Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки


Скачать 56.43 Kb.
НазваниеНародная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки
Дата18.02.2016
Размер56.43 Kb.
ТипСказка

Литературное чтение

Урок 5.

Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках…»

Тема: Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки.
Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение относить сказочных героев к одной из групп.



Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.



4 2 3 3

Проверка домашнего задания.

– Дома вы перечитали сказку. А насколько вы были внимательны, сейчас увидим.

– Сколько иллюстраций к сказке вы встретили в книге?

– Расскажите, что изобразил художник.

Дети пересказывают соответствующий отрывок.

– Попробуем найти в тексте сказки те предложения, которые подходят к иллюстрации.

– В какой части будем искать предложения к первой иллюстрации? (Во второй части.)

– Прочитайте их. («Иван ... шесть голов под калинов мост сложил».)

Аналогично ведётся работа по остальным иллюстрациям.

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

ΙΙΙ. Итог.


ΙV. Домашнее задание.

4 3 1 1 3

Беседа об особенностях сказки.

– Какие сказочные элементы вы нашли в сказке? Что заметили? (Необычные волшебные события, герои и пр.)

1. Беседа о героях сказки.

– В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им сопереживает читатель. Это положительные герои сказки. (Учитель записывает на доске.)

– Кто к ним относится в этой сказке? (Иван – крестьянский сын.)

– Какой он? (Добрый, храбрый, трудолюбивый. Он добивается своей цели настойчиво, целеустремлённо.)

– В сказке есть отрицательные герои. Кого мы называем отрицательными героями? (Злые силы; те, кто желает плохого положительным героям.)

– Назовите отрицательных героев нашей сказки. (Чудо-юдо о шести, девяти и двенадцати головах.)

– Какое оно? (Злое, жестокое, хвастливое.)

– А что делают старик со старухой, братья, конь Ивана? (Они помогают Ивану.) Они так и называются – «герои-помощники».

– Расскажите, как и чем помогал Ивану каждый из этих героев. (Выборочный рассказ учащихся.) Родители тоже помогли – не стали удерживать Ивана дома.

2. Выполнение задания в тетради (с. 2, №III.2).

– Прочитайте отрывки, в которых есть упоминание о них.

– Кто из героев бывает только в сказке? (Чудо-юдо.)

3. Наблюдение над особенностями волшебной сказки.

– Это одна из примет того, что наше произведение является сказкой.

– Давайте отыщем и другие сказочные приметы:

1) Особые начало (зачин) и концовка сказки.

2) Троекратный повтор действия.

3) Сказочные время и место действия (чужедальняя сторона, жили-были, некоторое царство, некоторое государство).

4) Наличие волшебных предметов.

5) Наличие особых сказочных слов, устойчивых словосочетаний, чисел.

Ученики под руководством учителя находят приметы сказки в тексте, зачитывают и выделяют карандашом.

Чтение понравившегося отрывка. 4

Работа в парах. Один читает, другой оценивает правильность и выразительность чтения. Потом меняются ролями.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Чему учит эта сказка? (Волшебная сказка стремится вызвать восхищение сильным, мужественным героем, который защищает свою Родину, и осудить злодея. Она выражает уверенность своих создателей в торжестве добра.)

– Почему эта сказка и сейчас привлекает внимание читателей? (Нам близки и понятны чувства, поступки героя сказки. То, что раньше ценилось в людях: смелость, настойчивость, трудолюбие, – ценится и сейчас.) 4

Подготовиться к пересказу любой части сказки (на выбор).


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Деятельность учащихся:

– участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения;

– читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;

– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).

© Баласс, 2012