Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Массаж отдельных анатомических областей. Массаж верхней конечности»


Скачать 0.59 Mb.
Название«Массаж отдельных анатомических областей. Массаж верхней конечности»
страница1/4
Дата05.03.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПлан-конспект
  1   2   3   4


Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

Тема: «Массаж отдельных анатомических областей. Массаж верхней конечности».

План-конспект практического занятия

по дисциплине «Выполнение классического массажа».

по специальности среднего профессионального образования

34.02.02. «Медицинский массаж»

(для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

По программе базовой подготовки.

Квалификация: медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу.

Форма обучения: очная.

Преподаватель: В. Л. Гвоздецкая

СПб-2014

Пояснительная записка.
Пособие создано для проведения занятия в специализированных группах по обучению медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Данная методическая разработка написана с целью обучения будущих медсестёр (медбратьев) – специалистов по медицинскому массажу выполнению классического массажа на верхней конечности. На изучение темы отводится 4 часа доклинической практики. Для самостоятельной внеаудиторной работы отводится 2 часа.

Освоение данной темы базируется на знаниях, полученных при изучении основ нормальной анатомии, патологической анатомии, приемов классического массажа.

Главная цель занятия – обучение студентов применять приемы классического массажа на верхней конечности:

- умение, из большого числа приемов классического массажа, найти и применить наиболее приемлемые для верхней конечности;

- составить план массажной процедуры;

- выполнить массажные манипуляции на верхней конечности.

Технику массажа студенты осваивают в виде ролевых ситуаций (один из них исполняет роль пациента, другой – массажиста). Преподаватель работает с каждой парой студентов индивидуально.

План-конспект практического занятия по дисциплине «Классический массаж».

Преподаватель

Гвоздецкая Вера Леонидовна

Тема занятия

Массаж отдельных анатомических областей. Массаж верхней конечности.

Цель занятия

Научить студентов выполнять классический массаж на верхней конечности. Выбирать наиболее оптимальные приемы для верхней конечности. Выполнить процедуру классического массажа на данной анатомической области.

Задачи

Обучающие

  • Проверить базовые знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной подготовки;

  • Научить студентов применять методику классического массажа на верхней конечности;

  • Научить оценивать правильность выполнения приемов классического массажа на данной анатомической области.

Развивающие

  • Развитие познавательных процессов, способности анализировать информацию

  • Формирование логического мышления;

  • Углубление знаний по этапам массажной процедуры.

Воспитательные

  • Воспитание организованности, собранности, культуры общения;

  • Воспитание коммуникативных навыков

  • Воспитание профессиональных качеств: ответственность, умение оказывать психологическую поддержку пациенту и т.д.




Оборудование урока

Массажные столы, валики, компьютер, мультимедийная система для просмотра видеодиска.


Интернет

www.cross-plus-a.ru/balabolka.html

При помощи этой программы люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению могут прочитать опорный конспект и другие текстовые документы.


Организационная структура занятия

1 ЭТАП

Организационный

Организационный момент (приветствие, регистрация, проверка готовности к занятию).

Длительность этапа

2 мин.

2 ЭТАП

Объявление темы занятия, его сценария

Преподаватель сообщает тему, раскрывает её значимость, показывает взаимосвязь с реальной жизнью, организует краткое обсуждение. Определяет цели и задачи занятия, объясняет, что должны знать и уметь студенты после занятия. Студенты задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Длительность этапа

3 мин.

3 ЭТАП

Предварительный контроль. Повтор лекционного материала и знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Границы области верхней конечности для массажа.

2. Основные группы мышц плеча, предплечья и кисти, выделяемые для обработки массажными приемами.

3. Перечислите основные группы приемов классического массажа.

4. Вспомните методические указания для применения классического массажа на верхней конечности.

5. Время выполнения массажа на верхней конечности.

Эталоны ответов в приложении № 1.

Длительность этапа

30 мин.

Вводный инструктаж.

Студенты занимают исходное положение попарно (один выполняет роль массажиста, другой - пациента). Преподаватель обращает внимание на правильность исходного положения пациента, обращает внимание на этико-деонтологические моменты работы, говорит о необходимости соблюдения норм СЭР.

Длительность этапа

10 мин.

4 ЭТАП

Изучение нового материала.

Преподаватель, называя прием классического массажа, индивидуально показывает его исполнение каждому студенту (помним, что студенты из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Половина времени тратится на студентов, исполняющих роль массажиста первыми, другая половина времени на вторых массажистов, студентов которые исполняют эту роль вторыми.

Длительность этапа

100 мин.

Форма организации деятельности студентов

Индивидуальная

5 ЭТАП

Проверка полученных знаний.

Студентам предлагается просмотреть (прослушать) видеофильм «Выполнение классического массажа на верхней конечности» Автор записи и исполнитель роли массажиста – В. Л. Гвоздецкая (диск прилагается). Запись можно периодически останавливать и повторять приемы классического массажа, которые выполняются на экране. У студентов складывается общая картина массажа верхней конечности. Запись по желанию можно забрать домой для самостоятельной отработки темы.

Студенты отвечают на вопросы по теме занятия.

Вопросы и эталоны ответов в приложении №2.

Длительность этапа

25 мин.

6 ЭТАП

Подведения итогов

Преподаватель указывает на типичные технические и методические ошибки при выполнении массажа. Отмечает недочёты слабых студентов. Выставляет оценки за занятие, мотивируя их. Выделяет активных и мало активных студентов. Высказывает своё мнение о том, достигнута ли цель занятия. Студенты привлекаются к анализу работы.

Длительность этапа

15 мин.

7 ЭТАП

Заключительный

Преподаватель рекомендует проработать содержание занятия, устранить пробелы в теоретических знаниях, дает домашнее задание на дом.

Длительность этапа

5 мин.


Приложение 1

Эталоны ответов на вопросы предварительного контроля.

1. В классическом массаже в понятие верхняя конечность входят плечо, предплечье, кисть, а также суставы верхней конечности.

2. На плече обрабатываются приемами классического массажа двуглавая и трехглавая мышцы плеча, а также дельтовидная мышца. На предплечье выделяют переднюю поверхность (сгибатели и пронаторы) и заднюю поверхность (разгибатели и супинаторы). На кисти выделяют ладонную поверхность (сгибатели и мышцы тенара) и тыл кисти (межкостные мышцы).

3. Приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

4.

  • До массажа хорошо расслабить мышцы больного.

  • При массаже отдельных областей проводить подготовительный массаж всей руки.

  • Кисть и предплечье отдельно не массировать (при массаже предплечья нужно воздействовать и на кисть).

  • При массаже плеча – массировать весь плечевой пояс.

  • При массировании мышц плеча не воздействовать на внутреннюю борозду двуглавой мышцы.

  • При травмах начинать массаж с вышележащей области или с подготовительного массажа всей конечности.

5. Время выполнения классического массажа на верхней конечности (без суставов) 20 минут (2 массажные единицы).

Приложение 2

Заключительный контроль знаний.

Варианты вопросов и эталоны ответов.

Вопрос

Эталон ответа

Какие приемы классического поглаживания можно выполнить на верхней конечности?

На верхней конечности можно выполнить следующие приемы поглаживания:

  • обхватывающее одновременное прерывистое

  • обхватывающее одновременное непрерывное

  • обхватывающее попеременное

  • обхватывающее попеременно-последовательное

  • обхватывающее с отягощением

  • гребнеобразное одновременное прерывистое

  • гребнеобразное одновременное непрерывное

  • гребнеобразное попеременное

  • гребнеобразное попеременно- последовательное

  • щипцеобразное

  • глаженье

Какие приемы классического растирания можно выполнить на верхней конечности?

На верхней конечности можно выполнить следующие приемы растирания:

  • пересекание

  • СПР4

  • спиралевидное основанием ладони или кулаком

  • гребнеобразное

  • щипцеобразное

  • строгание

  • штрихование

  • прямолинейное

Какие приемы классического разминания можно выполнить на верхней конечности?

На верхней конечности можно выполнить следующие приемы разминания:

  • продольное

  • поперечное однонаправленное

  • поперечное разнонаправленное

  • щипцеобразное

  • сдвигание-растяжение

  • валяние

  • надавливание

Какие приемы классической вибрации можно выполнить на верхней конечности?

На верхней конечности можно выполнить следующие приемы вибрации:

  • пунктирование

  • рубление

  • стегание

  • непрерывистая стабильная и лабильная

  • встряхивание

  • потряхивание

Назовите приемы, которые выполняются на пальцах?

На пальцах выполняются следующие приемы:

  • поглаживание на тыльной поверхности

  • поглаживание на боковой поверхности

  • согревание пальца

  • спиралевидное растирание

  • щипцеобразное растирание

  • вытягивание пальца

  • движения в суставах

С какой поверхности кисти обрабатываются межкостные мышцы?

Межкостные мышцы обрабатываются с тыльной поверхности.

Опишите исходное положение пациента при массаже верхней конечности.

Рука пациента отведена на 45 %, согнута в локтевом суставе на 110%, находится в среднем положении между супинацией и пронацией на локтевом крае кисти.

Почему массаж тыла кисти и тыльной поверхности предплечья выполняют вместе?

Мышцы разгибатели кисти и пальцев находятся на предплечье, а сухожилья этих мышц находятся на кисти. Это одна анатомическая единица и массаж мышц и их сухожилий необходимо проводить вместе.

Назовите области верхней конечности, которые необходимо щадить при массаже.

Борозда между двуглавой и трехглавой мышцами плеча, там проходит сосудисто-нервный пучок.


Опорный конспект.

Массаж верхних конечностей

Плечевой пояс (лопатка и ключица) и свободная верхняя конечность (плечевая кость, кости предплечья, кисти) взаимосвязаны при различных движениях. Кровоснабжение верхней конечности обеспечивается подключичной артерией, а венозный отток совершается через подключичную вену. Лимфатические сосуды на пальцах по тыльной стороне идут поперечно до боковой и ладонной поверхностей, отсюда направляются к ладони, на предплечье и далее на плечо, к подмышечному и подключичному лимфатическим узлам. Иннервация верхней конечности осуществляется нервами плечевого сплетения.
Техника массажа

Поза массируемого – сидя или лежа, Массаж проводится одной или двумя руками. При массаже одной рукой другой фиксируют массируемую конечность и помогают захватывать мышцы, на которые воздействуют. Массажные движения следует проводить по ходу лимфатических сосудов по направлению к лимфатическим узлам (область локтевого сгиба, подмышечной впадины). Вдоль лучевой кости, по задней поверхности плеча и через дельтовидную мышцу завершить обхватывающее поглаживание в области надключичного лимфатического узла, затем обхватывающее поглаживание по локтевой кости, по передней поверхности плеча и завершить движения в области подмышечного лимфатического узла.
Массаж кистиПроизводят поглаживание плоскостное, щипцеобразное по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до средней трети предплечья, затем массируют отдельно каждый палец по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Растирание – по ладонной и боковой поверхностям каждого пальца и кисти круговое, прямолинейное, штрихование, пиление, гребнеобразное; разминание – щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение; вибрация – пунктирование, поколачивание, встряхивание, приемы точечного массажа; пассивные и активные движения.
Массаж предплечья. Производят поглаживание области локтевого сгиба, плоскостное, обхватывающее, гребнеобразное, щипцеобразное, граблеобразное, глажение; растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, пиление, пересекание, штрихование, строгание; разминание продольное, поперечное, валяние, надавливание, сдвигание, растяжение; вибрация – похлопывание, непрерывистая лабильная, стабильная, приемы точечного массажа линейного, локального.
Массаж локтевого сустав Производятся поглаживание круговое, плоскостное; растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование, надавливание; вибрация – точечная, пунктирование; разминание – щипцеобразное, сдвигание; растягивание, надавливание; движения пассивные и активные.
Массаж плеча Производят поглаживание в направлении подмышечной ямки – плоскостное, обхватывающее, щипцеобразное; растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, пересекание, пиление, штрихование, строгание; разминание – валяние, поперечное, продольное (сгибатели и разгибатели разминают отдельно), растяжение, сдвигание, щипцеобразное, надавливание; вибрация – сотрясение, пунктирование, поколачивание, похлопывание, рубление, встряхивание, точечный массаж.
Массаж плечевого сустава . Производят поглаживание – плоскостное, обхватывающее, щипцеобразное, глажение, граблеобразное; растирание – круговое, прямолинейное, спиралевидное, штрихование; разминание – надавливание; вибрация – точечная, пунктирование.; движения – пассивные, активные.

Массируют сначала дельтовидную мышцу, а затем плечевой сустав. Если массажист находится перед пациентом, то для лучшего доступа массируемому предлагают заложить руки за спину, если сзади, то больной кладет руку на другое плечо. Нижняя поверхность суставной сумки становится более доступной для массажиста при отведении руки в сторону или помещении ее на плечо массажиста.
Показания

Заболевания и травмы мягких тканей, костей, суставов; заболевания сосудов, периферических нервов; кожные заболевания.
Методические указания при массаже верхних конечностей

1. До массажа хорошо расслабить мышцы больного.

2. При массаже отдельных областей проводить подготовительный массаж всей руки.

3. Кисть и предплечье отдельно не массировать (при массаже предплечья нужно воздействовать и на кисть).

4. При массаже плеча – массировать весь плечевой пояс.

5. При массировании мышц плеча не воздействовать на внутреннюю борозду двуглавой мышцы.

6. При травмах начинать массаж с вышележащей области или с подготовительного массажа всей конечности.

7. Продолжительность процедуры зависит от цели массажа и может составлять 3–10 мин. при массаже отдельных областей и 12–15 мин. – при массаже всей конечности.


Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

Тема: «Методика массажа при дегенеративно-дистрофическом заболевании шейно-грудного отдела позвоночника».

План-конспект практического занятия

по дисциплине «Выполнение классического массажа».

по специальности среднего профессионального образования

34.02.02. «Медицинский массаж»

(для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

По программе базовой подготовки.

Квалификация: медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу.

Форма обучения: очная.

Преподаватель: В. Л. Гвоздецкая

СПб-2014
Пояснительная записка.
Пособие создано для проведения занятия в специализированных группах по обучению медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Данная методическая разработка написана с целью обучения будущих медсестёр (медбратьев) – специалистов по медицинскому массажу выполнению процедуры лечебного массажа пациентам с диагнозом «Дегенеративно-дистрофическое заболевание шейно-грудного отдела позвоночного столба». На изучение темы отводится 4 часа доклинической практики. Для самостоятельной внеаудиторной работы отводится 2 часа.

Освоение данной темы базируется на знаниях, полученных при изучении основ нормальной анатомии, патологической анатомии, неврологии, основ общего массажа.

Главная цель занятия – обучение студентов процедуры лечебного массажа при ДДЗП, используя различные методики с учётом индивидуальных особенностей пациента:

- умение выявить проблемы конкретного пациента;

- составить план массажной процедуры;

- выполнить массажные манипуляции на различных частях тела;

- оказать психологическую поддержку пациенту;

- дать рекомендации по использованию физических упражнений для профилактики обострения заболевания.

Занятие рассчитано на самостоятельность студентов в выполнении манипуляции, решении ситуационных задач, оценке эффективности проведённого сеанса. Технику массажа студенты осваивают в виде ролевых ситуаций (один из них исполняет роль пациента, другой – массажиста). Студентам предлагаются ситуационные задачи. Работа над такими задачами стимулирует умение анализировать данные, делать выводы, намечать план действий и обосновать принятое решение.
План-конспект практического занятия по дисциплине «Классический массаж».

Преподаватель

Гвоздецкая Вера Леонидовна

Тема занятия

Дегенеративно-дистрофическое заболевание шейно-грудного отдела позвоночного столба.

Цель занятия

Научить студентов составлять план массажной процедуры при дегенеративно-дистрофическом заболевании шейно-грудного отдела позвоночника. Выполнить процедуру лечебного классического массажа при данной патологии с различными синдромами.

Задачи

Обучающие

  • Проверить базовые знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной подготовки;

  • Научить студентов применять методику классического массажа при различных синдромах ДДЗП;

  • Научить оценивать эффективность процедуры и при необходимости провести ее коррекцию.

Развивающие

  • Развитие познавательных процессов, способности анализировать информацию

  • Формирование логического мышления;

  • Углубление знаний по этапам массажной процедуры.

Воспитательные

  • Воспитание организованности, собранности, культуры общения;

  • Воспитание коммуникативных навыков

  • Воспитание профессиональных качеств: ответственность, умение оказывать психологическую поддержку пациенту и т.д.




Оборудование урока

Массажные столы, валики, копьютер.


Интернет

www.cross-plus-a.ru/balabolka.html

При помощи этой программы люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению могут прочитать опорный конспект и другие текстовые документы.


Организационная структура занятия

1 ЭТАП

Организационный

Организационный момент (приветствие, регистрация, проверка готовности к занятию).

Длительность этапа

2 мин.

2 ЭТАП

Объявление темы занятия, его сценария

Преподаватель сообщает тему, раскрывает её значимость, показывает взаимосвязь с реальной жизнью, организует краткое обсуждение. Определяет цели и задачи занятия, объясняет, что должны знать и уметь студенты после занятия. Студенты задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Длительность этапа

3 мин.

3 ЭТАП

Предварительный контроль

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие существуют виды соединений позвоночного столба?

2. Расскажите о строении межпозвонкового диска.

3. Что может приводить к изменениям в структуре диска?

4. Почему при ДДЗП боли возникают не только в области поражения позвонков, но и в конечностях, суставах?

5. Назовите основные группы приемов классического массажа.

6. Какие синдромы могут возникать при ДДЗП шейно-грудного отдела?

7. Назовите жалобы пациента при каждом синдроме.

8. Поставьте цели массажа при каждом синдроме?

9. Составьте план классического массажа при каждом синдроме.

Эталоны ответов в приложении № 1.

Длительность этапа

20 мин.

Вводный инструктаж. Задание для самостоятельной работы.

Преподаватель даёт задание для каждой пары студентов. Обращает внимание на этико-деонтологические моменты работы, говорит о необходимости соблюдения норм СЭР.

Задания для самостоятельной работы студентов в приложении № 2.

Длительность этапа

15 мин.

4 ЭТАП

Самостоятельная работа студентов.

Студенты отрабатывают технику и методику лечебного классического массажа при данной патологии с учётом вводных данных преподавателя. Имитируют действия медсестры по массажу и пациента. После выполнения задания меняются ролями. Преподаватель осуществляет текущий контроль, оказывает помощь в составлении методики, предупреждает возникновение возможных ошибок.

Длительность этапа

95 мин.

Форма организации деятельности студентов

Индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор

Основной вид деятельности преподавателя

Наблюдение за работой студентов, оказание необходимой помощи.


5 ЭТАП

Проверка полученных знаний.

Студентам предлагается решить несколько ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач и эталоны ответов в приложении № 3.

Длительность этапа

25 мин.

6 ЭТАП

Подведения итогов

Преподаватель указывает на типичные технические и методические ошибки при выполнении массажа. Отмечает недочёты слабых студентов. Выставляет оценки за занятие, мотивируя их. Выделяет активных и мало активных студентов. Высказывает своё мнение о том, достигнута ли цель занятия. Студенты привлекаются к анализу работы.

Длительность этапа

15 мин.

7 ЭТАП

Заключительный

Преподаватель рекомендует проработать содержание занятия, устранить пробелы в теоретических знаниях, дает домашнее задание на дом.

Длительность этапа

5 мин.


Приложение 1

Эталоны ответов на вопросы предварительного контроля.

1. Позвоночный столб имеет все виды соединений, существующих в организме человека: синдесмозы, синхондрозы, синостозы, диартрозы, гемиартрозы.

2. Диск состоит из фиброзного кольца и студенистого ядра.

3. Наследственные факторы, повышенная нагрузка на позвоночный столб, неправильные двигательные стереотипы, неправильный образ жизни.

4. При снижении высоты дисков и деформации краевых пластинок позвонков могут ущемляться нервные корешки и спино-мозговые нервы. Возникают редикулярные и туннельные синдромы.

5. Поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

6. Дискалгия, синдром передней лестничной мышцы, плече лопаточный синдром, синдром плечо-кисть, синдром позвоночной артерии, кардиальные синдром.

7. Боль, напряжение мышц, боли по внутренней поверхности плеча и кисти, боли и ограничение подвижности в области плечевого сустава, отёк всей конечности, головокружение, головные боли половинчатого характера, боль в области сердца.

8. Улучшение трофики тканей, лежащих около позвоночного столба. Тем самым улучшается питание самого диска. Ликвидировать жалобы конкретного пациента.

9. ШВЗ с акцентом на паравертебрали. Далее делают массаж на тех частях туловища, обработка которых снимает тот или иной синдром.

Приложение 2

Задания для самостоятельной работы студентов.

Студенты делятся на две группы. Первая группа получает задание выполнить сеанс лечебного массажа пациенту с диагнозом «ДДЗП шейно-грудного отдела с синдромом позвоночной артерии». Вторая группа выполняет сеанс лечебного массажа пациенту с диагнозом «ДДЗП шейно-грудного отдела с плечелопаточным синдромом». Один исполняет роль массажиста, выясняет жалобы, определяет объем движений в суставах, проводит тканевую диагностику, ставит цели массажа, выполняет сеанс массажа. Другой исполняет роль пациента , формулирует ответы, имитирует положение, характерное для пациента с указанным диагнозом. Студент, исполняющий роль пациента, отмечает положительные моменты в проведении сеанса и недочёты.

Приложение 3

Заключительный контроль знаний.

Варианты ситуационных задач и эталоны ответов.

Ситуационная задача

Эталон ответа

У Вас на приеме пациент 50 лет с диагнозом «ДДЗП шейно-грудного отдела». Помимо жалоб, характерных для остеохондроза, отмечается частое повышение артериального давления. Ваши действия.

Перед сеансом необходимо измерить АД, при удовлетворительном состоянии пациента выполнить массаж шейно-воротниковой зоны, применяя нисходящую методику. Контролировать самочувствие пациента. По окончании сеанса измерить АД повторно.

При осмотре пациента с диагнозом «ДДЗП шейно-грудного отдела» отмечается напряжение мышц и выраженная напряженность мышц в области правого надплечья. Выполнение массажных приемов невозможно из-за боли. Ваши действия.

Выполнить методику массажа при остеохондрозе, обходя на первых сеансах болезненные мышцы.

При подготовке к массажу у пациента с остеохондрозом шейно-грудного отдела позвоночного столба Вы обнаружили сыпь на коже в области предполагаемого массажа. Как Вы поступите в этом случае?

Если перед сеансом обнаруживается нарушение целостности или дефекты кожи, необходимо направить пациента на консультацию к врачу.

В кабинете массажа пациент 77 лет с диагнозом «Остеохондроз позвоночного столба» Как Вы будете учитывать возрастные особенности пациента?

Учитывая возраст, необходимо выполнить щадящий массаж, возможно применение смазывающих средств.

В кабинете массажа пациент 45 лет с диагнозом ДДЗП шейного отдела. Неврастения по гиперстеническому типу». Как изменится методика массажа?

Выполняется обычная методика массажа при остеохондрозе, но используются седативные приемы (учитывая сопутствующее заболевание).

Варианты вопросов и эталоны ответов.

Вопрос

Эталон ответа

К какой группе заболеваний относится остеохондроз?

К группе остеохондропатий.

Возможные жалобы пациента при остеохондрозе шейного отдела позвоночника?

Головные боли, головокружения, нарушение зрения, шум в ушах, хруст при движениях шейного отдела, скованность и боль в мышцах задней поверхности шеи.


Границы ШВЗ?

Задняя поверхность шеи, надплечья, спина до Д7, боковые поверхности шеи, передняя поверхность грудной клетки до 3-4 ребра.


Исходное положение пациента при массаже шейно-воротниковой зоны?

Возможно положение сидя или лежа на животе и спине.

Возможные жалобы пациента при остеохондрозе грудного отдела позвоночника?

Боль и скованность мышц межлопаточной области, боль и слабость мышц верхней конечности, боль в суставах.

Какие приемы классического массажа обладают обезболивающим действием?

Поглаживание, мягкое растирание.

Какие приемы стимулируют мышцы?

Разминание, ударная вибрация.

Оценка эффективности проведенного сеанса массажа.

Уменьшение болей, расслабления мышц.

Продолжительность сеанса массажа.

15-20 мин.(1,5-2 массажные единицы).


Опорный конспект.
Остеохондроз (ДДЗП) это заболевание, широко распространенное среди населения разных возрастных групп. При этой патологии поражаются межпозвонковые диски, они теряют эластичность, снижается их высота. При движениях краевые пластинки позвонков раздражают друг друга, что вызывает разрастание костной ткани, образуются крючковидные выросты. Это приводит к раздражению нервных корешков и спино-мозговых нервов. Возникают радикулярные боли, боли по ходу нервного ствола. Ирритация мышц избыточным потоком нервных импульсов вызывает раздражение мышц и соответственно повышение их тонуса. При остеохондрозе в зависимости от локализации патологического процесса клиника разнообразна. Если страдает шейный отдел позвоночного столба пациент может предъявлять жалобы на боли в области шеи, головные боли, нарушение зрения, шум в ушах, нарушение равновесия. При локализации в нижнешейном и грудном отделах пациент жалуется на скованность и боли в мышцах плечевого пояса, межлопаточной области, мышцах верхних конечностей. При спазме лестничных мышц нередки жалобы на онемение руки в ночное время, возникновение парестезий, мышечную слабость (синдром «лестничных мышц»). Иногда пациент предъявляет жалобы на нарушение функции внутренних органов – сердца, желудка, печени. Лечение остеохондроза комплексное, в комплекс мероприятий обязательно включается массаж.

Цели массажа:

  • Улучшение лимфо- и кровообращения в поражённых тканях;

  • Ускорение рассасывания воспалительного процесса;

  • Нормализация мышечного тонуса и восстановление функции мышц;

  • Уменьшение болевого синдрома;

  • Профилактика контрактур;

  • Удлинение периода ремиссии;

  • Улучшение общего самочувствия пациента, решение его физических и психологических проблем.


Методика массажа:
Исходное положение пациента при остеохондрозе - сидя, иногда лежа. На первых сеансах приемы выполняются седативно с целью расслабления мышц и устранения болевого синдрома. Используются приемы поглаживания и растирания. В дальнейшем глубина и интенсивность приемов возрастает, включаются различные виды разминания и вибрации. Отдельно воздействуют на паравертебральные зоны.

План и техника массажа при ДДЗП с синдромом лестничных мышц:

- массаж поверхностных мышц шейно-воротниковой области;

- воздействие на паравертебральную зону от Д7 до С1;

- обработка лопатки на стороне поражения;

- воздействие на межреберные мышцы;

- массаж БГМ, ключиц, мест прикрепления ребер к грудине;

- расслабляющий массаж боковых поверхностей шеи;

- мягкие приемы классического массажа на мышцах верхней конечности.

План массажа при ДДЗП с синдромом позвоночной артерии:

- массаж поверхностных мышц шейно-воротниковой области;

- воздействие на паравертебральную зону от Д7 до С1;

- обработка лопаток;

- воздействие на межреберные мышцы;

- массаж БГМ, ключиц, мест прикрепления ребер к грудине;

- расслабляющий массаж боковых поверхностей шеи;

- мягкие приемы классического массажа на волосистой части головы.

План массажа при ДДЗП с синдромом «плечо-кисть»:

- массаж поверхностных мышц шейно-воротниковой области;

- воздействие на паравертебральную зону от Д7 до С1;

- обработка лопатки на стороне поражения;

- массаж БГМ, ключиц, мест прикрепления ребер к грудине;

- мягкие приемы классического массажа на мышцах верхней конечности по дренажной методике.

План массажа при ДДЗП с плече-лопаточным синдромом:

- массаж поверхностных мышц шейно-воротниковой области;

- воздействие на паравертебральную зону от Д7 до С1;

- обработка лопатки на стороне поражения;

- массаж БГМ, ключиц, мест прикрепления ребер к грудине;

- мягкие приемы классического массажа на мышцах верхней конечности;

- массаж плечевого сустава.
Противопоказания к массажу: повышенная температура, увеличение лимфоузлов, появление сыпи и других изменений на коже, ухудшение общего состояния.

Оценка эффективности массажа: улучшение общего самочувствия, нормализация мышечного тонуса, устранение головных болей, нормализация сна, отсутствие хруста в шейном отделе при движении, прекращение шума в ушах, улучшение зрения.

Подготовка пациента (этические и деонтологические аспекты): необходимо проинструктировать пациента о том, как правильно принять исходное положение, чтобы обеспечить устойчивость, безопасность, максимальный комфорт для расслабления мышц. Надо проявлять терпение, доброжелательность, установить контакт с пациентом. При появлении дискомфорта, каких либо болевых ощущений, пациент должен предупредить массажиста.




Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

  1   2   3   4