Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Литература Приложения Введение Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю


Скачать 115.27 Kb.
НазваниеЛитература Приложения Введение Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю
Дата10.02.2016
Размер115.27 Kb.
ТипЛитература

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»

по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку
Разработчик: Низовкина Светлана Юрьевна

Должность: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка» г. Лесной Свердловской области
Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

2.Проектная часть

2.1.Информационная карта проекта

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Тургенев И. С.
Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.

Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Белоснежка» по реализации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части.

Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Данные цели и задачи реализуются на основе образовательной системы «Школа 2100» («Детский сад 2100»), разработанной под руководством А.А. Леонтьева. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Авторы программы стоят на позиции интегрированного подхода к работе с художественным текстом, рассматривая литературу, с одной стороны, как вид искусства, с другой – как средство развития ребенка.

Но, тем не менее, содержание раздела «Введение в художественную литературу», на мой взгляд, недостаточно насыщено сказками, не уделяется внимание формированию нравственных качеств.

Анализ содержания раздела «Введение в художественную литературу» и результаты диагностики говорят об актуальности данного проекта, который является дополнением к содержанию данного раздела.

В основе проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:

  • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.

  • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.

  • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.

Объект: нравственные качества детей 4-5 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.

Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

  3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

  4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

При разработке педагогического проекта мною учитывались:

1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

2) необходимость практической направленности образовательного процесса;

3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.


  1. Проектная часть

2.1. Информационная карта проекта



Информация

о проекте

Содержание

1

Название проекта

Творческий: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

2

Проблема

Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГТ?

Для детей: Чему учит сказка?

3

Автор

Низовкина Светлана Юрьевна

4

Участники

Воспитатель

Дошкольники

Родители

5

Тип

Групповой, краткосрочный

6

Интеграция образовательных областей

Основная общеобразовательная область:

Чтение художественной литературы

Сопутствующие образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

7

Направление деятельности по проекту

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

8

Цель:

Для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

9

Задачи развития детей в проекте


  • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

  • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

  • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

  • Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

  • 2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

10

Формы работы с детьми

  • чтение

  • обсуждение

  • решение проблемных ситуаций

  • моделирование

  • речевая ситуация

  • беседа

  • диалог

  • слушание сказок

  • инсценировка

11

Краткое содержание проекта

1 этап: Информационно – аналитический

  • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий (Приложение 1)

  • анкетирование родителей (Приложение 2)

  • тематический план (Приложение 3)

  • подбор литературного материала

  • подбор дидактического и методического оснащения проекта

2 этап: Прогностично – проектировочный

  • проектирование взаимодействия воспитателя со специалистами и родителями;

  • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

  • разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.

3 этап: Организационно – исполнительный

  • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.

  • мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта (Приложение 4)

  1. этап: Контрольно - диагностический

  • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом

5 этап: Обобщающий

  • рефлексия участников проекта;

  • отчет о реализации проекта;

  • оформление полученного материала по проекту, монтаж;

  • инсценировка сказки для родителей

12

Место проведения

МБДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка»

13

Сроки проведения

декабрь 2012 года – февраль 2013 года

14

Возраст детей

4-5 лет

15

Время проведения

В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня.

16

Ожидаемые результаты

  • Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.

  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

  • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

17

Практическая значимость проекта

В результате работы дети могут:

  • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;

  • инсценировать сказки;

  • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;

  • «настраиваться» на чтение сказки;

  • высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения;

  • участвовать в совместном обсуждении;

  • рассказывать по иллюстрациям;

  • выражать восприятие текста во внешнем действии.

В результате работы родители:

  • активные участники мероприятий группы;

  • создадут книгу в подарок детям.



Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.

Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.

Литература

  1. В.В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос.2010

  2. Л.Ф. Фатихова Изучение нравственного сознания дошкольников // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44

  3. Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19

  4. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.

  5. Н.Г. Пантелеева Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С.82

  6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет).  М.: Баласс, 2012.  96 с.

  7. О.Л. Щукина Методическая разработка по развитию речи по теме Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников http://nsportal.ru /detskii-sad/razvitie-rechi/skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennykh-predstavlenii-doshkolniko

  8. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997

  9. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.

  10. Реферат Выявление роли сказки в формировании личностных черт http://studuck.ru

  11. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000

  12. Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004


План занимательной деятельности

Месяц

Сказки

Задачи

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Декабрь

«Крошечка-Хаврошечка»


  • Приобщать детей к истокам народной культуры

  • Учить передавать свое отношение к поступкам героев

  • Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность

  • Воспитывать любовь к народным сказкам




  • рассказывание

  • чтение

  • анализ сказки по иллюстрациям

  • творческие задания

  • моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом




  • рассказывание сказки от другого героя

  • совместное рассказывание

  • работа с рисуночной схемой сказки

  • создание книги, макета к сказке

  • выставка в книжном уголке

  • выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

  • игры «Угадай, о чем книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?»

  • изготовление атрибутов к сказкам

  • просмотр мультфильма

  • рассматривание иллюстраций к сказке

  • обыгрывание сюжета сказки с помощью кукол




  • беседы о прочитанных сказках

  • чтение сказок

  • прослушивание сказок в аудиозаписи

  • просмотр мультфильмов по сказкам

  • создание книги, макета к сказке

  • круглый стол «Что за прелесть эти сказки!»

Январь

«Гуси-лебеди»


Февраль

«Заюшкина избушка»