Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении» |
 Скачать 90.41 Kb. |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №153» 630084, г. Новосибирск, ул. Республиканская,15/1
тел/факс 265 68 54; e-mail: [email protected] Городской конкурс
«Инновационные методики и технологии в обучении»
Памяти ветеранов войны
посвящается…
Номинация «Нравственно-патриотическое воспитание»
(разработка внеурочного занятия
на уровне основного образования)
Разработала:
Соловьёва Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №153,
педагогический стаж 19 лет,
высшая квалификационная категория Новосибирск,
2015 год
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту страницу летописи нашего государства. Поэтому наша задача, задача взрослого поколения, сохранить преемственность поколений на основе примеров героического прошлого и истории российского народа. Нам, педагогам, очень важно, каким будет человек будущего, будет ли он жить и трудиться на благо своей Родины, знать историю своей страны, будет ли помнить тех, кому обязан своей жизнью…«Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться…» Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к исторической памяти своего народа. Задачи:
воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважительное отношение к ветеранам;
закреплять систему знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
формировать навыки исследовательской деятельности, умение выступать перед аудиторией;
развивать речь, эмпатию, воображение.
Методы воспитания: беседа, объяснение, рассказ, пример, метод эмоционального воздействия, видеометод. Формирование УУД
Личностные действия: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные действия: определять цель исследовательской деятельности, план выполнения заданий, организовывать деятельность по достижению поставленной цели.
Познавательные действия: уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов.
Основные понятия: «ветераны», «награды», «штендер».
Оборудование: презентация, книги для выставки.
I. Мотивационный этап (занятие начинается с видеоролика, Приложение 1)
Учитель: 9 Мая — особая и священная дата в истории России (Приложение 2, 1 слайд).
Какая знаменательная дата отмечается в этом году?
В 2015 году исполнится 70 лет со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живет в сердцах россиян (2 слайд).
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы хотим поговорить о людях, которым обязаны мирным небом над головой, о людях, которые не понаслышке знают о Великой Отечественной войне, о тех, кто дожил до наших дней и смог рассказать нам о тяжести фронтовых дорог и о Великой Победе над фашисткой Германией - о ветеранах.
Поднимите руку, чьи родные были участниками Великой Отечественной войны. Знаете ли вы их имена, их биографию? Этих людей мы называем ветеранами.
III.Актуализация знаний
Учитель: Давайте уточним значение слова «ветеран» в Толковом Словаре Русского Языка. Ветеран - старый, опытный воин; участник прошедшей войны(3 слайд).
В соответствии с законодательством Российской Федерации ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов не менее шести месяцев, либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Ученик:
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани. Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится. Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.
Ю. Соловьев Учитель:(4 слайд) Мы, родившиеся после войны, и, к счастью, не узнавшие ее ужасов, глубоко осознаем все величие подвига ветеранов, фронтовиков, тружеников тыла и гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.
Вы с родителями отвечали на вопросы анкеты (Приложение 3), и мы узнали, что почти в каждой семье есть родные, которых так или иначе коснулась та страшная война. У вас было задание – провести небольшое исследование и подготовить сообщение о прабабушках или прадедушках – участниках Великой Отечественной войны, которые с честью выдержали тяжёлые испытания.
Учащиеся представляют результаты своего исследования.
Анна П.: (5 слайд) Павлушин Алексей Андреевич родился в 1925 году в селе Прокуткино Новосибирской области. Ушел на фронт в октябре 1942 года. В марте 1945 года в боях за город Нойштадт, построил штурмовой мост через реку Нейсе. Когда был ранен командир взвода, взял командование на себя. С 1950 года жил в Новосибирске, работал сварщиком-клепальщиком на заводе им. Чкалова. Имя полного кавалера ордена Славы Алексея Андреевича Павлушина увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы (Приложение 4).
Гриша Г.:(6 слайд) Саркисов Аршавир Александрович родился в 1922 году в селе Каябаши Степанокерсткого района Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской АССР. Находясь в составе 101 АП, совершил 15 боевых вылетов, в том числе 2 по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину. После войны жил в Москве, работал учителем начальной военной подготовки в школе. Имеет награды(7 слайд).
Ученик:
Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами! Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»,
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки! Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном. Но я скажу о слёзах матерей,
Что у окошка не дождались сына!
Но я скажу, товарищ мой, налей
За дедов и отцов седины! Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили! Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…
Д. Румата Учитель: Многие ветераны имеют настоящие боевые награды.
Что такое награда? Какие вы можете назвать?
(8 слайд) Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг. В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские войны, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, народные ополченцы.
Перед вами медали: «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За отвагу»(9слайд). Ордена: Орден Суворова, Орден «Победа», Орден Красной Звезды.
С декабря 2014 по май 2015 года каждому ветерану и участнику Великой Отечественной войны, труженикам тыла, бывшим малолетним узникам концлагерей, а также другим категориям граждан будут вручены юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»(10 слайд).
Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» изготавливается из металла серебристого цвета и имеет форму круга. На лицевой стороне медали - многоцветное изображение знака ордена Отечественной войны I степени. Между нижними лучами звезды знака ордена - цифры "1945" и "2015".На оборотной стороне медали, в центре, - надпись: «70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945». Надпись заключена в лавровый венок, ветви которого перевиты в основании лентой.
Учитель:(11 слайд) Ребята, очень хорошо, что вы знаете историю своей семьи. У нас в стране с большим уважением относятся к ветеранам, и уже несколько лет подряд проводится акция «Бессмертный полк». Её цель: сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Участие в акции подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана войны, выходит на улицы 9 мая со штендерами принимает участие в параде колонны "Бессмертного полка"(12 слайд).
Штендер – это увеличенная, отсканированная фотография, закрепленная на плотном картоне, прикрепленная к держателю. На большей части штендера расположена фотография героя, в нижней части – фамилия, имя, отчество, звание, годы жизни (если нет в живых), дата рождения (если человек жив и по сей день).
Наша школа является участником этой акции, а в этом году вы сами сможете пройти в колонне «Бессмертного полка» с портретами своих родных.
Ученик:
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами. И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото(13 слайд). С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил. Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.
В.Воронов IV. Рефлексия
Учитель: О чем вас заставило задуматься наше занятие? Что бы вы хотели пожелать ветеранам Великой Отечественной войне?(14 слайд)
Мы помним о прошлом и благодарим старшее поколение за Великую Победу. Она оплачена миллионами жизней, слезами родных и близких. Спасибо павшим и живым. Спасибо и низкий поклон всем нашим ветеранам, труженикам тыла. Литература
Печерская, А.Н. Дети – герои Отечественной Великой Отечественной войны [Текст] / А.Н. Печерская. - Издательство: Дрофа Плюс, 2012. – 64 с.
Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст] / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
Типпельскирх, К. История Второй мировой войны: Важнейшие исторические события [Текст] / К. Типпельскирх. - СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999. - 792 с.
Новосибирская книга памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sibmemorial.ru/node/1845 Дата обращения: 10.01.2015.
Pedsovet.su [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/320 Дата обращения: 15.01.2015.
|
|
|