№
| Наименование раздела программы 5 класс
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Форма контроля.
| Дата
| Примечание
|
1.
| Древние корни народного искусства (8 часов)
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства
| Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по-
|
|
|
2.
| Древние корни народного искусства
| Орнамент как основа декоративного украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
| Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
| Просмотр и анализ работ
|
|
|
3
| Древние корни народного искусства
| «Декор русской избы»
| 1
| Комбинированный Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков
Выполнение эскизов сельского храма с использованием различных техник и материалов
| Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
| Просмотр и анализ работ
|
|
|
4.
| Древние корни народного искусства
| Интерьер крестьянско-
го дома
| 1
| Комбинированный
Эскиз интерьера крестьянского дома
| Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства
| Анализ результатов собственного художественного творчества
|
|
|
5
| Древние корни народного искусства
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага
| Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы
| Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
|
|
6-7
| Древние корни народного искусства
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм.
| 2
| Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал фольга, упаковочная коробка, ткань
| Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе
| Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции
|
|
|
8
| Древние корни народного искусства
| Народные празд -
ничные обряды. Масленица
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань
| Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода
| Просмотр и анализ работ
|
|
|
9-10
| Связь времен в народном искусстве 9ч
| Древние образы в современных народных игрушках
| 2
| Комбинированный
Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гуашь, кисти
| Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета
| Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
|
|
11-12
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Комбинированный
Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти
| Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
| Просмотр и анализ работ
|
|
|
13.
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
| Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
|
|
|
14-15.
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти
| Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
| Игра «Художники-зрители»
|
|
|
16
| Связь времен в народном искусстве
| Роль народных промыслов в современной жизни
| 1
| Комбинированный
Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей
| Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой
| Просмотр, анализ и оценка работ
|
|
|
17
| Связь времен в народном искусстве
| Связь времен в народном искусстве
| 1
| Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий
| Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального
| Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий
|
|
|
18.
| Декор, человек, общество, время 8ч
| Зачем людям украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений
| Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора
| Фронтальный опрос (устно)
|
|
|
19.
| Декор, человек, общество, время
| Декор и положение человека в обществе
| 1
| Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти
| Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом
| Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата
|
|
|
20-21.
| Декор, человек, общество, время
| Одежда говорит о человеке
| 2
| Комбинированный Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ
| Анализ результата коллективной работы
|
|
|
22-23.
| Декор, человек, общество, время
| О чем рассказывают гербы и эмблемы
| 2
| Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
| Защита проекта, оценивание результата
|
|
|
24.
| Декор, человек, общество, время
| Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Волгограда
| 1
| Комбинированный Выполнение композиции герба современного Волгограда. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом
| Презентация работ. Анализ и оценивание результатов
|
|
|
25.
| Декор, человек, общество, время
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
| 1
| Урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
| Иметь представление о декоре в укладе жизни русского на рода
| Подведение итогов конкурсов
|
|
|
26.
| Декоративное искусство в современном мире 10ч
| Современное выставочное искусство
| 1
| Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
| Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
| Анализ и оценка работ
|
|
|
27
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)
| 1
| Комбинированный Изготовление тряпичной куклы
| Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
| Игра «Художники-зрители»
|
|
|
28-29
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)
.
| 2
| Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага
| Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема
| Анализ и оценка работ
|
|
|
30-33
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
| 4
| Урок творческого применения умений и навыков
Разработка эскизов панно или витражей для укршения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения
| Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
|
|
|
34
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
| 1
| Урок творческого применения умений и навыков
Разработка эскизов панно или витражей для укршения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения
| Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
|
|
|
35
| Декоративное искусство в современном мире
| Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
| 1
| Урок- обобщения
Отзыв о выставке
| Знать виды ДПИ, особенности языка.
| Эстетическая оценка результата работы
|
|
|
|
| Всего
| 35
|
|
|
|
|
|