Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методические рекомендиции по нормам


Скачать 351.97 Kb.
НазваниеМетодические рекомендиции по нормам
страница1/2
Дата06.05.2016
Размер351.97 Kb.
ТипДокументы
  1   2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ

объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся

при проверке письменных контрольных и

самостоятельных работ учащихся

первой ступени образования.
Для составления рекомендаций использованы:

  • письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998 г.

  • информация из газеты «Начальная школа» № 4 1997 г.

  • журнал «Завуч школы» 5/2003

  • письмо МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004.


Согласно письма МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004 в начальной школе «Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы рекомендуется проводить четыре раза в год: за 1ю, 2ю, 3ю учебные четверти и в конце года. Исходя из вышеперечисленного, администрация школы, педагогический совет и методическое объединение учителей совместно решают вопросы о количестве и сроках проведения контрольных работ в данном образовательном учреждении».


  1. Виды контроля результатов обучения.

Текущий контроль - оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.

Основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доздать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год.

Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким (в пользу учащегося).


  1. Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира (беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Цель: проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. На начальном этапе становления умения и навыка самостоятельная работа не оценивается отметкой. На стадии закрепления, автоматизации - оцениваться отметкой.

Динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников (индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы).

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле. Целью - проверка знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой.

Графические работы (рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.). Цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.


  1. Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Не допускать формального "накопления" отметок, ориентируясь на "среднюю" отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.

Например, школьник получил за диктант по русскому языку "2", так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая "2" недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом класс". Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1").


  1. Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

  • отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

  • не более одного недочета;

  • логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

  • использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;

  • самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния к предмету обсуждения;

  • наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не бо­лее 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

  • незначительные нарушения логики изложения мате­риала;

  • использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

  • отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:

  • не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

  • отдельные нарушения логики изложения материала;

  • неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

  • наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отноше­ния учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выпол­нения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). В журнал вторая оценка не вносится.

Сниже­ние отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокра­щений слов, отсутствуют поля и красные строки.




  1. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализиро­вать его возможности и прилежание.

Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ


  1. ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.




    1. Контрольные работы (диктанты, списывания, изложения).




1 класс

всего

2 класс

всего

3 класс

всего

4 класс

всего

к/диктант

0,0,0,1

1

2,2,3,2

9

2,3,2,2

или

2,2,3,2

9

2,2,4,2

10

к/списывание

0,0,0,2

2

1,1,1,1

4

1,1,1,0

3

1,0,0,1

2

к/изложение

нет

0

0,0,0,1

1

0,0,0,1

1

0,1,1,0

2


Объем диктанта:

Объём диктанта в 1 классе – в течение года 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов; в конце года 15 слов для диктанта или текст из 15 слов для списывания.





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

35-40 слов

3 класс

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

55-60 слов

4 класс

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов


На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30минут в 1 классе.
1.2.Классификация ошибок и недочётов.

Учет ошибок в диктанте:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").

Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").

Ошибкой считается:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие "красной" строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание:

  • 2 исправления считаются за 1 ошибку;

  • при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения;

  • при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык;

  • при оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок;

  • ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы;


При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так как данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
1.2.1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:

  1. 3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

  2. 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  3. 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

1.2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Отметка "2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении оценки за диктант.

1.2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь проверяется умение списывать с печатного текста, также обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:

  1. 3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

  2. 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  3. 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

1.3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ


Объем:

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 4 и более ошибок.

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс - 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.




1класс

-

2класс

9

3класс

9

4класс

9


1.4. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (развитие речи).

На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).
Контрольные изложения

2 класс - 1 в конце года;

3 класс - 1 в конце года;

4 класс - 2 (1полугодие и 2 полугодие по одному).

Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.

Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов), в 4 классе – 11-12 предложений или 70-80 слов.
При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
1.4.1. Критерии оценки творческих работ.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.

При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:

  • несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);

  • внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

  • неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в несвойственном ему значении.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • Наличие ошибок на изученные правила по орфографии (включая грубые пропуски, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах).

  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса.

  • Отсутствие изученных знаков препинания в тексте.

  • Существенные отступления от авторского теста при написании изложения, искажающие смысл произведения.

  • Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.

  • Употребление слов в несоответствующем им значении.

  • Недочёты:

  • Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.

  • Незначительные нарушения в логике событий авторского текста при написании изложения.

  • Отсутствие красной строки.


Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка "5" - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка "3" - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка "2" - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:

  1. 3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

  2. 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  3. 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка "5" - логически последовательно раскрыта тема.

Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности.

Отметка "3" - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка "2" - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов в главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:

  1. 3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

  2. 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  3. 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
1.4. ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


  1. ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ.

2.1. Контрольные работы
Контрольные работы


Классы

Четверти

Всего

1

2

3

4

1класс

-

-

-

1

1

2класс

-

1

3

2

6

3класс

2(3)

3(2)

4(4)

3(3)

12

4класс

2(3)

3(2)

4(4)

3(3)

12


Математические диктанты
Минимальный объём 12 действий.

1класс

-

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" – 1/5 часть действий выполнена с ошибками.

Отметка "3" – 1/4 выполнена не верно.

Отметка "2" – 1/2 выполнена не верно.

2класс

9

3класс

9

4класс

9


2.1.1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1.1.1 Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

  • неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

  • наличие записи действий;

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

2.1.1.2. Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

  • неправильное произношение математических терминов.


2.1.2. Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме.

Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

  1   2