Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Как приобщить ребенка к чтению |
 Скачать 33.44 Kb. |
" Как приобщить ребенка
к чтению".
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребёнка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Самостоятельное чтение ребёнком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задуматься над вопросами жизни, отношениями людей. Во время чтения ребёнок остаётся наедине с самим собой. То, о чём он читает, глубоко переживается им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.
Сегодня мы рассмотрим методы и приёмы, которые помогают приобщить ребёнка к чтению, к книге.
Ребёнок должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребёнок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.
Приобщение ребёнка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждение прочитанных книг.
Чтение вслух – вообще важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребёнка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударения; развивает речевые данные, учит культуре речи.
Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть? К умению читать нужно, добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой.
Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребёнку, с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами или болеют. Младшие братья и сестры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающие брат или сестра.
Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?
С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребёнком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.
Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребёнок записался вместе со всем своим классом.
Личные книги ребёнка можно выделить в домашней библиотеке, отвести для них определённое место, но их нельзя нравственно отделять от взрослых книг. Напротив следует всячески подчеркивать, что детские книги составная часть семейной библиотеки.
Родителям следует чаще вспоминать книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребёнка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появился, смелее подводите ребёнка к книжным шкафам, выбирайте вместе книги и в домашней, и в школьной, и в районной детской библиотеках. Есть такое интересное занятие – рыться в книгах. О любимых вами в детстве книга рассказывайте с восхищением, начните читать её вместе. Подвигайте ребёнка к мысли, что его ожидает большое наслаждение – прочитать ту или иную книгу.
И мы предлагаем сделать первый шаг к этому. Пусть каждый из вас сейчас напишет несколько слов о своей любимой детской книге. А мы в библиотеке оформим книжную выставку из этих книг с вашими рекомендациями. Пусть не только ваши дети, но и их одноклассники воспользуются вашими советами.
Памятка для родителей.
- Попробуйте открыть семейное чтение: постарайтесь хотя бы раз в месяц проводить совместное чтение и обсуждение какой-либо понравившейся книги;
- Дарите детям книги, активно привлекайте ребенка к созданию домашней библиотеки;
- Организуйте семейные праздники с участием героев прочитанных книг. Пусть этими героями будут члены вашей семьи, а лучше всего – дети. Исполняя роль героя, дети будут глубже проникать в смысл произведения, развивать память и воображение;
- Приучите ребенка бережно относиться к книге: ставьте ее в специально отведённые места, учите ремонтировать, если в этом есть необходимость;
- Не нужно покупать сразу много книг, пока не исчерпано содержание тех, которые есть у вашего ребёнка;
- Поощряйте пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление;
- Подбирая книгу для подарка, учитывайте возраст того, кому предназначен подарок, его характер и интересы;
- Научиться читать книгу – дело непростое и нелёгкое. Мало научиться читать бегло, надо ещё и уметь понимать смысл прочитанного, уметь брать от книги всё хорошее, что есть в ней. |
|
|