Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4» «Утверждаю»


Скачать 148.41 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4» «Утверждаю»
Дата26.04.2016
Размер148.41 Kb.
ТипРабочая программа
  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение

  2. " Средняя общеобразовательная школа № 4»




«Утверждаю»:

Директор МОУ «СОШ № 4»

__________________ С.А.Удальцов

Приказ ______ от «___»__________2014 г
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано»:

гуманитарного цикла Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

Руководитель: ______________________ Т.Л. Хлызова

Клепикова М.Л. «_____» ______________ 2014 г.

Протокол № ____________

«____» _____________ 2014 г.



Рабочая программа

учебного предмета Обществознание

в 6 «а, б» классе

на 2014-2015 учебный год

  1. Учитель: Завгородний Дмитрий Анатольевич



2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю, носит преимущественно пропе­девтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Актуальность программы: содержание основного общего образования по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основ­ные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными со­держательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элемен­том содержания учебного предмета «Обществознание» яв­ляется опыт познавательной и практической деятельнос­ти, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной дея­тельности в учебном процессе и социальной практике.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему. В 6 классах получают развитие приобретенные в начальной школе представления об обществе, семье, Родине, Конституции, гражданине, образцы позитивного социального поведения, соответствующего моральным и правовым нормам. Рассматриваются жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, в том числе правила взаимоотношений ребенка с семьей, с ученическим коллективом, взрослыми; осмысливается опыт общения с социальной и природной средой. Формируются первичные знания о правах человека, в особенности правах ребенка, способах их защиты, этических нормах, государстве и законах, социальных институтах и процессах. Овладение этим материалом обеспечивает развитие гражданского самосознания, способствует первичной социализации учащихся. Программа предусматривает включение региональных компонентов исторического образования (до 12 % учебного времени). Это содействует сохранению единого образовательного пространства в территориальных рамках Архангельской области, а также дает учащимся возможность проявить творческую активность. Подготовлена на основе Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области по обществознанию. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Назначение курса – содействовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Изучение обществознания (включая экономику и пра­во) в основной школе направлено на достижение следу­ющих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Ожидаемый результат

Программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются:

  • умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас­считанных на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В 6 КЛАССЕ



Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в учебный курс обществознание.

1

2

Человек

8

3

Семья

5

4

Школа

4

5

Труд

4

6

Родина

6

7

Добродетели

6




Итого

34



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Человек (8 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Человек — био­логическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество — особая пора жизни. Особенности под­росткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, иг­ра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между дея­тельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Региональный компонент: деятельность человека на Севере. Природные условия края. Влияние северной природы на биологическую основу человека. Проблема сохранения здоровья северян. Особенности характера у северян. Различные виды познавательной деятельности: мифы, искусство, народная мудрость. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Ду­ховный мир человека. Мысли и чувства.

Тема 2. Семья (5 ч)

Семья — ячейка общества. Семья под защитой государ­ства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. От­ношения между поколениями. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределе­ние обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Региональный компонент: семья на Севере. Особенности северной семьи: виды деятельности в семье, природа, и семья, образ жизни, семейные традиции.

Тема 3. Школа (4 ч)

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная дея­тельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться. Региональный компонент: различные формы учебных заведений в области. Выдающиеся учителя, преподаватели. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд (4 ч)

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие бла­гополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Региональный компонент: выбор профессии на Севере.

Тема 5. Родина (6 ч)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъ­екты Федерации. Многонациональное государство. Рус­ский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граж­дан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонацио­нальная культура России. Межнациональные отношения. Региональный компонент: наша Родина – Север. Социальная структура области и района. Национальность жителей района. Особенности жизни северян.

Тема 6. Добродетели (6 ч)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хо­рошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к лю­дям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Региональный компонент: кому можно оказать поддержку в нашем городе?

Календарно – тематическое планирование

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС

Дата



урока

Глава и тема урока

Домашнее

задание




1

Введение в учебный курс обществознание.

тетрадь







Глава 1. Человек

(8 часов)







2

Человек родился

§ 1 зад. 1,3




3

Человек – личность

§ 2сочинение- эссе




4

Особый возраст: отрочество

§ 3 вопр. 1




5

Познай самого себя

§ 4




6

Познай самого себя

§ 4 зад.1,2,5




7РК

Человек и его деятельность.

Деятельность человека на Севере.

§ 5 термины




8

Что человек чувствует, о чем размышляет

§ 6




9

Обобщающий урок по главе «Человек»










Глава 2. Семья

(5 часов)







10

Семья – ячейка общества

§ 7 рисунок




11РК

Семья на Севере.







12

Семейное хозяйство

§ 8 вопросы




13

Делу время, потехе час

§ 9 зад.1-4




14

Урок-практикум по главе «Семья»










Глава 3. Школа

(4 часа)







15

Профессия – ученик

§ 10




16РК

Выбор профессии на Севере

тетрадь




17

Одноклассники, сверстники, друзья

§ 11




18

Обобщающий урок по главе «Школа»

Подг. пословцы о труде







Глава 4. Труд

(4 часа)







19

Труд – основа жизни

§ 12 вопросы




20

Труд и творчество

§ 13




21

На пути к жизненному успеху

§ 14




22

Обобщающий урок по главе «Труд»

Подг. пословцы о патриотизме







Глава 5. «Родина»

(6 часов)







23

Что значит быть патриотом

§ 15 вопр. 4




24

Символика России

§ 16




25

Символика России

§ 16 зад. 2




26

Гражданин – Отечества достойный сын

§ 17




27РК

Мы – многонациональный народ.

Национальный состав жителей области.

§ 18




28

Практикум по главе «Родина»










Глава 6. «Добродетели»

(6 часов)







29

Человек славен добрыми делами

§ 19 зад. 1,4




30

Будь смелым

§ 20




31

Что такое человечность

§ 21




32РК

Кому можно оказать поддержку в нашем городе?

тетрадь




33

Урок-практикум по теме «Человек и общество»







34

Итоговое обобщение





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


  1. Обществознание Программа для 6 -11 классов. Авторы: Л.Н.Боголюбов и др./Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание М., Просвещение, 2009.

  2. Программа курса «Обществознание» М. Глобус, 2009

  3. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова. М, Просвещение, 2011

  4. Степанько С.Н. Обществоведение 6 кл. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. Волгоград: Учитель, 2010

  5. Иванова Л. Обществознание: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений к учебнику Л. Н. Боголюбова. М, Просвещение, 2008

  6. Боголюбов Л.Н. Обществоведение. Методические рекомендации. М., Просвещение, 2004

  7. Программа регионального компонента основного общего образования по обществознанию Архангельской области. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.. / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006

  8. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014