Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Литература Приложения Введение Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю |
 Скачать 115.27 Kb. |
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку Разработчик: Низовкина Светлана Юрьевна
Должность: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка» г. Лесной Свердловской области Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
2.Проектная часть
2.1.Информационная карта проекта
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.
Тургенев И. С. Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Белоснежка» по реализации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части.
Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Данные цели и задачи реализуются на основе образовательной системы «Школа 2100» («Детский сад 2100»), разработанной под руководством А.А. Леонтьева. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Авторы программы стоят на позиции интегрированного подхода к работе с художественным текстом, рассматривая литературу, с одной стороны, как вид искусства, с другой – как средство развития ребенка.
Но, тем не менее, содержание раздела «Введение в художественную литературу», на мой взгляд, недостаточно насыщено сказками, не уделяется внимание формированию нравственных качеств.
Анализ содержания раздела «Введение в художественную литературу» и результаты диагностики говорят об актуальности данного проекта, который является дополнением к содержанию данного раздела.
В основе проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:
Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.
Объект: нравственные качества детей 4-5 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта мною учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Проектная часть
2.1. Информационная карта проекта
№
| Информация
о проекте
| Содержание
| 1
| Название проекта
| Творческий: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
| 2
| Проблема
| Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГТ?
Для детей: Чему учит сказка?
| 3
| Автор
| Низовкина Светлана Юрьевна
| 4
| Участники
| Воспитатель
Дошкольники
Родители
| 5
| Тип
| Групповой, краткосрочный
| 6
| Интеграция образовательных областей
| Основная общеобразовательная область:
Чтение художественной литературы
Сопутствующие образовательные области:
Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Социализация
| 7
| Направление деятельности по проекту
| Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная
| 8
| Цель:
| Для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку
Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.
| 9
| Задачи развития детей в проекте
| Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
| 10
| Формы работы с детьми
| решение проблемных ситуаций
моделирование
речевая ситуация
беседа
диалог
слушание сказок
инсценировка
| 11
| Краткое содержание проекта
| 1 этап: Информационно – аналитический
диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий (Приложение 1)
анкетирование родителей (Приложение 2)
тематический план (Приложение 3)
подбор литературного материала
подбор дидактического и методического оснащения проекта
2 этап: Прогностично – проектировочный
проектирование взаимодействия воспитателя со специалистами и родителями;
ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.
3 этап: Организационно – исполнительный
чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.
мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта (Приложение 4)
этап: Контрольно - диагностический
итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом
5 этап: Обобщающий
рефлексия участников проекта;
отчет о реализации проекта;
оформление полученного материала по проекту, монтаж;
инсценировка сказки для родителей
| 12
| Место проведения
| МБДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка»
| 13
| Сроки проведения
| декабрь 2012 года – февраль 2013 года
| 14
| Возраст детей
| 4-5 лет
| 15
| Время проведения
| В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня.
| 16
| Ожидаемые результаты
| Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
| 17
| Практическая значимость проекта
| В результате работы дети могут:
самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
инсценировать сказки;
воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
«настраиваться» на чтение сказки;
высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения;
участвовать в совместном обсуждении;
рассказывать по иллюстрациям;
выражать восприятие текста во внешнем действии.
В результате работы родители:
активные участники мероприятий группы;
создадут книгу в подарок детям.
|
Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Литература
В.В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос.2010
Л.Ф. Фатихова Изучение нравственного сознания дошкольников // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
Н.Г. Пантелеева Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С.82
О.В. Чиндилова, А.В. Баденова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). М.: Баласс, 2012. 96 с.
О.Л. Щукина Методическая разработка по развитию речи по теме Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников http://nsportal.ru /detskii-sad/razvitie-rechi/skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennykh-predstavlenii-doshkolniko
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997
Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
Реферат Выявление роли сказки в формировании личностных черт http://studuck.ru
Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004
План занимательной деятельности
Месяц
| Сказки
| Задачи
| Совместная деятельность с педагогом
| Самостоятельная деятельность
детей
| Взаимодействие с родителями
| НОД
| Образовательная деятельность в режимных моментах
| Декабрь
| «Крошечка-Хаврошечка»
| Приобщать детей к истокам народной культуры
Учить передавать свое отношение к поступкам героев
Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность
Воспитывать любовь к народным сказкам
| рассказывание
чтение
анализ сказки по иллюстрациям
творческие задания
моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом
| рассказывание сказки от другого героя
совместное рассказывание
работа с рисуночной схемой сказки
создание книги, макета к сказке
выставка в книжном уголке
выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»
игры «Угадай, о чем книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?»
изготовление атрибутов к сказкам
просмотр мультфильма
| рассматривание иллюстраций к сказке
обыгрывание сюжета сказки с помощью кукол
| беседы о прочитанных сказках
чтение сказок
прослушивание сказок в аудиозаписи
просмотр мультфильмов по сказкам
создание книги, макета к сказке
круглый стол «Что за прелесть эти сказки!»
| Январь
| «Гуси-лебеди»
| Февраль
| «Заюшкина избушка»
| |
|
|