Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Мотив пути в литературе


Скачать 98.51 Kb.
НазваниеМотив пути в литературе
Дата22.04.2016
Размер98.51 Kb.
ТипДокументы

Мотив пути в литературе

 Одной из сквозных тем русской литературы является тема пути-дороги, которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Почему возник такой сквозной сюжет и почему выделяют такую тему в русской классической литературе.

Тема пути-дороги

Мотив пути прослеживается и в древнерусской литературе, и во многом это обусловлено историческими обстоятельствами, которые определили судьбу русской земли. Древние князи и цари отправлялись в путешествие по разным причинам - осваивать новые территории, защищать свои земли и расширять свой кругозор.

Если говорить о более позднем периоде, то даже по названиям произведений 18 века видно, что такая тема активно развивалась в литературе. Примером может послужить книга А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и книга Н. Карамзина "Письмо русского путешественника", в основу которой легли его впечатления от Франции, Англии и Германии.

Тема пути-дороги развивается и в литературе 19 века, и теперь она выступает в роли сквозного сюжета во многих знаменитых произведений русской классической литературы. Это и "Евгений Онегин" Пушкина, в котором главный герой "в пыли на почтовых" мчится в деревню и через некоторое время снова отправляется в путь, и "Горе от ума" Грибоедова, где Чацкий возвращается из-за границы на Родину.

А главный герой романа "Герой нашего времени" Печорин постоянно находится в разъездах, и даже находит смерть в дороге. Известным путешественником был Чичиков, колоритный персонаж "Мертвых душ" Гоголя. Да и в самом произведении можно найти величественные описания образа дороги, которые раскрывают мощь и красоту русской земли.

А в произведении Тургенева "Отцы и дети" персонажи постоянно находятся в пути - с дороги начинается сам роман, и на протяжении его герои перемещаются по разным губерниям и имениям.
Мотив пути и традиции духовной литературы

Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде "Войны и мира", в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.

Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина "Зимняя дорога", "Для берегов отчизны дальней", "Бесы", "Дорожные жалобы", стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и "Прощай, немытая Россия...", стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога", "В дороге", "Размышления у парадного подъезда".

Дорога в фольклоре

Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога - это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.

Ярким примером служит образ "странников", созданный Некрасовым. Он посвятил поэму "Коробейники" именно тем, кто постоянно кочует с одного места в другое, для них нахождение в дороги - это привычный образ жизни. 

Путь как движение человеческой души в русской литературе


 Роман-путешествие впервые появился в литературную эпоху сентиментализма. Дорожные размышления, дневники, письма и путевые записки хорошо позволяли передавать все мысли и чувства героя, что и является главным в сентиментализме показать внутренний мир человеческих эмоций, психологию героя.

Многие авторы использовали тему пути, чтобы раскрыть ту или иную проблему. В фольклоре дорогу также принято связывать с жизненным путем, который проходит каждый человек. Именно поэтому многие песни и народные сказки содержат в себе рассказы о путниках, перекрестках и дорогах.

Путешествия героев русской литературы и их духовный путь


Самый известный роман-путешествие в русской литературе это «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, посвященное проблеме жизни российских крестьян в эпоху крепостного права. «Я взглянул окрест себя, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала», - так начинает Радищев своё повествование.

Его лирический герой едет из одной столицы в другую, по дороге рассматривая быт жителей маленьких деревень и городков. В каждом из них ему рассказывают (или он видит сам) какую-либо печальную историю о крестьянской жизни.

Система повествователей в этом произведении сложна (в некоторых главах есть свои рассказчики), однако все равно видно, насколько глубоко задевают Путешественника проблемы несчастных крестьян. Лирический герой приходит к выводу, что так дальше жить нельзя, рассматривает несколько «проектов» по переустройству страны, которые якобы находит по пути. 

Другой роман-путешествие, также продолжающий традиции сентиментализма это поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Как и у Радищева, путешествие здесь понимается в буквальном смысле главный герой, хозяин-приобретатель Чичиков, ездит по всей стране и скупает у помещиков мертвые крестьянские души для своего имения. Во время поездок Чичиков, глядя вокруг, размышляет о родной стране.

Как и в произведении Радищева, одна из главных проблем, которые волнуют его это крестьянский вопрос: Чичиков видит по дороге нескольких простых мужиков и понимает, насколько тяжела и беспросветна их жизнь. Он рассуждает о загадочной русской душе, а вместе с ней и о русском языке, который помогает многим людям сохранять себя.

Также в контексте темы дороги Гоголь в поэме рассуждает и о пути России вперед несмотря на то, что сегодняшний день связан с многими печалями, будущее у России великое, и страна не должна оглядываться на западных соседей. Собственный, особый путь это то, что нужно и любому человеку, и стране.

Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя


 Тема дороги и путешествия всегда привлекала и русских, и зарубежных писателей. Отчасти это связано с литературными традициями сентиментализма, для которого характерен был роман-путешествие. В русской литературе самым ярким примером этого стало "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.

Однако и после того, как сентиментализм был смещен на литературной арене другими направлениями, тема пути не потеряла своей актуальности в творчестве многих авторов. Обычно дорогу принято рассматривать в неком символическом, переносном значении, нежели в прямом.

Тема пути в творчестве Пушкина


Например, А.С. Пушкин обращается к теме пути в романе "Евгений Онегин". Точнее, читателям остается лишь догадываться, что он обращается к этой теме, ведь десятая глава романа, "Путешествие Онегина", была уничтожена автором из-за соображений цензуры.

Но суть в том, что Онегин уезжал, причем уезжал не просто так - он скорее бежал от той жизни, которая осталась после трагической дуэли с Ленским. Здесь Пушкин продолжает традицию сентиментализма, согласно которой герой в путешествии не только рассматривает новые пейзажи, но и обнаруживает новые грани собственной личности.

Тема пути в творчестве Лермонтова


Тех же принципов придерживается и М.Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени", который замышлялся как путевые записки Печорина. Действие каждой главы романа начинается с того, что Печорин переезжает в новое место.

Для него эти поездки имеют примерно то же значение, что и для Онегина - будучи ссыльным, Печорин вынужден менять места своего пребывания по велению вышестоящих лиц. Однако во время этих переездов Печорину удается получить новые и новые жизненные уроки.

Тема пути в творчестве Гоголя


Ярче всего представлена тема пути в поэме Гоголя "Мертвые души". Согласно существующим литературоведческим традициями, тему путешествия в этой поэме следует рассматривать в трех значениях.

Первое - это путешествие Чичикова как таковое, его поездки от одного помещика к другому, скупка мертвых душ. Во время этого путешествия Чичиков, в соответствии с традициями сентиментального романа, размышляет о многих важных вещах, например, о русском языке. Чичиков считает, что дорога - это некий символ жизни, который помогает перейти из одного жизненного этапа в другой и забыть о минувшем.

Другое значение дороги в этой поэме - это размышления о жизненном пути России. Гоголь считает, что у России особый путь, отличный от западного, и будущее у России великое.

И, наконец, третье значение пути в поэме "Мертвые души" - это творческий путь самого Гоголя, о котором он говорит в одном из лирических отступлений: у каждого человека свое представление о счастье и о судьбе писателя. Гоголь признает, что его герои могут показаться современникам странными, но он не собирается отказываться от них.

Путь –

То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути.
Железнодорожная колея, линия.
Направление, маршрут.
Путешествие, поездка.
Направление деятельности, развития чего-нибудь.
Польза, толк. В этом парне пути не будет.

Дорога –

  1. Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
    2. Место, по которому надо пройти или проехать; путь следования. Сбиться с дороги. Открыть дорогу. Стоять на дороге (перен.).
    3. Путешествие, пребывание в пути.
    4. (Перен) Средства достижения какой-нибудь цели., жизненный путь.

Александр Андреевич Чацкий

Жизнь Чацкого – это сплошное путешествие: Россия – заграница, Россия – неизвестность)

Путь духовного развития лишь угадывается: вероятнее всего, это путь декабриста, но, может быть, это путь мыслителя, или писателя, или учёного.

Грибоедов показывает одного из ранних декабристов (поступки Чацкого отражают его принципы, соответствующие программам ранних декабристских обществ), поэтому автор не может дать никаких ориентиров движения героя в пространстве, но показывает стремление, путь  героя и близких ему людей  к правде, к общественному благу, путь долга. 

.

Евгений Онегин.

Путь познания (от незнания – к  постижению разных наук: литературы, истории, экономики, права и, как следствие, – превращение петербургского DENDIв философствующего затворника, а затем – в путешественника, познающего историю страны и мир людей).

Путь души (от неспособности любить, сопереживать, понимать чувства другого человека, от снобизма – к уважению человеческого в человеке и к способности любить и страдать).

В 20-е годы  XIX века дорогой чести стала дорога декабристов. 
А. С.Пушкин ведёт этой дорогой своего героя, показывая, как типичный молодой дворянин познает мир, радуясь, огорчаясь, ошибаясь, трагически заблуждаясь, осознавая собственные ошибки, познавая человека и  историю  страны. Итогом 
этого пути   становится появление благородной (не только по происхождению, но и по сути) личности, способной уважать, ценить, любить людей; способной страдать, осознавая несовершенство мира.
На первый план в романе выходят не политические убеждения Онегина, а именно человеческая его сущность, благородство души, способность живо чувствовать.

Григорий Александрович Печорин

В пространстве – путь на Кавказ, передвижение по  Кавказу, отъезд в Грузию, путь в Персию,  путь в неизвестность.

Духовный путь – путь самопознания, самобичевания, нахождения и осмысления собственных слабостей,
путь преодоления этих слабостей.

Путь героя представлен как движение от детального, порой безжалостного анализа собственных поступков, собственного характера – к анализу поведения  отдельно взятого человека (история взаимоотношений  с Грушницким),изучению общества и законов его жизни («водяное общество») –постижению смысла жизни, обретению любви, стремлению к вере.

Лермонтов  представляет человека, который  от детального анализа собственных поступков, собственного характера и внутреннего мира  идёт к анализу общества; который через ошибки, потери поднимается до обретения любви и веры.

Примерные формулировки:

1. Путь лучших людей в литературе 19 века – это всегда путь поиска правды, своего места в жизни, путей переустройства самой жизни, как правило, это путь к любви и вере, путь к гармонии, т.е. путь духовного становления.

2. Путь героя 19 века – это движение во внешней среде – к появлению общественного деятеля; в духовной сфере – к формированию лучших человеческих качеств.

Многотрудные дороги литературных героев, порой трагические, порой драматические: от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных потребностей, а далее – к философскому осмыслению мира и сущности человека.

ФИЛОСОФИЯ

В основе Пути лежит вера, трудолюбие и терпение, а начинается всё с большого желания и первого шага. Чтобы по-настоящему понять Смысл и Основу жизни, необходимо однажды принять умом и сердцем выбранный Путь и никогда ему не изменять на протяжении всей жизни. 


Чтобы появился Путь и жизнь наполнилась смыслом, необходимо большое желание, цель и система самосовершенствования.

Путь Домой

Птиц несёт попутный ветер,

Степь зовёт живой травой,

Хорошочто есть на свете

Это счастье - путь домой.

Слова: Б. С. Дубровин

Проблема выбора жизненного пути

«Война и мир» Л.Толстой

«Отцы и дети» И.Тургенев

«Горе от ума» А.Грибоедов

«Тихий Дон» М.Шолохов

Источник

  1. http://www.nado5.ru/e-book/tema-puti-dorogi-v-literature-v-folklore

  2. http://festival.1september.ru/articles/574208/