Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Класс: 10 Тип урока: Интегрированный урок исследование при изучении нового материала. Тема Химические свойства белков Цель Изучение химических свойств белков Задачи


Скачать 240.52 Kb.
НазваниеКласс: 10 Тип урока: Интегрированный урок исследование при изучении нового материала. Тема Химические свойства белков Цель Изучение химических свойств белков Задачи
Дата29.04.2016
Размер240.52 Kb.
ТипУрок



Технологическая карта урока

Ф.И.О. : Матвеева Людмила Ивановна

Класс:10

Тип урока: Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала.

Тема

Химические свойства белков

Цель

Изучение химических свойств белков

Задачи

Образовательные: изучение химических свойств белков, способствовать усвоению и пониманию знаний о химических свойствах и функциях белков
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнении лабораторной работы; анализ информации, ее обобщение, проведение эксперимента с соблюдение правил техники безопасности, умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные отношения. способствовать развитию у учащихся умения проводить химический эксперимент по инструкции, наблюдать, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами.
Воспитательные: воспитание таких качеств личности как взаимоуважение и взаимопомощь, необходимых людям при выполнении коллективной


УУД

  • Личностные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез-составление целого из частей, пытаются самостоятельно достроить недостающие компоненты.

  • Регулятивные УУД: Определяют и формируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждении; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

  • Коммуникативные УУД: Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень, участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

  • Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютера, пытаются самостоятельно достроить недостающие компоненты.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать полезные и смысловые установки для своих действии и поступков, вести здоровый образ жизни, самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, обобщение результатов эксперимента.

Уметь работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу.

Личностные: самостоятельно ставить цели, добывать знание на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;

Метапредметные: искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовать ее в домашнее задание

Межпредметные связи

С биологией, анатомией человека, ОБЖ, литературой, географией.

Ресурсы:

  • Основные



  • Дополнительные


  1. Автор Кузнецова Н.Е.,учебник «Химия», 10 класс,М. « Вента-Граф» 2010,;

  2. Автор Г.М. Чернобельская «Практические занятия и экспериментальные задачи по химии», М «Высшая школа» 1989г

  3. Книга для учителя из серии «Я иду на урок» Органическая химия 10-11 классы, М «Первое сентября»,2003г

  4. Комплект ЦОР к учебнику «Химия», 10 класс, раздел 27 белки

ЦОР №3 качественные реакции на белки, ЦОР №4 Первичная структура белка (модель), ЦОР №7 Свойства белков (интерактив), ЦОР №8 Вторичная структура белков (иллюстрация); ЦОР №10 третичная структура белка (модель); ЦОР №11 Четвертичная структура белка.

  1. Реактивы: раствор белка, хлорид натрия, раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, концентрированный раствор азотной кислоты.

  2. Оборудование: пробирки, держатели, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, кусочки мяса, полоски тканей, воронка,марля

  3. Ноутбук, мультимедийный проектор и экран;

  4. Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).







Этапы урока

Формы, методы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к

достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Ресурсы


Предметные

УУД

1

Организационный







Взаимное приветствие учителя и учащихся













2

3

4.

4

5

Актуализация знаний по теме

Постановка учебной задачи

Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний и повторений

Рефлексия деятельности

Итог урока

Домашнее задание



наблюдение/ эксперимент по инструкции в соответствии с поставленной задачей

наблюдение по инструкции в соответствии с поставленной задачей

наблюдение/ эксперимент по инструкции в соответствии с поставленной задачей
Работа с интерактивным тестом



Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «химическое строение белка»

Подводит учащихся к постановке цели урока

Организация

выполнения лабораторной работы «Химические свойства белков» по инструкции в группах.

Инструктаж по технике безопасности

«Гидролиз белка»(сообщение учителя по теме урока)

Планирование информационного поиска



Переводит простую информацию с графических объектов в текстовый. Систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (таблицы).

Проговаривают цели урока в виде вопросов на которые предстоит ответить

Группа №1 1.выполняет наблюдение/ эксперимент по инструкции в соответствии с поставленной задачей

2.Делает вывод на основе полученной информации

Группа №2

1. Работает на компьютерах с интерактивными опытами

2.Делает вывод на основе полученной информации

Группа №3 проводит химический эксперимент:

А) обнаружение белков в мясном бульоне

Б отличие натуральной шерсти от искусственной

Самостоятельно осуществляют контроль своей деятельности

Самостоятельно определяет источники информации, которые требуются для решения поставленной задачи в пределах указанного объема

Вам необходимо определить к какой структуре белка относятся предложенные графические изображения. Вспомните информацию параграфа заданного на дом и результаты представьте в виде таблицы:

№ графического

изображения

Структура

белка

Характеристика

структуры

Тип связи,

определяющий структуру














Модельный ответ

№ графического

изображения

Структура

белка

Характеристика

структуры

Тип связи,

определяющий структуру

1

первичная

Порядок чередования

аминокислот в

полипептидной цепи-

линейная структура

Пептидная

связь

2

вторичная

Закручивание полипептидной линейной цепи в спираль-спиралевидная структура

Внутримолекулярные водородные связи

3

третичная

Упаковка вторичной спирали в клубок- клубочковидная структура

Дисульфидные и ионные связи

4

четвертич-

ная

Взаимное пространственное расположение субъединиц в единой белковой молекуле

Объединение субъединиц осуществляется самопроизвольно

Ответит на вопросы:

1.Почему молоко при вскипании « убегает»?

2.Что следует сделать, чтобы яичный белок свернулся?

3.Почему белковая пища-мясо,яйца усваиваются организмом лучше после термической обработки.

4.Какую роль играют водородные связи в построении белковой молекулы?

Что происходит при разрушении этих связей?


Задание для группы №1 «Реакции в результате, которых белок выпадает в осадок»

Стимул: Для успешного выполнения эксперимента определите по тексту учебника , сущность понятий обратимая и необратимая денатурация.

1.приступайте, к выполнению опытов №1 и №2 по инструкции (Инструкции см в приложении).
Результаты наблюдений запишите в таблицу:

№ опыта

Наблюдения

Результат опыта












2.Сравните результаты опытов, и на их основе сделайте вывод о токсичности солей различных металлов для организма. (2балла)
Модельный ответ:


Задание для группы №2 «Качественные цветные реакции на белок»

Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка.

1.приступайте к ознакомлению с интерактивными опытами.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:



2.На основании изученных опытов составьте устный рассказ о цветных реакциях на белок. Договоритесь, в своей группе, кто из вас будет выступать. (2балла)

Модельный ответ:

2 Заслушивается устный рассказ (2балла)
Группа №3

Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка.,
1.приступайте к выполнению опытов №2, №3 по инструкции (инструкция в приложении)
2. Подготовьте устный комментарий по вопросам:

- Какие явления вы наблюдали при проведении опытов?

-Каково значение качественных реакций на белок? Почему их называют цветными?

-В каких случаях, и с какой целью можно было бы применить эти реакции в жизни?
Мотив: Для того чтобы узнать, как вы поняли материал сегодняшнего урока, оцените свои знания.

Ответьте на вопросы интерактивного теста
Используя разные источники информации составьте план- характеристику этапов гидролиза белка в организме. (не менее 6 этапов) План-характеристика должна состоять не менее чем из 30 символов.
Модельный ответ:

1.под действием белков-ферментов в желудке происходит расщепление белковых молекул до полипептидов с меньшей молекулярной массой

2.В кишечнике они гидролизуются до отдельных АК(аминокислот).

3.Смесь АК всасывается слизистой оболочкой тонкого кишечника

4. Смесь АК вместе с кровью попадает в печень

5..Затем разносится кровью по всем органам и тканям.

6.АК расходуется на синтез белка, нуклеиновых кислот, параллельно происходит распад.

Закрепление знаний о структуре белка:первичной,вторичной

Третьичной и четвертичной,

Типы химической связи

Химические свойства белков


Сущность понятий: «гидролиз белка»,

«Обратимая и необратимая денатурация», изучение свойств белков

Качественные реакции на белки

Качественные реакции на белки , их практическое значение


Научиться обобщать знания,

осуществлять самоконтроль

Научится использовать различные источники для получения информации




Прогнозировать свойства веществ

Умение определять цели и задачи

деятельности


Научиться самостоятельно

проводить опыты,

наблюдать, делать выводы и умозаключения из наблюдений

самостоятельно

проводить опыты,

наблюдать, делать выводы и умозаключения из наблюдений


продуктивная групповая коммуникация

самостоятельно

проводить опыты,

наблюдать, делать выводы и умозаключения из наблюдений

продуктивная групповая коммуникация


умение оценивать и осмысливать результаты деятельности

Продуктивная групповая коммуникация





Приложение

Инструкция к опытам №1,2 (группа №1):

№1

  1. К раствору белка добавить порошок хлорида натрия

  2. Пронаблюдать изменения, отнести их к определенным свойствам.

  3. добавить воды до растворения белка.

  4. Результаты наблюдений запишите в таблицу

№2

  1. К раствору белка добавить раствор сульфат меди (II)

  2. Пронаблюдать изменения, отнести их к определенным свойствам

  3. добавить воды, что произошло?

  4. Результаты наблюдений запишите в таблицу

Инструкция к опытам № 3,4 (группа №3)

№3

  1. Поместить в пробирку кусочки мяса.

  2. Залить водой

  3. Нагреть пробирку и кипятить 2-3 мин

  4. Через марлю и воронку отфильтровать бульон в другую пробирку.

  5. Определить белок в бульоне при помощи ксантопротеиновой или биуретовой реакции.

№4

  1. На предметные стекла разложить полоски ткани.

  2. Пипеткой нанести по 1 капле азотной кислоты (конц)

  3. Пронаблюдать изменение цвета

  4. По результатам опытов №3,4 подготовьте устный коммент


Комплект ЦОР к учебнику «Химия», 10 класс к учебнику Кузнецова Н.Е. белки:

ЦОР №3 качественные реакции на белки, ЦОР №4 Первичная структура белка (модель), ЦОР №7 Свойства белков (интерактив), ЦОР №8 Вторичная структура белков (иллюстрация); ЦОР №10 третичная структура белка (модель); ЦОР №11 Четвертичная структура белка