Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка открытого бинарного урока: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА:
«Взаимосвязь предмета товароведение и производственного
обучения»
СОГЛАСОВАНО
на заседании
методической комиссии
РАЗРАБОТЧИКИ: мастер производственного обучения Комарова М.И. преподаватель СПТ Невярдовская Г.П. методист ИППЛ Вилкова И.Э.
Санкт-Петербург, 2009
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Комаровой Марины Ивановны
И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ»
Невярдовской Галины Павловны Сценарий бинарного урока по предмету «Товароведение продовольственных товаров» и производственного обучения. Группа 121. ПРОФЕССИЯ: продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир. ТЕМА УРОКА:
1. хлебобулочные изделия;
2. обслуживание покупателей. ТИП УРОКА: урок проверки уровня теоретических знаний и профессиональных умений. ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательная цель.
Обобщение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков при обслуживании покупателей и реализации хлебобулочных изделий.
2. Воспитательная цель.
Формирование ценностного отношения к профессии, умения обслуживания покупателей, повышение уровня общепрофессиональных знаний и умений.
3. Развивающая цель.
Формирование и развитие организаторских, коммуникативных способностей, самостоятельности в поиске новой информации, оперативности мышления, умение решать практические задачи. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Вербальные средства обучения:
Учебно-методическая литература:
И.В.Муравина «Основы товароведения», М.АСАДЕМА, 2007 г.
Е.Ю.Райкова «Теория товароведения», М.АСАДЕМА, 2006 г.
С.А.Прокофьева «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами»,М.ПрофОбрИздат, 2001 г.
З.П.Матюхина, Э.П. Королькова «Товароведение пищевых продуктов», М.АСАДЕМА, 1998 г.
Учебное пособие «Товароведение продовольственных товаров», М.Изд.центр «Академия»-2005 г.
Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева «Товароведение продовольственных товаров», Рабочая тетрадь, М.АСАДЕМА, 2002 г.
Изобразительные средства:
Кроссворды – 2 шт.
Плакат на тему «Роль предмета «Товароведение» в профессии».
Плакаты на тему «Хлебобулочные изделия».
Загадки.
Раздаточный материал
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Диалогический метод.
Побуждающе-поисковый бинарный метод.
Дискуссионный метод.
Ролевая игра – производственная ситуация
Метод контроля.
Самостоятельная работа обучающихся в разгадывании кроссвордов, головоломок и загадок
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Бинарный урок ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Групповая.
Индивидуальная.
ХОД УРОКА:
Организационная часть: проверка наличия учащихся, ознакомление учащихся с темой и целью урока.
Рассказ преподавателя (Приложение №1).
Дополнение обучающихся к выступлению преподавателя
(Приложение №2).
Выступление мастера производственного обучения.
Ролевая игра.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подведение итогов: обобщение, выводы(Приложение № 3)
Выдача задания на дом: написать реферат на тему «Хлебобулочные изделия».
Обучающиеся высказывают свое мнение о том, где они могут применять знания по товароведению в своей работе.
При обслуживании любого контингента покупателей.
В оказании помощи при выборе товара.
При отсутствии в продаже нужного покупателю товара предложить аналогичный по своим свойствам товар.
В умении предложить, показать и продать товар покупателю
При оформлении витрин и выкладке товаров в торговом зале.
При организации правильного хранения товара
В умении отличить качественный товар от некачественного,
в знании допустимых и недопустимых дефектов и причинах их возникновения ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение). Приложение № 2 Где можно применять знания предмета «Товароведение» в профессии «продавец продовольственных товаров», «контролер-кассир»?
В формировании ассортимента товаров в магазине, т.е. при заказе поставщикам товаров, которые нужны покупателю.
При обслуживании любого контингента покупателей: от детей до пожилых людей.
В оказании помощи в выборе товара людям, имеющим проблемы со здоровьем (диабет, ожирение и т.д.) квалифицированным советом.
При оформлении витрин торгового зала и выкладке товаров на рабочем месте продавца, зная классификацию товаров и выкладывая их по группам, видам и сортам.
При организации правильного хранения товаров, с учетом оптимальных режимов хранения отдельных видов товаров и товарного соседства.
В умении прочесть маркировку товаров на упаковке и консультации покупателей об интересующем его товаре: например, жирности, калорийности, сроках годности, стране-изготовителе.
В знании дефектов товаров, причинах их происхождения и умении отличить качественные товары от некачественных.
В умении предложить, показать и продать товар покупателю.
При отсутствии в продаже нужного покупателю товара предложить аналогичный товар по своим свойствам, назначению. Например, вместо рыбы «трески» - «пикшу».
Знания по «Товароведению» помогут продавцу удовлетворить запросы всех покупателей, тем самым повысить эффективность работы предприятия и заслужить добрую славу и покупателей.
Приложение № 1
Этапы становления товароведения как научной дисциплины. Название науки «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» (знать) и означает «знание о товаре».
Возникновение товара как предмета обмена обусловило необходимость его изучения и описания. Чтобы обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства товаров и затраты на их производство. Дальнейшее развитие производственных отношений повлекло за собой и развитие товароведения, которое можно разделить на 3 этапа:
- товароведно-описательный,
- товароведно-технологический,
- товароведно-формирующий. Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления капитализма как общественной формации, т.е. с середины XVI до начала XVIII в. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, а развитие торговых связей – к расширению области их распространения.
С возрастанием сферы товарного обращения возникает необходимость в квалифицированной информации о товарах, особенно редких, так называемых «заморских», которая знакомила бы покупателя с назначением и свойствами этих товаров.
Задачи товароведения на этом этапе развития торговли сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. Среди первых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в свет в 1575 году. В книге ставилась цель «како молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные».
Как правило, товары описывались в алфавитном порядке без систематизации. Но были и попытки более углубленного изучения товаров. Так, в книге М.Себициуса (1630 г.) дано описание многих пряностей, способы приготовления хлеба, сыра, вин и других продуктов, а также способы увеличения сроков хранения фруктовых соков в результате нагревания. Товароведно-технологический этап развития товароведения длится с начала XVIII до середины XX в. Он совпал с периодом развитого промышленного производства и повышением потребностей, расширением функциональных свойств товаров и географией их производства.
Произошел переход от описания товаров к исследованию влияния факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров; разработка методов исследования показателей качества и т.д. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины.
В этот период товароведение использует и смежные науки: химию, физику, биологию, которые интенсивно развиваются. Большой вклад внесли работы многих ученых. Например, Д.И.Менделеева – о способах рафинизации этилового спирта; В.Левшина – о способах обработки и хранения растительных масел; Л.Пастера, который установил причины порчи пищевых продуктов и др.
Одним из основоположников отечественного товароведения является профессор Казанского и Московского университетов М.Я.Киттары. В книге «Публичный курс товароведения» (1860 г.) он впервые изложил научные основы товароведения (предмет и содержание курса, классификация товаров, их свойства и др.).
Учебный курс он разделил на 2 части: общую, где рассматривались общие теоретические вопросы и частную, где рассматривались отдельные группы товаров.
Дальнейшее развитие товароведения связано с именами П.П.Петрова и М.Я.Никитинского. В 1906 году под их редакцией вышел фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии» в 2-х томах:
том I – о промышленных товарах,
том II – о продовольственных.
Этот учебник неоднократно переиздавался. Шестое и последующее издания называлось «Товароведение».
Развитие товарного обращения вызвало необходимость в специалистах, знающих технологию производства и организацию торговли. Первое коммерческое училище было открыто в России в Москве в 1772 году.
В 1810 году была открыта Московская практическая академия коммерческих наук, где был организован товарный кабинет и введены практические занятия по товароведению.
В 1907 году был создан Московский коммерческий институт, позже преобразованный в Российскую экономическую академию им. Г.В.Плеханова.
Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е г.г. XX века, когда произошло разделение товароведения и материаловедения в самостоятельные науки.
Товароведение перестает детально изучать спрос и технологию производства товаров, а занимается изучением потребительских свойств товаров с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров.
В 1933 году в СССР выходит учебник «Основы товароведения», где особое внимание уделяется вопросам качества. С 1968-1988 г.г. были созданы многотомные «Справочники товароведа продовольственных и непродовольственных товаров», а также учебники по товароведению отдельных групп товаров.
Товароведение как наука получила распространение в мировой практике. Человек, изучающий эту науку, называется товароведом.
Товароведы работают не только в сфере торговли, но и в таких областях деятельности, как производство товаров, таможенное дело, сертификация, стандартизация, экспертная и внешнеэкономическая деятельность и др.
Приложение № 3
Покупатель: «Здравствуйте! Какой у вас богатый выбор хлебобулочных изделий! Я хочу купить для своих детей что-нибудь вкусненькое».
Продавец: «Пожалуйста, могу предложить свежую сдобу: слойки, плюшки, ватрушки, крендель, булочки с маком и с вареньем».
Покупатель: «Ну, а нам с мужем и бабушкой надо помнить о правильном питании. Что у вас из профилактического и лечебного ассортимента хлебобулочных изделий?»
Продавец: «Пожалуйста, у нас есть:
хлебец докторский – с отрубями, он богат витаминами и минеральными веществами – для пожилых людей;
хлеб здоровье – с дробленым зерном, при ожирении, для лучшей работы кишечника;
белково-пшеничный – содержит 75% сырой клейковины, необходим при диабете;
хлеб прибрежный – с морской капустой для всех людей, проживающих в районах с неблагополучной экологией, в том числе и в крупных городах».
Покупатель: «Спасибо большое за полную и квалифицированную информацию и внимательное обслуживание. Дайте, пожалуйста, по одному каждого хлеба и по две штуки сдобных изделий».
Продавец: «До свидания. Будьте здоровы».
По горизонтали:
Хлебобулочные изделия, приготовленные только из основного сырья.
Батон с продольными прорезями.
Национальный армянский хлеб.
Сдобное изделие с творогом.
Всё разнообразие видов одного наименования товара.
Булки без одной или двух боковых корочек.
По вертикали:
Батон, у которого вес корки больше, чем мякиша.
Изделие с высоким содержанием жира, сахара, яиц, молока.
Часто встречающаяся болезнь хлеба.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1Ф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2С
|
|
|
|
|
|
| 1П
| Р
| О
| С
| Т
| Ы
| Е
|
|
|
|
|
|
|
| Д
|
|
|
|
|
|
|
| А
|
|
|
|
|
|
| 3П
|
|
|
|
| 2П
| О
| Д
| М
| О
| С
| К
| О
| В
| Н
| Ы
| Й
|
|
|
|
| 3Л
| А
| В
| А
| Ш
|
| Б
|
|
|
|
|
|
|
| Ц
|
|
|
|
|
|
| Е
|
|
|
|
|
| Н
|
|
|
| 4В
| А
| Т
| Р
| У
| Ш
| К
| А
|
|
|
| С
|
|
|
|
|
| Ы
|
|
|
|
|
|
|
| З
|
|
|
|
|
|
| Е
|
|
|
|
|
| Е
|
|
|
|
|
| 5А
| С
| С
| О
| Р
| Т
| И
| М
| Е
| Н
| Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К
|
|
|
|
|
|
| Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6С
| А
| Й
| К
| И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|