Цель: создание условий для формирования представлений о семье, родственных отношениях. Задачи: - формировать представления о своей семье, совершенствовать умение подбирать к существительным слова - действия (глаголы), слова – определения (прилагательные), классифицировать имена существительные по родам; совершенствовать умение детей выразительно, в собственной манере читать стихотворения; побуждать открыто и искренне выражать свои чувства; прививать любовь и уважение к родным людям. Предварительная работа: - составление рассказов о себе и своей семье; - рисование портретов членов семьи; - чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким), «А что у вас?» (С. Михалков), «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева); - заучивание пословиц, поговорок о семье; - рассматривание семейных альбомов.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением; чтение стихов, пословиц; изготовление продукта детского творчества (рисование портретов своих близких).
Оборудование: семейные фотографии, альбом для фотографий, мяч для игры, ребус, основа для рисования, цветные карандаши.
Ход НОД
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| I.Вводная часть
|
| Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить интересную выставку. На стене развешаны семейные фотографии. Звучит музыка. Вы узнали знакомые фотографии? Расскажите нам о них.
-На выставке представлены фотографии, на которых изображены все или многие члены ваших семей. Как мы называем такие фотографии? Как вы думаете, для чего нужны фотографии?
|
Дети рассматривают фотографии. Дети читают стихи Ребенок. Я расскажу вам без прикрас, Что мой папа – высший класс. Всю неделю с нетерпеньем Жду субботы, воскресенья. Вот наступит воскресенье – И с папой я иду гулять. Как это здорово, ребята, С папой рядышком шагать. Ребенок. С кем первым мы встречаемся, Придя на белый свет, - Так это наша мамочка, Ее милее нет. Она — опора в доме, Хлопочет каждый час. И никого нет кроме, Кто так любил бы нас.
Ответы детей
| - Воспоминания…Они есть у каждого человека (большого и маленького) и копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. В нем собираются фотографии родных и близких людей, о радостных и торжественных семейных событий, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.
-Вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о
семье.
II. Основная часть
-Как вы думаете, что такое семья?
Сколько человек в вашей семье? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Сколько взрослых? Сколько детей? Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам? Кто такая тетя? Кто такой дядя? Бабушки и дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные, родственники – это ваш род. На Руси говорили: семья – это «семь Я», т. е. семь человек, живущих в одном доме. И не случайно слово семья можно зашифровать 7я (показывает ребус). В старину на Руси в семье было 10 и более детей. И говорили так: «Полна хата детей – так и счастье в ней» Как называется семья, где много детей?
-В наше время многодетной считается семья, где три и более детей. Есть у нас в группе такие семьи? Лиза, расскажи нам о своей семье. Спасибо. Да, ребята, в дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Не зря в русской пословице говорится: «Не нужен клад – коли в семье лад». Как вы понимаете смысл этой пословицы? А какие пословицы и поговорки о семье вы
знаете?
Дидактическая игра: «Это тоже я могу»
Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти? -Руки вверх я поднимаю.
-Головою поверчу
-А потом, присяду, встану
-И нисколько не устану.
- Все на свете я могу. -Кем работают ваши папа и мама? А какие профессии еще вы знаете? Сколько интересных и важных профессий вы назвали. -Поиграем в игру? Я буду называть профессию, а вы называть слова – действия, т. е. что делает человек той или иной профессии.
Игра проводится на ковре с мячом. Повар-
Врач-
Учитель –
Продавец – Дидактическая игра «Скажи правильно»
- Предлагаю поиграть еще в одну игру. Я называю профессию мужчины, а вы назовете ее так, как она называется у женщин. -Продавец , портной , проводник , официант , пианист , спортсмен , лыжник , учитель , крановщик , артист , скрипач , певец , поэт.
-Послушайте рассказ Д. Габе «Работа»
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно. - Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа. Мне обидно до слез - Мам, дай сумочку, я в магазин пойду. - Держи,- говорит мама и дает мне сумку. Я все купила правильно: хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала. - Ничего, - говорит папа, - переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы. Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло. - Ничего, - говорит мама, это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай. Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой. - Не страшно, - говорит папа, - коленка заживет. Главное, что ты сегодня работала. Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи. Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности?
- Ребята! Чем больше вы будете помогать своей маме и меньше ее огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
-Папа не знает безделья и скуки. У папы умелые сильные руки. И если кому - нибудь надо помочь, папа всегда поработать не прочь. - Скажите, всегда ли бывает хорошее настроение в семье? Будет очень хорошо, если мы станем всегда называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми словами. Расскажите, как вас называют родители ласково. III. Заключительная часть (рефлексия) -Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать в окошечках вашего дома членов вашей семьи. На столах у детей заранее выполненная аппликация дома с окошками.
| Дети по очереди читают стихотворение, стоя в кругу, и при этом передают мяч друг другу.
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните! Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Дети садятся на стульчики.
Ответы детей
Дети разгадывают ребус
Ответы детей
Ребенок рассказывает о своей семье Дети рассказывают: Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья крепка ладом. В гостях хорошо, а дома лучше. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Дети встают около стульчиков, повторяют движения - Это тоже я могу. - Это тоже я могу.
- Это тоже я могу.
- Это тоже я могу.
- Это тоже я могу. Ответы детей
Дети выходят на ковер, встают в круг.
-Ра - ра - ра – начинается игра!
– варит, жарит, режет, готовит, мешает, моет, готовит; -слушает больного, выписывает лекарства, делает уколы; -учит, ставит оценки, читает, пишет; - взвешивает, продает, упаковывает, считает деньги, отсчитывает сдачу; - Ру – ру – ру – мы закончили игру
Продавщица, портниха,
проводница, официантка, пианистка,
спортсменка, лыжница,
учительница, крановщица, артистка,
скрипачка, певица, поэтесса. Дети садятся на стульчики
Дети рассказывают о своих обязанностях.
Ответы детей
(взаимопомощь)
Рассуждения детей
Ответы детей
Дети садятся за столы и рисуют, звучит музыка.
|
|