Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Моя малая родина. Село Кой


Скачать 85.77 Kb.
НазваниеМоя малая родина. Село Кой
Дата22.02.2016
Размер85.77 Kb.
ТипДокументы

Моя малая родина. Село Кой.


Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду - смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

(З. Александрова)

Первое упоминание о селе Кой относится к 1238 году. В книге Василия Яна "Батый" читаем:

«Отряд Бату-xана прибыл в Углич, оттуда рекой Корожечной поднялся вверх по течению до лесного поселка Кой. Третий отряд пошел на город Мышкин и далее, пробираясь лесными дорогами, направился к верховьям реки Мологи. Татары пытали на огне захваченных в пути крестьян, стараясь выведать от них, где находится боевой стан князя Георгия владимирского. Мелкие татарские отряды были разосланы Бату-ханом для разорения великого княжества владимирского. Они жгли все встречные города и погосты. В начале марта Бату-хан стоял в лесном поселке Кой, где нашел много сена, заготовленного к весеннему сплаву. Темник Бурундай расположился в Бежецке. Оба уже знали, что где-то невдалеке,среди дремучих лесов, собираются воинские силы великого князя Георгия.»

В марте 2008 года исполнилось 770 лет битве на реке  Сить русских воинов с монголо-татарскими завоевателями. Лаврентьевская летопись гласит: «Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили все на Волге до самого Галича Мерьевского.   Еще другие пошли на Переяславль и взяли его оттуда всю эту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы не воевали татары на Суздальской земле. В один месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов». (Летопись по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872).

История села.

Село Кой, известное с 15 века старинное торговое село, находится в 25 км к юго-востоку от Сонково.

Кой был славен своими ярмарками. Обычно ярмарки проводились на протяжении всего года и приурочены были к сезонным и церковным праздникам. В селе Кой Сонковского района ярмарки проходили едва ли не каждое воскресенье. На ярмарки стекался разный торговый люд из Рыбинска, Череповца, Твери, Устюжны и даже из Новгорода. Торговали разным товаром. Село Кой славилось конными ярмарками. Привозили лошадей отовсюду. Еще торговали птицей, рыбой, свиньями, мукой и дегтем. Ярмарка в селе Кой сохранилась в памяти людей, как яркое событие, как пёстрый праздник. Балаганы, качели, карусели, ледяные горки зимой - без этого ярмарка не обходилась. Бойкие продавцы умели так обрабатывать гулящий люд, что те и опомниться не успевали, как набирали ненужные товары. К сожалению, память не донесла до нас имен остроумных продавцов. Остались только их веселые присловия. Старейшая жительница села Кой Кучина Александра Николаевна рассказывала, что богатые любили вечером в праздники кататься на колясочках вдоль деревни. Это было яркое и красочное зрелище, особенно на Пасху и на Масленицу. Лошадей наряжали, или, как здесь говорят, “бантили”.

В селе было четыре храма, и у каждого свои прихожане.

Самой красивой была Церковь Троицы (1731 года с оградой и воротами, с двумя рядами торговых рядов и часовней 1805 года), построенная во имя Животворящей Троицы с благословения архиепископа ростовского и ярославского Георгия. Строительство начато в 1721 году 20 января.

В храме служил священномученик Виктор Ильинский, родившийся 31 октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы в Новгородской губернии и вернулся в родное село, где служил священником его отец. Виктор Николаевич был учителем в церковно-приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме псаломщиком. В 1912 году он был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Едва в 1918 году в России была установлена советская власть, начались гонения на Православную Церковь. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Из заключения он вернулся в родное село. В 1927 году местные власти развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступили с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать о. Виктора.

В 1930 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Кой. Сразу же после рукоположения власти арестовали его и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм.

Преследования священника, однако, не прекратились — в 1934 году о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Его приговорили к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере, но по состоянию здоровья в 1935 году он был освобожден и вернулся в родное село.

В марте 1936 года сотрудники НКВД произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших.

Священнику был учинен допрос по поводу найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись по долгу его священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая Троицкого и епархиального архиерея архиепископа Фаддея. На этот раз священника не арестовали. Отец Виктор продолжал служить в храме И к 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось. 12 ноября 1937 года о. Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

В XIX – начале XX века селом владели дворяне Пономаревы: Николай Иванович, камер-юнкер, и его дети Николай, полковник, Александр, поручик, Александра (баронесса Дризен).

В состав имения Пономаревых входили село Шолтомеж, деревни Ботовицы, Глибени, Елупово, Павлово, Старово.

В их имении было открыто училище, при имении был сад и при нем две каменные бабы.

С приходом Советской власти на территории Койской волости созданы "голодные комитеты" (прообраз комбедов). В 1929 в селе образована коммуна "Труд", в 1931 – колхоз, которому впоследствии было присвоено имя П.В. Майорова.

Пётр Васильевич Майоров родился в деревне Корино Сонковского района Тверской области 3 июля 1889 года. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 14 лет уехал в Петроград и поступил на завод «Новый Лессер», там же вступил в марксистский рабочий кружок. В 1914 году организует Тверское земличество , возглавляет отряд рабочей милиции. Майоров участвует в штурме Зимнего дворца. Делегат Второго Всероссийского съезда Советов от Кашинского уезда Тверской губернии. Член ВЦИК. 20 января 1919 погиб на Уральском фронте. Именем П.В. Майорова назван проспект в Санкт-Петербурге.

К сожалению, Кой за последние десятилетия из большого ярмарочного села с четырьмя храмами и часовней, с не одной тысячей населения превратился в деревню сотни на 2-3 человек.

Особенно тяжелыми для села и крестьян выдались годы Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, дома остались только женщины, дети и старики. На их плечи и легла вся работа. И хотя фронт не дошел до села, здесь было не легче, чем на передовой: надо было работать в поле, ухаживать за скотиной. А лошадей на селе не оставалось, они тоже были на фронте. Все приходилось делать вручную. Кроме того, молодых девушек и женщин, а также подростков направляли то на рытье окопов по Тверь, то на лесозаготовки, то на торфоразработки.

Окончилась война. Немногие вернулись с фронта. В каждой семье не досчитались отца, брата или сына. На деньги односельчан в 1975 году в Кою был открыт памятник Скорбящей матери. Ежегодно односельчане 9 мая приходят к памятнику, чтобы отдать дань памяти погибшим. Дети приносят цветы. Цветы возлагают и к небольшому памятнику на сельском кладбище. Это могила двух летчиков, похороненных в Кою в 1941 году. Долгое время могила была безымянной. Учащиеся Койской восьмилетней школы искали имена летчиков. Их старания не прошли бесследно. Из письма, пришедшего из Центрального архива Министерства Обороны СССР в апреле 1988 года, они узнали фамилии погибших воинов: Марчишина и Баранова.

Любимый учитель А. С. Пушкина.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

(А. С. Пушкин)

Вот уже много лет в России ежегодно проводятся Пушкинские праздники, и. когда речь заходит о самых дорогих и близких поэту людях, всегда вспоминают нашего земляка Александра Куницына, его любимого лицейского учителя.

По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, «Пушкин, охотнее всех других классов занимался в классе Куницына».

Александр Петрович Куницын родился в 1783 году в селе Кой. Его отец служил дьячком в местной Троицкой церкви. Первым учебным заведением, где Александр Куницын постигал азы науки, было Кашинское духовное училище. Потом он продолжает учебу в Тверской семинарии. В 1803 году Куницына, как одного из лучших учеников семинарии, направляют продолжать учиться в престижный Санкт-Петербургский педагогический институт. В 1807 году он заканчивает этот институт по курсу нравственно-политических наук. Вскоре его «за отличные успехи и примерное добронравие» посылают для совершенствования знаний за границу — сперва в Германию, а потом во Францию. Александр Петрович слушает лекции в Геттенгенском и Парижском университетах.

Вернувшись на родину и получив звание адъюнкт-профессора в 1811 году 17 августа определяется на службу в Царскосельский лицей, основанный императором Александром I. 19 октября на церемонии открытия лицея профессор политических и нравственных наук А.П. Куницын, обращаясь к лицеистам, сказал: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями». Этот день навсегда сохранился в памяти Пушкина. В 1836 году, по случаю 25-летия со дня открытия лицея, в стихотворении «19 октября» он напишет:

Вы помните:

Когда возник Лицей,

Как царь для нас

Открыл чертог царицын,

И мы пришли.

И встретил нас Куницын

Приветствием меж

Царственных гостей…

Полный курс лекций Куницына был весьма обширен, состоял из 12 циклов. Он читал лицеистам лекции по психологии, логике, этике. Но особый интерес у слушателей вызывали его юридические лекции по праву естественному, праву гражданскому, праву финансовому и праву уголовному.

На своих лекциях профессор Куницын говорил лицеистам о цели общества, об идеалах добра, свободы и справедливости, о правах и обязанностях правительства, осуждал тиранию, отмечал решающую роль народа в выборе власти. Слова его об уважении к простому человеку, о свободе и равенстве всех граждан страны перед законом, о необходимости отменить крепостное право в России навсегда запомнились его ученикам.

Прогрессивные взгляды Куницына привели к тому, что в 1821 году он был смещен с занимаемых им должностей в лицее и уволен со службы по Министерству народного просвещения. Поводом для расправы с Куницыным послужила его книга «Право естественное». Эта книга была запрещена, так как, по мнению правительства, в ней содержались мысли «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных».

Главная книга Куницына «Историческое изображение древнего производства в России» вышла в свет через три года после его смерти.
Умер Александр Петрович Куницын 1 августа 1840 года и похоронен в Петербурге на Георгиевском кладбище (Большая Охта). Ныне, к сожалению, его могила утеряна. Но память о нем жива. Наш земляк по праву вошел в историю России хотя бы уже потому, что научил свободомыслию Пушкина.

Народное образование.

В 1829 году в имении Николая Ивановича Пономарева в селе Кой открылась школа (училище). Дети крепостных крестьян получили возможность учить грамоту. Занятия в школе проводили дьякон и дьячок Троицкой церкви и обучали они детей арифметике, чистописанию, грамматике, чтению гражданскому и церковному, закону Божьему и нотному пению. За свой труд они получали в год 38 рублей серебром, а обучали 35 мальчиков. Содержали же школу на народные средства, то есть собранные «с миру» - 50 рублей серебром в год.

В 1905 году для школы было построено новое просторное здание. Школа была преобразована во второклассную, то есть начальную школу и педагогическое училище. С тех пор до 2012 года дети села Кой и близлежащих деревень получали знания в нашей школе. В июне 2012 года школу закрыли…
Список использованных материалов:

  1. Летопись по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872

  2. http://valuh.livejournal.com/

  3. http://forum.vgd.ru/1/9548/

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

  5. http://selo-koi.narod.ru/

  6. http://www.savelrr.ru/poselenie-sonkovo.html

  7. http://www.sonkovo.ru/

  8. http://sobory.ru/article/?object=20733