удалось быстро восстановить повреждения, это обеспечило нам победу. Судно за ночь было выведено из затона и укрыто от немецких летчиков. Наша баржа поднимала сразу столько грузов, сколько могут поднять два товарных железнодорожных состава».
В ноябре по заданию командования в трехдневный срок был подготовлен лесопильный цех (начальник цеха В. И. Кузнецов) и его небольшой коллектив под непрерывными бомбежками изготовил 3 тысячи кубометров деревянных конструкций для переправы. По этой наплавной переправе пошли танки и пушки перед самым наступлением.
В разрушенной заводской типографии был организован выпуск областной газеты «Сталинградская правда», и 15 января 1943 года судостроители первыми прочитали очередной ее номер. И когда смолкли выстрелы в Сталинграде, для судостроителей стали поступать задания одно сложнее другого. Нужно было дивизион бронекатеров с Волги перевезти на Черное море железной дорогой. Эту сложную работу выполнили заводские транспортники. За самоотверженный труд в годы войны 155 судостроителей награждены орденами и медалями.
В грозные 1942–1943 года завод выпускал комплектующие узлы к танкам Т-34, ремонтировал танки, выпускал бронекорпуса к танкам; приступил к выпуску корпусов самолётов «Ил-2». Судостроители построили два бронепоезда, поставляли для судов Волжской военной флотилии броневые щиты и бронебашни.
В невероятно трудных условиях работал коллектив Судоверфи:
Зимой на речке Червленной ушло под лед несколько танков: рабочие судоверфи работали на морозе пять суток как слесари и водолазы. Танки были подняты, приведены в порядок и тут же отправились в бой. Когда прекращалась подача электроэнергии, рабочие поднимали танки, прибывшие на ремонт, вращая механизмы подъемных кранов вручную. Для нагрева поковок оборудовали кузнечные горны, смастерив ручные мехи из пропитанного олифой и смолою полотна.
На заводе был создан истребительный батальон для борьбы с парашютистами и диверсантами.
Мужество и героизм проявил личный состав пожарной команды завода в борьбе с пожарами при авианалётах. 12 октября на боевом посту погиб начальник команды Зинченко Степан Осипович.
На одной из крыш этого завода стояла молодая девчонка-зенитчица, телефонистка Нина Пироженко, которая при появлении немецких самолетов, немедля подавала сигнал в зенитно-артиллерийский полк, который стоял за Ергенинской возвышенностью.
5 ноября 1942 года в одном из цехов Судоверфи состоялось торжественное заседание городского Совета депутатов трудящихся, посвященное 25-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. Принято обращение к бойцам, командирам, политработникам с призывом отстоять Сталинград.
Вечером 3 февраля 1943 г. в клубе судоверфи собрались победители. Среди них были военачальники: В. И. Чуйков, М. С. Шумилов, Н. Н. Воронов, К. К. Рокоссовский, А. И. Родимцев и другие. Теперь говорили о ликвидации последствий 200-суточного боя (завалы, мины, трупы, а затем электроэнергия, вода, тепло и организация жизни глубокого тыла).
И Красноармейск продолжал работать для фронта. На судоверфи в марте 1943 года было отремонтировано 694 танка, а затем восстановлен технологический процесс производства новых танков. В октябре коллектив судоверфи изготовил и отправил на фронт эшелон с танками, на каждом из которых была надпись «Ответ Сталинграда!».
Мельница, хлебопекарня
История распорядилась так, что судьба старой мельницы стала одной из примечательных страниц истории Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы: весь пери-од войны мельница работала, причем круглые сутки. На ссыпном пункте у железнодорожной ветки день и ночь работали три женские бригады грузчиков по восемь-десять человек. Зерно подвозила бригада конюхов-возчиков. «Стратегическое» значение «объекта» возросло, когда в 1942 году фронт подошел к Сталинграду, бои шли у Красноармейска. Армии нужно было не только оружие, но и хлеб. На погрузке женщин сменили в те дни солдаты 57-й армии. Фашисты неоднократно бомбили Красноармейск, бомбы падали вокруг мельницы, но в цель ни одна не попала. За 5 месяцев осады мельница переработала 4200 тонн муки.
В 1942—1943 годах коллектив мельницы неоднократно получал благодарности от командования 57-й армии. Когда фронт ушел на запад, все мельничное производство вновь обслуживали местные жители, выполняли напряженный план женщины, подростки, старики.
В 1944 году при мельнице создали подсобное хозяйство. На площади 20 гектаров сажали картофель, арбузы, сеяли просо, ячмень, завели скот — 12 коров, 30 лошадей, 300 свиней. Получаемая продукция поддерживала не только штат мельницы, но и семьи фронтовиков.
Особой страницей стал труд хлебопеков района в годы войны. Во время героической обороны Сталинграда пекари сарептского хлебозавода оставались на своих рабочих местах. С 1929 года бессменно в течение двадцати лет возглавлял пекарню А. М. Мамедов. Хлебозавод снабжал хлебом бойцов передовой. Вот что писала тогда газета «Сталинградская правда»: «... Пекарей считали людьми сугубо мирной профессии. Нет. Не могли они уехать. Остались в зоне непосредственной опасности, что было естественной реакцией сильных духом людей. «Товарищи, мы останемся здесь. Командование согласилось с нашими доводами. Оправдаем же доверие Красной Армии», — так сказал рабочим директор хлебозавода Алибек Мамедов.
И беспрерывный хлебный поток был ответом на этот немногословный призыв. До фронта было рукой подать, вокруг завода рвались вражеские снаряды и бомбы. Но тяжело нагруженные хлебом машины уходили на передовую... Фашистские стервятники сожгли дровяной склад. Рабочие хлебозавода, отрывая короткие часы от сна, вновь создали запас дров. Печи не остывали...»
32 тонны хлеба в сутки получали бойцы 57-й и 64-й армий. Тестомесы спали прямо под бадьями, да и сам Мамедов почти не выходил из пекарни».
Вот еще один документ.
«12 октября 1942 года в 16 часов было разрушено прямым попаданием фугасной вражеской бомбы две капитальные стены здания. Мамедов приказал: «Восстановить и пустить цехи в течение 28 часов». Было организовано 3 бригады в количестве 30 человек — пекарей и подсобных рабочих. Нужно было выработать вручную 33 тонны хлеба. Задание было выполнено. Цех восстановили за 22 часа. Хлеб вновь пошел на фронт. Правительственные награды за это получили два человека, а в целом 32 работника хлебозавода были награждены медалями «За оборону Сталинграда».
Переправа Татьянка
С выходом фашистских войск к Волге севернее Сталинграда все железнодорожные связи города со страной на правом берегу реки оказались перерезанными. Теперь грузы для оборонявшегося Сталинграда доставлялись к переправам: по железнодорожной ветке Баскунчак - Паромная и автотранспортом по левому берегу Волги со стороны Камышина. Затем они перевозились через Волгу. Переправы, таким образом, приобрели исключительное значение в защите города.
Во время Сталинградской битвы в районе Красноармейска через Волгу работали четыре переправы: на лесобазе (ныне рейд), на острове Сарпинский, у Судоверфи и в поселке Татьянка.
В районе мачтозавода (пос. Татьянка) круглосуточно работала переправа 57-й армии. Непосредственно обеспечением её работы занимались воины 156-го отдельного мостостроительного батальона под командованием капитана Е. З. Коробенова.
На этой основной переправе использовалось шесть понтонов с буксирами-катерами «Колыма», БУ-70 и № 52, а также баржи, буксируемые колесными пароходами.
с 18 июля по 18 августа 1942 г. было перевезено около 2 млн. голов скота, свыше 3500 тракторов и комбайнов, 5 тыс. автомашин, 10 тыс. подвод с имуществом колхозов и совхозов. А за первые две недели ноября 1942 года здесь было перевезено 1165 автомашин, 1707 тонн боеприпасов, сотни танков, орудий, тракторов, лошадей, повозок и других грузов, эвакуировались раненые.
Переправа работала только днем, так как в ночное время фашистские самолеты сбрасывали плавающие мины, и была опасность взорваться на них в темноте.
Охраняли переправу от мин и самолетов корабли военной флотилии, отражавшие налеты с воздуха и непрерывно очищавшие фарватер от вражеских мин.
Один из дивизионов кораблей флотилии базировался вблизи Красноармейской переправы у Татьянки в бухте острова Голодного, другой дивизион – в затоне у судоремзавода.
Очень трудным был ноябрь 1942 г., когда на Волге начался ледостав. Особенно отличились в это время команды пароходов «Варлен», «Варяг», «Краснофлотец» и «Донбасс», работавших на переправе у Татьянки. С наступлением ледостава инженерными частями 64-й армии были наведены свайно-понтонный мост и свайный мост по льду. Для строительства этих мостов было заготовлено 6000 кубометров лесоматериала. Исключительный героизм совершили в то время понтонеры и саперы.
После окружения фашистских войск в Сталинграде по зимним мостам перебрасывались войска и военные грузы, направлявшиеся в район Котельниково для борьбы с танковой группой Манштейна.
Боевой и трудовой подвиг речников Волги вошел замечательной страницей в летопись Сталинградского сражения. «Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов. Волги, прославивших себя в боях за Сталинград, — писала в те дни газета «Правда». — Плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники ведут борьбу с ненавистными немецкими оккупантами. Старые речники смело водили к Сталинграду баржи, лодки, паромы. Старики-бакенщики, которые раньше ограждали огнями мелкие места, несли службу наблюдения, предупреждая суда о минах, сброшенных немецкими самолетами. Многие коллективы судов Волжского флота, работая на минированных участках, под обстрелом противника с врага, под постоянными налетами вражеской авиации оставляли грузы в пункты назначения точно в срок, указанный военным командованием».
В одном километре северо-восточнее поселка Татьянка на берегу Волги в небольшом лесу с августа 1942 года по февраль 1943 года находился командный пункт и штаб 57-й армии, откуда осуществлялось оперативное руководство. Именно здесь, 10 (11) ноября 1942 года на командном пункте состоялось совещание, связанное с подготовкой к контрнаступлению советских войск под Сталинградом. Совещание проводили представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков и генерал-полковник А. М. Василевский.
Место проведения совещания В работе совещания принимали участие командующий фронтом генерал-полковник А. И. Еременко, его заместители генерал-лейтенант Н. А. Попов и М. В. Захаров, командующий бронетанковыми войсками фронта генерал-лейтенант В.С. Матвеев, командующие армиями 64-й – М. С. Шумилов, 57-й – Ф. И. Толбухин, 51-й – Н. И. Труфанов, командиры мехкорпусов В. Т. Вольский и Т. И. Танасчишин, командир 4-го кавалерийского корпуса Т. Т. Шапкин, члены Военных советов 51-й и 57-й армий А. Е. Халезов и И. М. Мартыненко.
В 1958 г. на историческом месте сооружен обелиск.
В 1964 году на обелиске установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в период Сталинградской битвы 1942—1943 гг. работала переправа. Суда Волжской военной флотилии речного флота под артиллерийским обстрелом, бомбардировкой противника с воздуха обеспечили эвакуацию населения, народ-но-хозяйственного имущества и переброску войск».
Рынок
Есть в каждом городе, районе, поселке место, которое жители называют центр – конечно, лучше всего, для этой роли подходит рынок.
Здесь встречаются, чтобы обсудить последние новости, прикупить что-нибудь в дом. Таким местом в Красноармейске был базар недалеко от современной площади Свободы. 8 августа 1942 года первый авианалёт был совершён на Красноармейск. Вскоре бомбардировки стали регулярными. Налетам подверглись ст. Сарепта, з-д Судоверфь и…базар. Был воскресный день, многие жители отправились за покупками… женщины и дети…более ста человек погибло, люди остались без крова…
«В воскресный день, - вспоминает жительница Красноармейска В. А. Горбунова, - на рынке в Красноармейском районе упала десятитонная немецкая бомба. Что было, это ужасная картина предстала перед нами… Каждый искал своих. Кто бежал держа окровавленную руку, кто голову. Тут же лежали тела убитых без голов, рук и ног…
В 2012 году у здания администрации Красноармейского района в сквере был установлен памятный знак мирным жителям, погибшим в августе 1942г.
Глава II
Результаты исследовательской работы
Результатами наших усилий стало создание фильма «Пока жива память…» (видеоэкскурсия о Красноармейском районе 1942-1943 годов)
Содержание диска:
1.Видео материалы экскурсии:
Площадь Свободы;
Железнодорожная станция «Сарепта»;
Судостроительный завод;
Мельница «Старая Сарепта»;
Прежнее (1942 года) местонахождения Колхозного рынка;
Переправа через Волгу - п.Татьянка.
2.Интервью с участниками событий 1942-1943 годов.
(Кузнецова Раиса Яковлевна – член Ассоциации «Дети Военного Сталинграда» )
Практическая ценность результатов проекта несомненна:
Лично мы, стали более активны в учебной деятельности;
Наши родители были привлечены к решению ряда проблем по материальному оснащению комнаты Боевой славы.
Включив видеоматериал с интервью очевидцев военных действий 1942-1943 гг., мы пытались способствовать формированию гуманного отношения к людям старшего поколения.
Диск с видеоэкскурсией был растиражирован и передан в дар нашим социальным партнерам – библиотеке № 23, Центру детского творчества.
Заключение
Проделанная нами работа позволила использовать собранную информацию в следующих мероприятиях: Внеклассное мероприятие
«Нам завещаны память и слава» для обучающихся 5-х классов Урок Мужества для обучающихся начальной школы, посвященному началу контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 г. Конкурс рисунков и плакатов «Сталинград – орден мужества на груди планеты» «Суд над войной» - внеклассное мероприятие для старшеклассников
Съемка и монтаж фильма «Пока жива память…» (видеоэкскурсия о Красноармейском районе 1942-1943 годов)
Список литературы
Город на канале: о прошлом, настоящем Красноармейска/под ред. П.П. Попова, Т. Л. Мельниковой – Волгоград,1997.
И в бою, и в труде/Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, бывших работников ОАО «Каустик».- Волгоград: Панорама, 2007.
Мы - сталинградцы. Воспоминания, очерки, рассказы участников и очевидцев Сталинградской битвы. Составитель: Борис Кузнецов. Г. 3-4. - Волгоград: Лицей, 2008. - 240 с.
Мы - сталинградцы. Воспоминания, очерки, рассказы участников и очевидцев Сталинградской битвы. Составитель: Борис Кузнецов. Г. 1-3. - Волгоград: Лицей, 2008. - 248 с.
Попов П.П. Верные долгу и чести. Город на канале – 2. Волгоград, 2006
ВОЛГОГРАД — ГОРОД-ГЕРОИ
Путеводитель по историческим местам города
Авторы
Татьяна Николаевна Науменко (руководитель группы)
Иван Максимович Логинов
Лидия Николаевна Меринова
Волгоград,1978
Свет великой победы. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области. Волгоград: «Вика- плюс», 2007.
Энциклопедия. Сталинградская битва./гл. ред. Загорулько М.М., Волгоград, 2007
Директивы верховного главнокомандования вооруженных сил Германии на подготовку к летней кампании 1942 г.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система городских библиотек» Книга Памяти Красноармейск в годы Великой Отечественной войны Волгоград 2012
http://www.pobeda34.ru/info/publication/920
http://www.militera.lib.ru
http://weapon2.ru/weapon/pulemyot-maksima.html
Александр ЛИТВИНОВ.Красноармейск бомбили первым http://vpravda.ru/2011-03-11-20-25-11/item/5703.
Материалы СМИ
ВОЛГОГРАД — ГОРОД-ГЕРОЙ. Путеводительпо историческим местам города/ Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. - Волгоград,1978
Город на канале: о прошлом, настоящем Красноармейска/под ред. П.П. Попова, Т. Л. Мельниковой – Волгоград,1997.
Директивы верховного главнокомандования вооруженных сил Германии. М., 2007
И в бою, и в труде/Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, бывших работников ОАО «Каустик».- Волгоград: Панорама, 2007.
Книга Памяти Красноармейск в годы Великой Отечественной войны. МУК «Централизованная система городских библиотек» Библиотека-филиал № 29. Волгоград 2012
Попов П.П. Верные долгу и чести. Город на канале – 2. Волгоград, 2006
Свет великой победы. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области.- Волгоград: «Вика- плюс», 2007.
Энциклопедия. Сталинградская битва /Гл. ред. Загорулько М.М., Волгоград, 2007
http://vpravda.ru/2011-03-11-20-25-11/item/5703
http://weapon2.ru/weapon/pulemyot-maksima.html
http://www.militera.lib.ru
http://www.pobeda34.ru/info/publication/920
|
|
|