Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Конкурс для учащихся 5 8 классов задание №1 |
 Скачать 95.61 Kb. |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» Работа
Калиновской Валерии,
ученицы 5 класса
ЧОУ СОШ «Развитие»
города Армавира
Краснодарского края Научный руководитель –
Матюшкина Галина Андреевна,
учитель русского языка и литературы ЛИТЕРАТУРА
2011 ГОД
ЗАДАНИЯ ЛЕТНЕГО ТУРА
ПУТЕШЕСТВИЕ В МУМИ-ДАЛЕН: ОПАСНОЕ ЛЕТО
КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ
Задание №1.
Где стоит тарелка Дочери Мюмлы во время семейных трапез в доме муми-троллей? Почему именно там? (10 баллов)
Тарелка стоит под столиком на веранде, так как Мюмла говорила, что там она чувствует себя свободнее. (глава первая «О берестяном кораблике и огнедышащем вулкане», стр. 138) Задание №2.
Утром после наводнения семья муми-троллей принимала гостей. А кто и почему отказался идти к ним в гости? (10 баллов)
После страшной жары и пепла из вулкана огнедышащая гора зашевелилась, в земле появилась и закрылась огромная трещина, а с моря двинулся вал и накрыл всю Муми-дален. Домик мумии-троллей затопило, и все остальные дома тоже. «Весь мир изменился. Не стало жасмина и сирени, не стало моста и целой реки. Лишь часть крыши дровяного сарая возвышалась над водой. Какая-то продрогшая компания, видимо лесных жителей, судорожно цеплялась за конёк крыши». В этой компании были фру Мышка, Хомса и Миса. Сначала в гости к муми-троллям отказались идти фру Мышка и Миса. Миса не шла потому, что её никто не приглашал, но потом «Миса почувствовала себя страшно одинокой и, прыгнув, в отчаянии ухватилась за ветки дерева». А фру Мышка так и не пошла в гости, сказав: «Что нам там делать? У них и без нас хлопот хватает». (глава вторая «О том, как ныряют, чтобы раздобыть завтрак», стр. 151). Задание №3.
Что спасала Муми-мама от наводнения на крыше и что значили для нее эти вещи? (50 баллов)
«Муми-мама сидела на крыше в обнимку с сумкой, шкатулкой, кофейником и семейным альбомом.» (глава третья «О том, как знакомятся с домом, где водятся привидения», стр. 153).
Эти вещи значат для Муми-мамы очень много.
В семейном альбоме хранятся фотографии родственников и фотографии памятных событий в жизни семьи муми-троллей.
Без сумки Муми-мама не появляется нигде, даже Муми-папа никогда не видел её без сумки. Там Муми-мама хранит разные необходимые вещи: сухие чулки, порошки от желудка, стальную проволоку, карамельки и многое другое.
В шкатулке находятся иголки, нитки, булавки, клубки шерсти, кусочки берёсты и многое другое.
Кофейник очень нужен для того, чтобы пить кофе и угощать кофе гостей.
Задание №4.
Встретив малышку Мю, Снусмумрик не узнал ее и сказал: «Агу, детка!». Мю обиделась: «Сам ты агу!» Она имела полное право так говорить, ведь они родственники (об этом упоминается в других историях Туве Янссон). А кем они приходятся друг другу? (20 баллов)
Снусмумрик, Мюмла и малышка Мю родственники, брат и сёстры. У них общая мама – Мюмла-мама. Об этом говорится в книге «Мемуары Муми-папы». Задание №5.
Почему Снусмумрик хотел отомстить Сторожу в парке, и какова была эта месть? (20 баллов)
Снусмумрик ненавидел Сторожа парка. «На свете есть лишь одно-единственное существо, которое я по-настоящему ненавижу: Сторож в этом парке. Я хочу сорвать все его таблички с надписями о том, что запрещено!» Снусмумрик хочет отомстить Сторожу за все его запреты.
Снусмумрик наказал Сторожа тем, что вечером Иванова дня посеял в парке семена хатифнаттов. Хатифнатты выросли, наэлектризовались и примагнитились к медным пуговицам мундира Сторожа. И пока Хемуль сражался с хатифнаттами, Снусмумрик повыдёргивал все запрещающие таблички. А ещё Снусмумрик отпустил на свободу лесных малышей, но они все пошли за ним. (глава шестая «О том, как отмстили Сторожу парка», стр. 186 – 190). Потом таблички нашли Муми-тролль, фрёкен Снорк и Филифьонка и сожгли их на костре в Иванову ночь. «Огонь, весело потрескивая, пожирал большие чёрные буквы, и снопы искр взметались к бледному ночному небу» (глава седьмая «Об опасностях, которые грозят в ночь летнего солнцестояния», стр. 195). Задание №6.
Соберите все чудеса, которые произошли в мире муми-троллей в день (и ночь!) летнего солнцестояния. Почему все это случилось именно в Иванов день? (50 баллов)
В Иванову ночь и день произошли такие чудеса:
Снусмумрик нашёл малышку Мю, которая плыла в шкатулке Муми-мамы (глава шестая «О том, как отмстили Сторожу парка», стр. 182);
Снусмумрик посеял семена хатифнаттов, и они проросли, и наказал Сторожа мамы (глава шестая «О том, как отмстили Сторожу парка», стр. 183 – 188);
Снусмумрик сорвал все таблички в парке и освободил лесных малышей (глава шестая «О том, как отмстили Сторожу парка», стр. 188 – 189);
Театральная крыса Эмма рассказала своим гостям, что такое театр и как ставить настоящую трагедию (глава восьмая «О том, как пишут пьесу», стр. 199 – 205);
Муми-папа написал пьесу (глава восьмая «О том, как пишут пьесу», стр. 203 – 205);
Миса решила быть примадонной и была счастлива (глава десятая «О генеральной репетиции», стр. 202);
Филифьонка наконец дождалась гостей и решила, что будет принимать у себя в гостях, кого захочет (глава седьмая «Об опасностях, которые грозят в ночь летнего солнцестояния», стр. 194);
Муми-тролль, фрёкен Снорк и Филифьонка съели праздничный ужин, потом сожгли таблички на праздничном костре и совершили праздничные обряды: молча собирали 9 разных цветов, а девушки смотрели в колодец, чтобы увидеть своего суженого (глава седьмая «Об опасностях, которые грозят в ночь летнего солнцестояния», стр. 194 – 198);
Муми-тролль, фрёкен Снорк и Филифьонка попали в тюрьму (глава седьмая «Об опасностях, которые грозят в ночь летнего солнцестояния», стр. 198);
Снусмумрик и лесные малыши нашли приют, который им был так необходим – дом Филифьонки (глава девятая «Об одном несчастном папе», стр. 208).
Все эти чудеса очень добрые, и произошли они в Иванов день, потому что в Финляндии этот день – очень важный праздник, второй по важности после Рождества. Он считается днём волшебства.
В этот день и ночь надо разжигать костры, славя солнце, прыгать через них, гадать на воде и ожидать чудес. Задание №7.
Что, по мнению театральной крысы Эммы, необходимо учесть при написании настоящей трагедии? Как вы думаете, откуда она берет эти правила?
(50 баллов)
Эмма считала, что пьесу надо писать гекзаметром, а не рифмовать. Ещё Эмма говорила, что «в настоящей трагедии, написанной старинным стилем, все должны быть в родстве друг с другом». И Эмма считала, что в театре должны ставиться только трагедии, поэтому в пьесе герои должны погибать.
Эти правила Эмма усвоила из театральных представлений, которые она видела каждый день, пока не началось наводнение. (глава восьмая «О том, как пишут пьесу», стр. 204). Задание №8.
По какой сказке была поставлена пьеса, которую смотрел в детстве Хемуль, служивший тюремным надзирателем? (20 баллов)
В детстве тётя однажды водила Хемуля в театр. «Они смотрели пьесу о какой-то спящей красавице принцессе, которая заснула под кустом роз.» Пьеса была поставлена по сказке Шарля Перро «Спящая красавица».
(глава одиннадцатая «О том, как обманывают тюремного надзирателя», стр. 217).
Задание №9.
Снусмумрик курит листья малины только по воскресеньям. Похоже, они ему совсем не нравятся. Почему же он их курит? (20 баллов)
Я думаю, что Снусмумрик курит листья малины не потому, что ему нравится их вкус, а потому, что это подарок лесных малышей, с которыми он подружился. Малыши сделали кисет из старой шляпы Филифьонки, вышили его, положили туда листья малины и сказали, что такой хороший табак можно курить только по воскресеньям.
– Листья малины, - горделиво крикнул младший. – Их можно курить по воскресеньям. (глава двенадцатая «О премьере пьесы», стр. 224). Задание №10.
Миса, Хомса, Филифьенка и лесные малыши остались в театре у Эммы. Придумайте и опишите, какой спектакль они могли бы поставить, или сочините небольшую пьесу для этого театра. (до 100 баллов)
Я опишу спектакль, который Миса, Хомса, Филифьенка и лесные малыши могли бы поставить в театре под руководством Эммы.
Сюжет такой: в театре прослышали, что в Иванову ночь можно найти сокровища, если разыскать цветок папоротника. Считается, что папоротник цветёт только в Иванову ночь.
Миса и Хомса решили дождаться Ивановой ночи и идти за сокровищами. Филифьонка не захотела с ними идти, решила остаться воспитывать лесных малышей, чистить им рубашки, штанишки и платьица.
Вот наступила чудесная Иванова ночь. Миса и Хомса идут по лесу и разговаривают о том, как поступить с найденными богатствами и вообще о том, о чём они мечтают в жизни. Миса уже стала прославленной актрисой, примадонной и хочет теперь поехать в Рим учиться итальянскому оперному пению. А Хомса мечтает уметь разговаривать с китами и моллюсками.
Друзья были уверены, что клад зарыт в каком-то особенном месте. И когда в густой чаще леса они увидели удивительной красоты цветущий папоротник, сомнений не осталось.
Хомса сказал: «Будем копать здесь!» Миса не стала возражать другу.
Миса и Хомса подбежали к цветку, встретили страшную ведьму. Не стали обращать на неё внимания, стали рыть и отрыли – волшебство! Самое настоящее колдовство под названием «истинная дружба». Они открыли кисет Снусмумрика, который малыши сделали из старой шляпки Филифьонки (именно он почему-то лежал в земле под цветущим папоротником, и именно там было волшебство) и выпустили волшебство в Муми-дален. Ведьма заскрежетала зубами, дико закричала и исчезла.
Все, кто был одинок, вскорости нашли себе верных друзей. Все поссорившиеся ранее друзья помирились и больше не ссорились никогда. Снусмумрик вернулся к Муми-троллю, и с этих пор они никогда не разлучались, а путешествовали только вместе, потому что Муми-тролль уже подрос, и мама стала отпускать его в далёкие путешествия. Мису Фредриксон на самолёте «Морской оркестр» отвёз в Рим. Хомсу друзья Тофсла и Вифсла обучили языку морских животных, потому что Тофсла и Вифсла хорошо знают все языки.
Так истинная дружба помогла исполниться заветным желаниям.
Особенности пьесы:
1) это трагедия, так как Филифьонка страдает, оттого, что не может идти искать клад;
2) все состоят друг с другом в родстве, как учила Эмма. Миса и Хомса – брат и сестра, лесные малыши – их племянники, Филифьонка – тётушка Мисы и Хомсы и троюродная бабушка лесных малышей. Снусмумрик – муж Мисы, Муми-тролль – двоюродный брат Снусмумрика, Тофсла и Вифсла – дети Филифьонки. А крыса Эмма – всем крёстная.
3) пьеса должна быть написана гекзаметром. Например:
Филифьонка отказывается идти на поиски клада:
Нет, не пойду я с племянником милым в Иванову ночь
Клад искать, зарытый надёжно в подземных глубинах.
Надо мне чистить, стирать, штопать, носы вытирать, варить и
кормить.
Эмма завывает за кулисами:
О бытовые дела!
О бытовые дела!
О бытовые дела!
Библиографический список:
Туве Янссон «Муми-тролли». Том 1. «Муми-тролль и комета». «Шляпа волшебника». Санкт-Петербург: Аста Пресс Ltd, 1993 год.
Туве Янссон «Муми-тролли». Том 2. «Мемуары папы муми-тролля». «Опасное лето». Санкт-Петербург: Аста Пресс Ltd, 1993 год. Отзывы и предложения:
Здравствуйте, уважаемый оргкомитет!
Я – Калиновская Валерия Геннадьевна, мне 10 лет. Я живу в городе Армавире Краснодарского края вместе с мамой, папой и старшим братом. В этом году я окончила 4 класс.
Мои любимые школьные предметы – литература, русский язык и музыка. В свободное время я люблю гулять с подругами, смотреть телевизор, кататься на велосипеде, а в этом году освоила ещё и ролики.
Мне очень понравились задания олимпиады.
Самыми интересными и лёгкими для меня были задания 1, 2 и 5. Трудным для меня оказалось задание №9, потому что в книжке нет прямого ответа на этот вопрос, надо понимать характеры Снусмумрика и малышей. Самым творческим было задание №10 – написать пьесу. Это новый для меня вид работы, так как в школе мы пьесы ещё не писали.
Мне б хотелось, чтобы в олимпиаде было больше вопросов по тексту, чтобы можно было проверить своё знание книги.
В выполнении заданий мне помогали учительница и мама.
Вообще мне очень понравились книги Туве Янссон о муми-троллях и сама олимпиада.
Спасибо за интересные задания.
С уважением,
Калиновская Валерия,
Армавир |
|
|