Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка Оренбург, 2016 удк 372. 8 преподавание отдельных дисциплин Рецензент |
 Скачать 1.11 Mb. |
Элективный курс по
КРИПТОГРАФИИ
(9 классы) методическая разработка
Оренбург, 2016 УДК 372.8 – преподавание отдельных дисциплин
Рецензент:
Дженжер В.О., кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедры информатики и методики преподавания информатики ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет".
Составитель:
Евлампьев А.В. Элективный курс по Криптографии (9 классы): методическая разработка. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2016. –67 с.
В разработке представлены методические рекомендации и учебная программа по проведению элективного курса по Криптографии (отбор содержания, формы занятий, контроль знаний и др.), который направлен на оказание помощи учащимся в выборе «своего» профиля, для обучения в старших классах, в направлении учеников в необходимую на сегодняшний день сферу деятельности, в сферу цифровых технологий и защиты информации.
Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры информатики и ИКТ Оренбургского ПКУ (протокол № 1 от 18.01.2016 г.). Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища.
© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2016
© Евлампьев А.В., 2016
Содержание Введение 5
1 Концепция профильного образования 6
2 Структура элективного курса 10
2.1 Пояснительная записка 10
2.2 Учебно-тематический план элективного курса «Криптография» 11
2.3 Содержание элективного курса 12
Заключение 58
Список использованных источников 59
Приложения 61
Введение
Чтоб мысль врага узнать, сердца вскрывают, а письма и подавно.
В. Шекспир, Король Лир. О важности сохранения информации в тайне знали уже в древние времена, когда с появлением письменности появилась и опасность прочтения её нежелательными лицами. На сегодняшний день количество передаваемой информации возросло в миллионы и миллиарды раз, поэтому актуальность её защиты от несанкционированного доступа возрастает с каждым новым битом информации.
В соответствии с Концепцией профильного образования, введённой в нашей стране с 2002 года, «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения». Профильное обучение позволяет более полно учитывать личностные интересы, склонности и способности учащихся и создаёт условия для получения образования в зависимости от их профессиональной направленности и желаний.
Известно, что неотъемлемой частью профильного обучения является организация и проведение элективных курсов по предметам.
Поэтому разработка новых учебных пособий, методических рекомендаций, учебных программ является важной задачей педагогической науки. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, которые представляют широкие возможности для реализации принципов дифференцированного обучения, так как позволяют учитывать интересы учащихся, которые хотели бы получить углублённые знания по интересующему их направлению. Разработка программ таких курсов является важной и новой задачей современного школьного образования.
В связи с профилизацией современных старших классов, актуальной остаётся проблема оказания помощи учащимся в выборе «своего» профиля, для обучения в старших классах, в направлении учеников в необходимую на сегодняшний день сферу деятельности, в сферу цифровых технологий и защиты информации.
1 Концепция профильного образования В соответствии с Концепцией профильного образования, «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».
Основными задачами профильного обучения являются:
создание условий для учёта и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;
воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;
формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;
обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием [11].
Основными принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся считаем следующие.
Принцип фуркации. Его сущность состоит в том, чтобы образовательная система выполняла свои основные социальные функции - селекционную, тестирующую, распределительную в соответствии с современным ей социальным заказом. Поэтому во время общеобразовательной подготовки учащихся происходят процессы распределения учащихся по уровню образовательной подготовки, по интересам, потребностям, способностям и наклонностям. Этот процесс происходит в соответствии с возрастными особенностями школьников и детерминирован потребностями в специалистах различного профиля в региональном и общегосударственном контексте.
Принцип вариативности и альтернативности. Согласно этому принципу создаётся современное содержание образования в предпрофильных и профильных классах, построенное на постоянном разрешении диалектического противоречия между обязательными и вариативными курсами (в количественном и качественном отношении). Кроме этого, принципу вариативности и альтернативности соответствует построение учебных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения учебного процесса в предпрофильных и профильных классах современной школы.
Принцип последовательности и непрерывности состоит в необходимости последовательной дифференциации учащихся соответственно их интересам, способностям, наклонностям в различных сферах человеческого знания, а также в последовательной и непрерывной взаимосвязи между предпрофильной подготовкой и профильным обучением, профильным и профессиональным обучением.
Принцип гибкости реализуется в создании таких форм организации профильного обучения, которые наиболее бы соответствовали запросам как индивидуума, так и общества; к таким гибким формам относится и модель организации профильного обучения, основанная на сетевой кооперации. Кроме этого принцип гибкости в организации профильного обучения обеспечивает возможность изменения профиля в соответствии с изменениями в интересах и наклонностях учащегося в ходе предпрофильной и профильной подготовки [18].
Согласуясь с нормативно-правовыми основами организации профильного обучения в отечественной системе образования, мы трактуем основную категорию нашего исследования - профильное обучение - как систему организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения, представленных в «Концепции профильного образования».
1) Модель внутришкольной профилизации
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счёт значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам - в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп - в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счёт целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объёме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами - учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).
Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях профильного обучения в системе сетевой кооперации предполагает:
усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);
обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учётом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя, ментора на деятельность фасилитатора, направленную на эмпатию, обеспечение успеха школьника в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Анализ сущности профильного образования, исходя из предыдущего опыта профилизации и разработанных нормативно-правовых документов позволяет определить основные факторы реализации требований к организации профильного обучения в старшей школе, а именно:
Интенсивное, подробное информирование на предпрофильной стадии обо всех возможных путях продолжения образования.
Разработка учебных планов старшей школы на основе потребностей учащихся, при которой не школа предлагает готовый профильный пакет (предметов), а учащийся создаёт индивидуальный учебный план.
Организация элективных групп на предпрофильной стадии и профильных классов на старшей ступени на основе использования вариативного компонента базисного учебного плана.
Укрупнение школы «7 - 9» и её отделение от школы «1 - 6» в связи со спецификой задач предпрофильной подготовки.
Система формирования самоопределения учащихся основной школы и вовлечение родителей в определение профиля их обучения на третьей ступени.
Гуманистическая парадигма в преподавании как профильных, так и непрофильных предметов. Согласно гуманистической парадигме в центре обучения не предмет, а учащийся. В преподавании первичны интересы и возможности ученика, а не логика предмета и соответствующей науки.
«Плавающий» стандарт преподавания профильных и непрофильных предметов - не строго заданный базовый или профильный уровень, а уровень не ниже базового в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся. На уровне образовательного учреждения - построение программы профильных и непрофильных предметов на основании зоны ближайшего развития учащихся.
Переход от «вычитательной» оценки (учитывающей ошибки и незнание учащихся в виде понижения оценки) к «накопительной» (количественно и качественно учитывающей достижения учащегося).
Повышение квалификации педагогов, включённое в деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений по профессионализации образовательного пространства, направленное на: переход на гуманистическую парадигму содержания образования, формирование деятельной гуманистической позиции; освоение современных педагогических технологий, необходимых для реализации профильного обучения.
|
|
|