Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Лимфообращение и его значение |
 Скачать 43.37 Kb. |
Тема урока: Лимфообращение и его значение. Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении лимфатической системы, ее функциях, о лимфообращении, его значении, а так же взаимосвязи этого процесса с кровообращением. Базовые понятия и термины: Лимфа, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфообращение, селезенка, лимфоциты. ХОД УРОКА 1. Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих. 2. Актуализация опорных знаний. Предлагаю ученикам отгадать загадку «Я не кровь, но в связи с нею, Свои функции имею, К тканям жидким отношусь И в сосудах нахожусь». Ответ – лимфа. В этой загадки, в четырех строках отражено самое главное о лимфе. Здесь сказано, что это жидкая ткань (вспомнить жидкие соединительные ткани). И что лимфа тесно связана с кровью, но выполняет свои особые функции. Вот обо всем этом мы и поговорим более подробно на сегодняшнем уроке. Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить строение лимфатической системы, ее функции, рассмотреть процесс лимфообращения. Во второй половине урока вы напишите итоговую письменную работу по теме Строение кровеносной системы и кровообращение. 3. Изучение нового материала. Лимфатическая система Рассказ учителя Лимфа – прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови. Лимфатическая система ∕ \ Лимфатические сосуды Лимфоидные органы Лимфатические капилляры, и крупные лимфоузлы, селезенка, сосуды, объединяющиеся в вилочковая железа лимфатические стволы, которые (здесь образуются лимфоциты) сливаются в два лимфатических протока Лимфатические узлы – серовато – розовые образования, округлой, овальной, бобовидной формы, размером 1 – 20 мм. Лимфоузел имеет с одной стороны вдавление – ворота, куда подходят артерии и нервы, выходят вены и выносящие лимфатические сосуды. Приносящие лимфу сосуды подходят с обратной, выпуклой стороны лимфоузла. На разрезе лимфоузла четко видно корковое и мозговое вещество. Покрыт лимфоузел соединительнотканной капсулой.
Функция - участвуют в процессах кроветворения, защитных реакциях организма, регулируют ток лимфы. Далее демонстрирую видеофрагмент «Движение лимфы» 2. Сердечно - сосудистые заболевания Сердечно - сосудистые заболевания подразделяют на болезни сердца (например, инфаркт миокарда, аритмии, пороки сердца, миокардиты); болезни артерий (например, дистония, атеросклероз, гипертоническая болезнь, инсульт); болезни вен (например, варикозное расширение вен, тромбофлебит). Инфаркт миокарда, характеризующийся омертвением части мышечных клеток сердца. Инфаркт возникает вследствие нарушения кровообращения в сосудах сердца, что приводит к уменьшению снабжения его клеток кислородом и питательными веществами Аритмии — нарушения сердечного ритма. Возникают вследствие изменений основных функций сердца: автоматизма, проведения возбуждения и сократимости. Причинами появления аритмий могут быть заболевания сердечной мышцы, инфекционные болезни, влияние ядовитых веществ, психические перенапряжения Дистония — нарушение тонуса сосудов, в результате чего нарушается кровообращение и кровоснабжение органов. Проявляется головной болью, повышением утомляемости. Чаще всего дистонию вызывают нарушения в нервной регуляции сосудов, неврозы, низкая физическая активность. Инсульт - острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к повреждению тканей мозга и нарушению его функций. Одна из причин инсульта разрыв кровеносных сосудов, сопровождающийся кровоизлияниями в мозг. Разрыв сосудов возникает вследствие резкого повышения кровяного давления, уменьшения их эластичности и диаметра Атеросклероз хроническое заболевание, характеризующееся уплотнением стенок артерий. Варикозное расширение вен — заболевание, проявляющееся неравномерным расширением вен. Возникновению этого заболевания способствуют врожденная слабость венозных стенок и неполноценность их клапанов, что осложняет ток крови и повышает внутреннее давление. Варикозное расширение вен часто приводит к тромбофлебиту — воспалению стенок вены с образованием тромба в ее просвете. Причины сердечно - сосудистых заболеваний 1. Гиподинамия 2 Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания 3. Стрессы 4. Нерациональное питание (нехватка витаминов и белковой пищи у юношей в период полового созревания) 5. Загрязнение окружающей среды 4. Закрепление и систематизация знаний Устный опрос. 1. Что вы понимаете под нейрогуморальной регуляцией функций организма? 2.Какими структурами осуществляется нервная регуляция кровообращения? Как разные отделы периферической нервной системы влияют на деятельность сердечно – сосудистой системы? 3. Какие гуморальные факторы регулируют работу ССС? 4. Опишите механизм работы адреналина, вазопрессина и тироксина. 5. Опишите механизм регуляции работы ССС на примере норадреналина и простагландинов. 6. Какие ионы и каким образом регулируют работу ССС? 5. Контроль ранее изученного. Итоговая письменная работа по теме «Строение кровеносной системы и кровообращение»
6. Подведение итогов урока и домашнее задание |
|
|