Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Конкурс исследовательских работ учащихся «Они гордость России»


Скачать 434.52 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ учащихся «Они гордость России»
страница1/3
Малышкина Н.А
Дата06.03.2016
Размер434.52 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3

ГБОУ СОШ № 448 ВАО г. МОСКВЫ


окружной конкурс исследовательских работ учащихся «Они гордость России»
Реферат на произвольную тему

«Цусимское сражение»
Выполнил: ученик 11 «А» класса

Виноградов Александр Михайлович

тел: 8 916 189 96 33


Руководитель: учитель истории

и обществознания Малышкина Н.А.

тел: 8 916 391 05 28

Москва, 2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Планы сторон

2.Цусимское сражение

2.1 Сближение

2.2 «Маневр Того»

2.3 Недостающее звено

2.4 «Основные идеи и действий»

2.5 Чувства и расчет

2.6 Ловушка

2.7 «Тесный угол»

2.8 Трагедия

2.9 Картонный меч

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В истории нашего Отечества есть много победоносных битв, немало побед и исторических свершений. Но сегодня я хочу рассказать не о них. Я хочу поведать о трагической странице Российской истории, о той, позор которой не могли смыть долгие годы. О Цусимском сражении 1905 года, о сражении, в результате которого погибла Вторая Тихоокеанская эскадра, а её командующий адмирал Рожественский был предан и забыт, тогда как истинные виновники катастрофы остались безнаказанными.

В начале ХХ века на Дальнем Востоке возник конфликт между Россией и Японией. В 1898 г. Россия арендовала у Китая южную часть Ляодунского полуострова вместе с военно-морской крепостью Порт-Артур, ставшей главной базой русской эскадры на Тихом океане. В 1900-1901 гг. русские войска, принимая участие в подавлении восстания ихэтуаней, оккупировали Манчжурию. Это вызвало недовольство Японии, считавшей Корею и Северный Китай сферой своих жизненных интересов 27 января 1904 г. японский флот внезапно атаковал русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, повредив три корабля. Для России война складывалась неудачно. Японские войска с суши, а флот с моря блокировали Порт-Артур

Второй год шла русско – японская война 1904 – 1905 гг.

Крепость Порт-Артур была отрезана японцами с берега и блокирована с моря. Артурская эскадра, запертая на рейде крепости, уже не представляла собой реальной морской силы и медленно умирала. Исход всей войны теперь целиком зависел от помощи извне.

На Балтике спешно формировалась. Вторая Тихоокеанская эскадра. Она, не имея по пути ни одной дружественной базы и ни одной угольной станции, должна была пройти по трем океанам 16 тысяч миль, разомкнуть кольцо блокады, соединиться с остатками Первой эскадры и составить вместе с ней численно превосходящий противника флот, обеспечить России господство в дальневосточных водах. Без владения морем Россия не могла рассчитывать на успех в борьбе с островной империей.
Хейхачиро Того. Зиновий Петрович Рожественский.
Решение отправить эскадру было принято и высочайше утверждено 10 августа 1904 года на совещании под председательством царя. Командующим был назначен бывший начальник Главного морского штаба, генерал-адъютант двора и вице-адмирал флота Зиновий Петрович Рожественский.
Первоначально главные силы эскадры насчитывали восемь броненосных судов, разделенных на два отряда, 1-й отряд - четыре новейших эскадренных броненосца: "Князь Суворов" под флагом адмирала Рожественского, гвардейский "Александр III", "Бородино" и "Орел"; могучие двухтрубные красавцы, введенные в строй в течение последнего года, они представляли собой монолитную и вполне современную боевую силу. 2-й броненосный отряд также составили четыре единицы: высокобортный океанский броненосец-крейсер "Ослябя", броненосцы "Сисой Великий", "Наварин" и броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".

Увы, в отличие от 1-го отряда 2-й не мог быть назван однородным, тем более современным: "Сисой" и "Наварин" были вооружены устаревшей артиллерией, а "Нахимов" (постройки 1885 года) вообще не годился для линейного боя, и то, что его включили в состав главных сил, было скорее актом чиновного оптимизма, нежели здравого смысла.
Главные силы японского Соединенного флота, в бою с которыми должен был решиться спор за владение морем, состояли из 12 боевых кораблей - трех броненосцев типа "Миказа", одного броненосца типа "Фудзи", двух броненосных крейсеров "Касуга" и "Ниссин" и шести броненосных крейсеров типа "Асама".

В отличие от русской эскадры, сформированной "внезапно из судов или только что едва-едва законченных постройкой, или судов устарелых типов", и в которую было "зачислено все, что возможно" японский линейный флот представлял собой созданную специально для действий против русского флота и прекрасно подготовленную боевую силу, удовлетворявшую всем требованиям современной морской войны.


1. ПЛАНЫ СТОРОН

Было очевидно, что одной лишь эскадры Рожественского недостаточно для получения решающего превосходства на море, и потому снятие блокады с Порт-Артура и соединение Второй Тихоокеанской эскадры с Первой (Порт-Артурской) являлось важнейшим и обязательным элементом русского стратегического плана. 2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила в поход.

"Для угольных паровых кораблей дотурбинной эпохи,- пишет английский историк Вествуд,- поход из Либавы в Японское море при полном отсутствии по пути дружественных баз представлял собой настоящий подвиг - эпопею, заслуживающую отдельной книги". Действительно, история военных флотов не знала подобного. Трудности, через которые прошла эскадра, были колоссальны. Однако ни энергия адмирала, ни самоотверженность офицеров и команд не могли уже перевесить стратегической недальновидности чинов "из-под шпиля" (из-под шпица Адмиралтейства. На Мадагаскаре Рожественского ждало известие, в корне изменившее всю ситуацию: 20 декабря 1904 года Порт-Артур пал, и остатки 1-й Тихоокеанской эскадры были затоплены на его рейде. Эскадра Рожественского осталась одна перед лицом японского Соединенного флота.
С этого момента "замысел операции, вначале имевшей некоторые основания", окончательно приобрел "все признаки опасной авантюры, предпринимаемой с негодными средствами" 2

Рассчитывать на победу в открытом бою Рожественскому не приходилось, ибо противник располагал и численным перевесом, и качественным превосходством. Следовательно, оставалось либо со всей возможной скоростью идти вперед, в надежде проскочить в Японское море до того, как эскадра адмирала Того успеет пройти необходимый после кампании ремонт, либо признать поражение и повернуть назад.
Второе решение было бы политическим, и принять его единолично Рожественский не мог. Оставалось надеяться на здравомыслие Петербурга, однако там никто не желал видеть обстановку в реальном свете. Ни сам царь, ни кто-либо из высших флотских чинов не решились отдать приказ, отзывающий эскадру обратно.

В распоряжении адмирала оставалось единственное средство - ускорить движение вперед, рассчитывая если не на успех, то на спасение. Однако эскадру ожидал еще один удар и вновь от правительственного кабинета из Петербурга, вместо того, чтобы спешить на Восток со всей возможной скоростью, адмиралу предписывали... ждать. Ибо в Кронштадте спешно снаряжали в поход подкрепление: старый броненосец "Николай I" и три броненосца береговой обороны - "Апраксин", "Сенявин" и "Ушаков". Моряки называли их "самотопами", и в связи с их полной непригодностью для эскадренного боя Рожественский отказался от этих судов при формировании первых двух отрядов. Поддержанные высочайшим мнением чины "из-под шпица" упорно стояли на своем, тем более что Николай, загипнотизированный подсчетами будущего численного равенства сил Рожественского и Того, укреплялся в мысли о том, что исходная стратегическая задача все-таки выполнима. "Двукратно в телеграмме царя на имя Рожественского указывается, что не прорыв во Владивосток ставится целью эскадре, а завладение Японским морем, т. е. бой с главными силами японского флота и поражение их" 1 Рожественскому, правда, удалось получить разрешение выйти с Мадагаскара, не дожидаясь небогатовского отряда. Однако время, потраченное на тяжбу по телеграфу, было на сей раз упущено окончательно. Перед эскадрой неотвратимо встала перспектива боя с сильнейшим и подготовленным противником. Дальше были еще ожидания...

"Нагнал" Небогатов своего флагмана у берегов Аннама (Вьетнама) всего лишь за две недели до решающего дня. Учиться взаимодействию и совместному маневрированию было уже некогда. Рожественский выстроил отряды в походный порядок и повел их, имея перед собой враждебные воды и ждущий в готовности неприятельский флот.

14 мая 1905 года у северных "ворот" Цусимского прохода противники встретились. В 1 час 49 минут пополудни левая носовая шестидюймовая башня броненосца "Князь Суворов" отдала пристрелочный выстрел, и началось сражение, впоследствии названное Цусимским.
Итоги известны. Эскадра, посланная решить исход войны, перестала существовать. 22 боевых корабля пошли на дно, за неполные сутки было убито, утонуло, сгорело заживо и пропало без вести 5045 русских моряков. Россия, потерпев небывалую в истории своего флота катастрофу, на долгие годы была отброшена в разряд второстепенных морских держав.
Казалось бы, все "белые пятна" Цусимы стерты давным-давно, но "маневр Того" - тот самый, который был начат за минуты до выстрела "Князя Суворова" и справедливо считается центральным тактическим эпизодом боя главных сил,- вызывает споры и ныне и по праву может быть назван главной загадкой Цусимского сражения. Прежде всего, потому, что до сих пор не выяснена истинная значимость японского тактического хода; мнения историков на этот счет различны, зачастую противоположны. Одни считают, что "маневр Того" является блестящим образцом флотоводческого искусства, предопределившим решительную победу. Другие же, напротив, склонны здесь видеть грубейшую тактическую оплошность, загнавшую Того в "тесный угол" и поставившую его буквально на грань поражения. Кто прав?

Сомнения в правильности "общепринятой" версии Цусимы высказывались уже не раз, но вот английский историк Вествуд в 1970 году сделал поразительное "открытие" фактов, лежавших более полувека у всех на виду! Анализируя победную реляцию японского командующего (которую, кстати, две недели строго редактировал японский Морской Генеральный штаб), Вествуд обнаружил, что в описании начальной фазы боя адмирал Того... лжет! Адмирал самовольно поменял местами два следовавших друг за другом тактических действия, в результате чего радикальным образом нарушилась их причинно-следственная связь. И фальсификация затронула не какие-либо частности, но центральный и принципиальнейший "ключ" боя - все тот же "маневр Того"! По-видимому, истинная картина боя содержала настолько пагубные для репутации Того характерные подробности, что их - даже при наличии блестящего материального результата - надлежало во что бы то ни стало скрыть.

Вот это-то ловко скрытое японцами нечто и станет теперь главным предметом нашего изучения. Из океана в Японское море ведет несколько путей, один из них - по Восточному (Цусимскому) проходу Корейского пролива. Главное достоинство этого прохода в том, что он широк, глубок и сравнительно прост в навигационном отношении. В отличие от остальных вероятных маршрутов внезапное ухудшение видимости (скажем, густой туман) здесь не препятствовало бы, а способствовало успеху прорыва русских судов. Свой главный и единственный шанс на спасение (возможность проскочить незамеченным) Рожественский мог реализовать только в Восточном проходе. С этой точки зрения путь посередине водного пространства между Японией и островами Цусима был выбран правильно. К началу 14 мая эскадра подошла к южному входу в Корейский пролив. В 2.25 выдвинутый японцами в передовой дозор вспомогательный крейсер "Синано-Мару" заметил в предутренней темноте огни неизвестного судна. Приблизившись, японцы распознали "Кострому", плавучий госпиталь эскадры адмирала Рожественского. В 4.25 "Синано-Мару" уже надежно вошел в хвост русской эскадры, и сразу же с его антенн затрепетала искра шифрованной передачи: "Они здесь!.." Беспроволочная эстафета передала сообщение на север, в корейский порт Мозампо, где уже несколько суток в готовности стояли главные силы японского Соединенного флота.

Сообщение "Синано-Мару" достигло флагманского "Миказа" в 4.40 утра. По прошествии двух часов на японских судах пар был поднят до марки, эскадра выбрала якоря и в походном порядке двинулась в собственно Корейский пролив.

Когда около шести утра Рожественский скомандовал курс норд-ост 60O и тем окончательно обозначил свое намерение, адмиралу Того не понадобилось напряженно размышлять, он просто приступил к исполнению заранее разработанного плана.

Лучшим способом действий в правильном бою двух броненосных флотов считался в то время "маневр поперечной палочки над буквой "Т", то есть охват головы или хвоста неприятельской колонны. Сторона, осуществившая такой охват, получала возможность сосредоточить на выбранной цели всю мощь огня своего стреляющего борта, в то время как противник, используя лишь половину артиллерии, мог отвечать только в узкие носовые или кормовые углы, причем сосредоточению его огня мешали бы ближайшие к неприятелю свои же корабли. Таким образом, флот, выигравший начальную позицию "палочки над "Т", получал над своим противником не менее чем двойное огневое превосходство и в первые же минуты боя мог нанести ему непоправимый урон.

Если бой предполагается в открытом море, а силы врагов примерно равны, успех маневра "палочки" зависит от многих случайных факторов. Совсем иное дело, если один из противников вынужден форсировать подготовленную к обороне узость. Здесь его путь жестко определен и обороняющаяся сторона может заранее рассчитать маневр, чтобы встретить неприятеля в уже готовой позиции "палочки над "Т".
Следовательно, помимо явного материально-технического превосходства (считая и полуторное превосходство в скорости эскадренного хода), японцы располагали всеми без исключения выгодами внешней обстановки. Для победы им оставалось только исполнить заранее выверенный план.
Путь японцев от Мозампо к месту боя состоял из трех отрезков, рисующих характерную ломаную линию. Сначала Того шел курсом ост-зюйд-ост к северной оконечности островов Цусима (1-й отрезок); затем, круче склонившись к югу, он пересек Восточный проход слева направо и вышел в заранее назначенную точку в 10 милях севернее острова Окино-сима (2-й отрезок); повернув далее на 315O, он вновь начал движение к оси прохода, однако на сей раз уже справа налево и строго придерживаясь географической параллели.

Внешняя сторона действий Того настолько информативна, что восстановление скрытого за ней плана не составляет особого труда: а) место встречи с противником было выбрано в северных "воротах" прохода, то есть на линии островов Цусима - Окино-сима;

б) скорость сближения была подобрана так, чтобы к моменту прихода "на вид" неприятеля обеспечить себе позицию впереди и справа от головных судов русской эскадры.

Намерение Того дождаться противника на параллели точки поворота вполне объяснимо. Указанные "ворота" были самой северной и ближайшей к Мозампо узкостью, что позволяло Того надежно упредить русских в назначенном для боя месте и обеспечить себе необходимый запас времени и маневренного пространства.

Исходная позиция справа от русского курса также была обусловлена географическим фактором. Западную границу прохода обозначал непрерывный берег больших островов Цусима, а восточная граница, проходящая по группе мелких островов, была скорее условной, и в принципе позволяла Рожественскому свободу движения вправо, за формальные пределы прохода.

Такая диспозиция надежно отрезала Рожественского от желанных для него просторов Японского моря. Путь вперед и вправо ему закроет стальная японская "палочка", путь влево преграждает твердь островов Цусима. Получается жесткий угол, выход из которого - только назад...
Составленный Того план действий был образцовым. Он был прост, прекрасно согласован с обстановкой и надежно обеспечивал японской стороне начальный тактический перевес.

Разведка у японцев также была поставлена безукоризненно. С рассвета и до начала боя разведывательные отряды неотрывно следили за эскадрой Рожественского, что существенно облегчало Того задачу предварительного развертывания и давало возможность точно согласовывать свои движения с движениями противника.

Совсем иначе выглядят действия Рожественского. Большинство историков полагает, что он вообще не имел сколь-нибудь конкретного плана и, отказавшись от каких-либо попыток воздействовать на обстановку, заранее подчинил себя неизбежности боя и поражения.
2.ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ
2.1 СБЛИЖЕНИЕ

Около 6 утра Рожественский скомандовал эскадре курс норд-ост 60O - на середину Восточного прохода. С этого момента путь его точно соответствовал всем предварительным допущениям Того.
В отличие от действий Того, объяснимых и вполне логичных, действия русского адмирала вызывают по крайней мере недоумение.
Во-первых, Рожественский как будто полностью отказался от разведки, ограничившись тем, что выслал лишь слабый передовой дозор. Во-вторых, он не оказывал ни малейшего противодействия неприятельским разведывательным крейсерам и они наблюдали за русской эскадрой совершенно беспрепятственно. Случайно возникшую стрельбу по "Идзуми" он оборвал сердитым сигналом "не бросать снарядов понапрасну", а на семафор командира "Урала" - вспомогательный крейсер "Урал" располагал самой мощной на эскадре радиотелеграфной станцией,- запросившего разрешения перебивать в эфире японские радиопереговоры, он ответил столь же резким и тоже запрещающим сигналом: "Не мешать!".
Во-вторых, наконец, перестроение в "уступ"... Зачем адмиралу понадобился строй, вдвое ослабивший боевую мощь эскадры? Тем более что в условиях ограниченной видимости противник мог открыться внезапно, и тогда Рожественский, имея слабейшие суда в самостоятельной колонне, рисковал быть разбитым по частям в первые же минуты боя.

Итак, с одной стороны мы наблюдаем стремление к бою, образцовый план и четкое его выполнение; с другой же, напротив, видимое отсутствие какой-либо руководящей идеи, пассивность и безразличие. Сближение флотов представляло собой самую первую, неявную фазу боя.

2.2 "МАНЕВР ТОГО"

Время 1 час 20 минут пополудни (по русским часам), мачты противников уже встали над выпуклостью горизонта, и до появления флотов из мглы оставались секунды. Рожественский в строе "уступа" шел курсом норд-ост 23O, придерживаясь оси прохода. Того медленно продвигался по створу назначенных им "ворот" курсом чистый вест. "Стол-кадр" в момент визуальной встречи противников нарисовал бы гигантский треугольник: в одной из вершин - русская эскадра, в другой - японская, третья вершина обозначена невидимой точкой пересечения их курсов. Для завершения "палочки над "Т" Того оставалось повернуть примерно на 55O вправо и лечь на попутно-сходящийся с русскими курс. Простейшее вычисление показывает, что 30 минут спустя после такого поворота "Миказа" вышел бы в точку пересечения курсов в 30 кабельтовых по носу русского головного "Князя Суворова", то есть японская линия пришла бы в позицию идеальной "палочки над "Т", имея русского флагмана в пределах досягаемости орудий в всего своего левого борта. Расчет был точен, исполнение - блестяще. От воли и умения Рожественского не зависело уже ничего, ситуацию контролировал противник. Секунды утекали неотвратимо, и призрак катастрофы вставал все явственней. Сейчас по фалам "Миказы" вспорхнет и развернется роковой сигнал, затем последует четкий поворот всей линии вправо на расчетные 55 градусов, затем - "палочка", затем... Произошло же, однако, иное.

"Миказа" действительно повернул, но не вправо, а влево, и не на попутно-сходящийся, а на встречно-пересекающийся с русскими курс!
Почти одновременно с этим Рожественский скомандовал еще одно, последнее перестроение. Четыре сильнейших броненосца прибавили ход и начали выходить в голову левой колонны, вновь образуя с ней единую боевую линию.

Японцы пересекали русский курс, заходя на левую сторону эскадры Рожественского. Затем "Миказа" еще круче довернул к югу, и теперь противники сближались почти "лоб в лоб", находясь друг к другу левыми бортами и стремительно сокращая дистанцию.

Невероятно, однако фортуна повернулась к Рожественскому лицом. Гибельная "палочка над "Т" не состоялась. Того вдруг сам отказался от нее... Почему? Впрочем, недоумению на мостиках "Князя Суворова" суждено было перерасти в изумление. Ибо в следующий момент...

"- Смотрите! Смотрите! Что это? Что они делают? - крикнул Редкий (вахтенный начальник броненосца "Князь Суворов" лейтенант А. А. Редкий. - В.Ч.)1, и в голосе его были и радость, и недоумение.

Но я и сам смотрел, смотрел не отрываясь от бинокля, не веря глазам: японцы внезапно начали ворочать "последовательно" влево на обратный курс!" - рассказывает участник Цусимского сражения капитан 2-го ранга В.И. Семенов в своей книге "Бой при Цусиме".

Изумление и радость лейтенанта Редкина объяснимы. Все японские корабли теперь должны были последовательно, один за другим прийти в некоторую точку и повернуть на 180O, причем эта точка оставалась неподвижной относительно моря, что значительно облегчало пристрелку русской стороне.
"...А кроме того, даже при скорости 15 узлов перестроение должно было занять 15 минут, и все это время суда, уже повернувшие, мешали стрелять тем, которые еще шли к точке поворота",1,- продолжает Семенов.
Несколько мгновений изменили ситуацию в корне. Положение русской эскадры из безнадежного сделалось исключительно выгодным; на долгие четверть часа она становилась безраздельным хозяином положения. "- Да ведь это - безрассудство! - не унимался Редкий,- ведь мы сейчас раскатаем его головных!..- "Дай-то бог!.." - подумал я..." Рожественский приказал открыть огонь, В 1 час 49 минут пополудни левая носовая шестидюймовая башня броненосца "Князь Суворов" отдала пристрелочный выстрел. Прицел был взят хорошо, и первый снаряд Цусимского сражения миновал неприятельского флагмана лишь с небольшим перелетом.

Этот поворот "последовательно", которым японский адмирал окончателыо отобрал у себя все выгоды заранее подготовленной "палочки" и в ходе которого он сам подставил себя под сосредоточенный русский огонь, впоследствии и назвали знаменитым "маневром Того".

Традиционно считают, что Того не просто выиграл сражение, но выиграл его как флотоводец, продемонстрировав "высокие образцы" тактического искусства.

Совсем иначе оценивают роль адмирала Рожественского. Считается почти очевидным, что его тактика представляла собой цепь грубейших оплошностей, причем львиная доля всех его так называемых ошибок была совершена им до открытия огня, то есть на предварительных фазах боя.
Обратимся же к ситуации, которая сложилась у северных "ворот" прохода в 1 час 49 минут пополудни 14 мая. Японцы только что вошли в поворот, носовая шестидюймовка броненосца "Князь Суворов" отдала пристрелочный выстрел.

К этому моменту тактическое положение русской эскадры вдруг сделалось исключительно выгодным, так как она выиграла для себя первый залп, получила неподвижную точку пристрелки и возможность бить по противнику всем левым бортом своей линии.

Того же, напротив, оказался в "тесном углу". Связанный выполнением маневра, он подставил себя под русский огонь и вплоть до окончания поворота не мог ответить всеми стволами своей эскадры, то есть он уступил Рожественскому начальное огневое превосходство.

Трудно поверить, но факт: Рожественский, несмотря на все свои так называемые ошибки, незримый тактический поединок выиграл, а Того ту же неявную фазу боя проиграл, притом проиграл ее по всем без исключения пунктам.
В 1917 году автор капитального труда о Цусиме капитан 1-го ранга граф Капнист сравнил "маневр Того" со знаменитым маневром Нельсона при Трафальгаре и с прямотой убежденности заключил, что "расчеты... Нельсона и Того были аналогичны" и что "оба адмирала пожали неисчислимые плоды своей разумной отваги".

Однако можем ли мы объявить отвагу японского адмирала "разумной", а риск, связанный с его маневром, оправданным?

Нет. Совершенно очевидно, что для завершения заранее рассчитанного плана Того оставалось лишь скомандовать поворот вправо на 55 градусов, и та же самая "палочка" была бы осуществлена в совершенной безопасности, за пределами досягаемости русских пушек. Следовательно, для достижения той же цели Того избрал не лучший, но худший из всех возможных способов. Мало того! Всеми тактическими преимуществами, полученными им к моменту открытия огня, Рожественский был обязан исключительно "маневру Того", то есть, повторим, японский адмирал сам вручил своему противнику то, чего тот был заранее и безнадежно лишен, и сам подставил свою эскадру под русские пушки. В течение долгих четверти часа "маневр Того" работал не на японскую, но на русскую сторону, и победу Соединенный флот одержал не благодаря, но вопреки странному решению японского адмирала.
Вывод: "маневр Того" явил собой не "блестящий образец", но грубейшую тактическую оплошность, и утверждение о якобы "тактической победе" японского адмирала есть миф.

Однако хотя сущность "маневра Того" ясна, причины его остаются загадкой, и остается тот же вопрос: почему?

Вот что пишет американский биограф адмирала Того Эдвин Фальк: "Визуальный контакт открыл, что русская формация отличается от доложенной разведчиками (то есть от строя двух параллельных колонн.- В.Ч.), так как Рожественский в последний момент предпринял попытку вывести 1-й отряд в голову "Ослябе" и выстроить одну боевую линию. В момент, когда Того увидел русские корабли, этот маневр находился в процессе исполнения. Он заметил также, что острова Цусима уже не блокируют русском прямой путь во Владивосток и что в связи с этим неприятель склонил свой курс еще более к северу.

Этот новый курс русских обусловил его решение предпринять атаку не с правой, а с левой стороны, и тем отсечь русских от их цели. Новый русский строй делал такую атаку возможной, ибо фланг 1-го отряда был теперь ничем не защищен и открыт для нападения".

Из построений Фалька следует, что изменение обстановки, столь резко повлиявшее. на замысел Того, состояло в появлении двух неожиданных обстоятельств: "нового строя русских" (находившегося, правда, в процессе формирования) и нового их курса, проложенного севернее того, что ожидали японцы - точно на Владивосток. Все это вместе - опять же по Фальку - вынудило Того пересечь курс неприятеля и атаковать русских не с правого, как было перед тем задумано, а с левого борта.

Желая во что бы то ни стало оправдать предвзятое положение о тактическом "гении" Того, Фальк готов принести в жертву этой концепции решительно все - начиная с фактической последовательности событий и кончая нормами здравого смысла. Как мы сейчас увидим, моделирование ситуации "по Фальку" не выдерживает серьезной критики - достаточно обратиться к документам и показаниям очевидцев.

Визуальный контакт, свидетельствует официальный японский историк, состоялся в 1 час 39 минут, то есть около 1 часа 20 минут по русским часам. Рожественский же, показывают русские документы, скомандовал перестроение в 1 час 30 минут пополудни, то есть десять минут спустя. Следовательно, Того увидел именно то, о чем ему доложила разведка и что он ожидал увидеть - строй двух колонн. По свидетельству английского офицера Пэкинхема, наблюдавшего все с палубы броненосца "Асахи", уже после поворота Того на пересечку русского курса "стало возможным разглядеть русские линии во всей их длине. В правой колонне (разрядка В.Ч.) неясно вырисовывались громады четырех самых больших броненосцев..."

Упоминание о "правой" колонне и "линиях" во множественном числе ясно свидетельствует, что даже после решения Того пересечь русский курс Рожественский все еще шел в строе двух колонн и Того внешних признаков перестроения русской эскадры не наблюдал.

Во-вторых, известно, что с 12.05 балтийская эскадра шла курсом норд-ост 23O, и нужды переменять этот курс у Рожественского не было - он и так был проложен точно на Владивосток, и ни в 12.05, ни тем более полтора часа спустя острова Цусима, вопреки утверждению Фалька, не блокировали русским прямой путь к месту их назначения.

Наконец, путь влево был русским уже закрыт берегами Цусимы, так что Того своим заходом налево не препятствовал, а способствовал маневренной свободе Рожественского, оставляя для него открытой всю правую половину румбов.

И все же, хотя объяснения Фалька грубейше расходятся с истинным положением дел, в общей исходной идее биограф японского адмирала прав - причиной броска влево и последующего "маневра Того" мог послужить лишь внешний фактор, обусловленный неким действием адмирала Рожественского. Каким?

  1   2   3