Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Карбонаты»


Скачать 72.91 Kb.
Название«Карбонаты»
Дата25.04.2016
Размер72.91 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Карбонаты»
Урок комбинированного типа,9 класс
Цели урока:
Образовательная: создать условия для изучения химических свойств солей угольной кислоты - карбонатов и гидрокарбонатов;

Развивающая: продолжить развитие умения решения расчетных и экспериментальных задач;

Воспитательная: создать условия для воспитания навыков самооценки собственных действий на уроке; способствовать развитию творческого мышления учащихся, умению активно применять в жизни полученные знания.
Оборудование и реактивы. Коллекция минералов- карбонатов (мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит).

Растворы : известковая вода, соляная кислота, индикатор лакмус. Твердые соли: карбонат аммония, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, мел ,малахит, кусочки мрамора. Прибор для получения газов, пробирки, стаканы, нагревательный прибор

Комплекс «компьютер+ проектор».

Диск ЭУТ «Химия. Минеральные вещества»
Ход урока.
(урок сопровождается компьютерной презентацией учителя составленной с помощью программы Power Point .см.Приложение)
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны изучить свойства

угольной кислоты и ее солей.(слайд1,2)

Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, в качестве разминки напишем графический диктант .


Графический диктант« Оксиды углерода» ( слайд 3,)

I вариант –CO, II- вариант CO2. Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, «-»- если не согласны.

1.Бесцветный газ,без запаха.

2.Тяжелее воздуха

3.Проявляет кислотные свойства

4. Проявляет окислительные свойства

5. Проявляет восстановительные свойства

6.Ядовит

7.Соединяется с гемоглобином крови

8.Получается разложением карбонатов

9.Горюч

10.Используется для тушения пожаров.

Ответы: I вариант : +--++++-+-;

II- вариант:++++-+++-+ ( слайд4).

Свои ответы учащиеся оценивают самостоятельно по пятибалльной системе.

Коллективно обсуждаются возникшие вопросы.

2.Объяснение нового материала.

На доске и в тетрадях записывается тема урока «Карбонаты»

Учитель организует фронтальную беседу с учащимися .

Карбонаты это соли угольной кислоты, дайте полную

характеристику этой кислоты.

Ученики. Угольная кислота –H2CO3

Кислородосодержащая, двухосновная, слабая, неустойчивая.

Учитель. Образуется угольная кислота при растворении CO2 в воде.

Существует только в растворе, при нагревании или стоянии разлагается.

Раствор угольной кислоты нам всем хорошо знаком: это газированная вода.

Демонстрационный опыт.

Учитель демонстрирует пропускание углекислого газа через налитую в пробирку воду, подкрашенную лакмусом,- через некоторое время лакмус краснеет. Ученики делают вывод, что в пробирке кислота.

Однако стоит раствор подогреть, как лакмус снова становится фиолетовым

( раствор нейтральный)

Учитель просит написать уравнение разложения угольной кислоты:
H2CO3= CO2 ↑+H2O

Находящийся в растворе углекислый газ при нагревании улетает ( почему?)

Ученики должны знать, что при повышении температуры растворимость газов в воде уменьшается.

Учитель. Угольная кислота слабая и диссоциирует ступенчато .Запишите уравнения на доске
H2CO3↔H+ + HCO3- (I – ступень диссоциации)

HCO3-↔ H+ + CO32-(II– ступень диссоциации)
На основании записи уравнения диссоциации учащиеся делают вывод, что для угольной кислоты характерно образование двух типов солей:

средних - карбонатов и кислых гидрокарбонатов.

Учитель. В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с

солями угольной кислоты. Важнейшие карбонаты: NaHCO3-_ питьвая сода,

Na2CO3- кальцинированная сода, CaCO3- мел, известняк, мрамор,

Cu(OH)2CO3- малахит. Учитель показывает образцы солей.

(Диск ЭУТ. Химия.Минеральные вещества)

Ученики записывают тривиальные названия в свой химический словарь (слайд5)

В этом списке отсутствует еще одно очень известное соединение, содержащее в %: углерод-4,2, водрод-6,99,кислород-72,73 и неизвестный металл- 16,08.Определите формулу этого вещества, если известно, что это кристаллогидрат.

Задачу решает у доски ученик, желательно хорошо успевающий по химии, чтобы не затягивать урок. Ответ записывают в химический словарь:

Кристаллическая сода Na2CO3.10H2O

Учитель. Свойства солей угольной кислоты рассмотрите самостоятельно, заполнив таблицу по образцу( слайд6) .

Работа по учебнику О.С.Габриелян. Химия 9 класс § 11,12,30 ,а также по таблице растворимости.

Фронтальное обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы.

Сравнение с эталоном. (слайд7)

Свойства солей угольной кислоты



Свойства

Карбонаты

Гидрокарбонаты

Применение

1.

растворимость

в воде

Растворимы только соли ЩМ

K+,Na+,NH4+

Все растворимы

Наличие ионов

Ca2+,Mg2+в воде

Определяет её жесткость.

2.Разложение при нагревании

Все(кроме солей

ЩМ,искл Li)

CaCO3= tCaO +CO2

Li2CO3=tLi2O + CO2 ↑ K2CO3=/

Все разлагаются.

Ca(HCO3)2= t CaCO3 +CO2 ↑ +H2O NH 4HCO3=t NH3 ↑ + CO2 ↑ +H2O

Обжиг известняка

(получение .негашёной извести-CaO, углекислого газа

CO2;

3.Взаимодейст вие с кислотами.

Качественная реакция

CO32- + 2H+=H2O+ CO2
но CaCO3+2H+=

H2O+ CO2↑+Ca2+



HCO32- +2H+= H2O +CO2

Получение CO2

в лаборатории.

Распознавание карбонатов.

4.Взаимные превращения карбонат-гидрокарбонат


H2O + CO2 (избыток)

CaCO3==================== Ca(HCO3)2

t (нагревание, кипение)

Образование накипи.

В природе

- карстовых пещер и сталактитов


При обсуждении п.3 взаимодействие карбонатов с кислотами

Учитель проводит демонстрационный опыт. На образцы горных пород наносится капля соляной кислоты. «Вскипание»- свидетельство присутствия солей угольной кислоты- карбонатов. Геологи в полевых условиях именно так отличают карбонатные минералы от силикатных.

Мы с вами живем в горном крае ( с.Чемал Республика Алтай)(слайд№8,9) и в

окрестностях нашего села много известняка и мрамора. (слайд10) В селе Ороктой находится карьер по разработке розового мрамора. Именно этот мрамор использован при отделке станции метро Таганская в г.Москве.

(слайд 11)

В поселке Известковом имеется производство по обжигу известняка, продуктом обжига является негашеная известь, она продается в хозяйственных магазинах нашего района и используется в строительстве.

При обсуждении п.4 Взаимные превращения карбонат-гидрокарбонат.

Два ученика в роли лаборантов демонстрируют опыт.

Через известковую воду пропускают углекислый газ, полученный в ученическом приборе для получения газов , разложением кусочков мрамора соляной кислотой. Учащиеся отмечают помутнение прозрачного раствора

Ca(OH)2, записывают уравнение реакций:
Ca(OH)2 +CO2=CaCO3 ↓+ H2O

Дальнейшее пропускание CO2 вызывает исчезновение мути, т е переход

CaCO3 в Ca(HCO3 )2.
CaCO3 + H2O + CO2 = Ca(HCO3 )2
Последующее нагревание вызывает новое появление мути или выделение осадка карбоната кальция.

Ca(HCO3 )2→t CaCO3 ↓+ H2O + CO2
Учитель. В природе эти реакции идут постоянно. В воздухе всегда есть углекислый газ. Он растворяется в капельках атмосферной влаги и выпадает на землю вместе с дождем. Дождевые потоки насыщенные диоксидом углерода, попадают в пласты известняка- карбоната кальция и превращают

нерастворимый CaCO3 в гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2. Так внутри подземных известковых пластов появляются огромные полости – карстовые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре испаряя в подходящих условиях воду.

И в результате образуются кристаллы карбоната кальция в виде прозрачных правильных многогранников. Так в подземных пещерах образуются сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. .(слайд№12,13,)


Очень много карстовых пещер у нас в Чемальском районе.(слайд№14,15,16)

Многие из них закартированы , изучены, являются природными памятниками . Доступные пещеры являются туристическими объектами.

Наша с вами задача беречь и охранять эту красоту созданную природой.

III.Закрепление нового материала проводится с помощью практического задания. Работа выполняется в парах по вариантам.

Задание.

Распознать порошки солей используя минимальное количество реагентов и операций. Вещества для распознавания: вода, раствор соляной кислоты ,нагревательный прибор.

I –вариант .Карбонат аммония и кальцинированная сода, питьевая сода

II – вариант. Мел, гипс , кальцинированная сода.

Задание оформляется в рабочих тетрадях и сдается для проверки.

IV.Рефлексия .

Учитель создает условия для заключительной рефлексии.

Учащиеся делают выводы.

Сегодня на уроке я научилась(ся)…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Что ещё я хотел(а) бы узнать о карбонатах…

В заключении этого этапа выставляются и комментируются оценки.

VI.Домашнее задание . §30?6 (Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить указанные превращения карбонатов) Приготовить сообщение - презентацию о карстовых пещерах Чемальского района ,России по желанию.

Литература:

1.АликбероваЛ.Ю.Занимательная химия.-М,:АСТ-ПРЕСС,2002.

2.ГабриелянО.С. Химия 9 класс.-М.:Дрофа,2008.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Химия. Настольная книга учителя.

9 класс-М:Дрофа,2007.

4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9класс.-М.:ВАКО,2008.

5.Иллюстрированный атлас «Республика Алтай». -Новосибирск: Изд-во

« Арта»,2006.

Приложение. Диск с компьютерной презентацией урока.