Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

I. пояснительная записка


Скачать 126.41 Kb.
НазваниеI. пояснительная записка
Дата26.02.2016
Размер126.41 Kb.
ТипДокументы


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на практическую подготовку обучающихся к концертной деятельности. Практика является составной частью основных образовательных программ хореографического образования и выступает в роли основного преобразователя полученных знаний в практические умения и навыки. Основными способами реализации практической подготовки является учебная и сценическая практики.

Учебная практика начинается с первого года обучения, включает в себя подготовку хореографических номеров для исполнения в классе, на открытых уроках или в актовом зале школы.

Сценическая практика по профилирующим предметам начинается со 2-го года обучения. Основой программы является подготовка хореографических номеров авторского или репертуарного содержания для исполнения на сцене. Перечень хореографических номеров и их исполнители из числа обучающихся определяются преподавателем в соответствии с творческими задачами учебного процесса и уровнем подготовки обучающихся. Учитывая предпрофессиональный характер сценической практики, а также в целях охраны физического здоровья, обучающиеся, имеющие низкий уровень подготовки по основным танцевальным дисциплинам не допускаются к сценической практике по данной дисциплине, а проходить учебную практику.

Содержание практики определяется обучающими и рабочими программами в соответствии, с которыми организован образовательный процесс. Учитывая индивидуальный характер занятий по данному предмету, допускается наиболее успешно обучающимся давать более сложный хореографический материал, не предусмотренный основными образовательными программами.

Актуальность.

Приобщение обучающихся, их родителей и всей зрительской аудитории к наследию мировой классической и народной музыки и хореографии, к лучшим образцам современного хореографического искусства - способствует гармоничному развитию каждого человека и общества в целом.

Цель программы:

  • Приобретение практических навыков исполнения хореографии;

  • Приобретение навыков сценического общения и владения сценическим пространством;

  • Развитие индивидуальных способностей;

  • Совершенствование актерского мастерства;

Задачи программы:

  • Формирование навыков и умений, соответствующих требованиям предпрофессиональной подготовки обучающихся.

  • Развитие у обучающихся личностных качеств, необходимых для становления компетентного исполнителя в области хореографического искусства.

  • Углубление теоретических знаний и установление их связи с практической деятельностью.

  • Создание условий для развития у обучающихся исполнительских способностей и формирования собственного исполнительского стиля.

Отличительной особенностью.

В связи с ограниченностью времени выделенного на образовательный процесс по основным танцевальным дисциплинам, некоторые необходимые учебные разделы внесены в данную программу (балетная гимнастика, сценическое движение). Так же, в связи с тем, что основными образовательными программами не предусмотрены часы для раздельного обучения мальчиков и девочек по классическому и народно-сценическому танцу, этот вид обучения внесён в данную программу.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 7 – 15 лет.

Срок реализации программы: 5 лет.

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся групповые и индивидуальные.

Общее количество часов на данную программу определяется из расчёта 0,5 час. в неделю на одного человека, 17 часов в год.
Ожидаемые результаты.

В конце 1 класса:

  • Закрепить, углубить и обобщить знания и умения, полученные по всем дисциплинам;

  • Хорошо ориентироваться на сценической площадке;

  • Уметь работать в паре, в коллективе;

  • Освоить простейшие навыками сценического движения;

  • Уметь импровизировать на основе восприятия музыки;

  • Уметь исполнять простейшие танцевальные комбинации;

  • Подготовить учебный танец или показательное выступление.

В конце 2 класса:

  • Уметь исполнять танцевальные композиции классического, народно-сценического и современных видов хореографии;

  • Освоить элементарные навыки актерской выразительности

  • Подготовить учебные танцы по основным танцевальным дисциплинам;

  • Возможна подготовка концертного номера по классическому танцу с отдельными обучающимися;

  • Подготовить концертный номер или показательное выступление по ритмике.

В конце 3 класса:

  • Исполнять хореографические партии и танцевальные композиции в номерах совместно с другими исполнителями (музыканты, вокалисты);

  • Овладеть выразительным языком жестов, основами актёрского мастерства;

  • Подготовить учебно-танцевальную композицию и концертный номер по каким-либо танцевальным дисциплинам.

В конце 4 класса:

  • Иметь навыки хореографической импровизации;

  • Уметь анализировать хореографический материал профессиональных исполнителей;

  • Подготовить учебно-танцевальную композицию или концертный номер по всем танцевальным дисциплинам.

В конце 5 класса:

  • Иметь навыки хореографической импровизации;

  • Уметь сочинить и исполнить танцевальный этюд или простейший танец.

  • Уметь создавать художественный образ в хореографических произведениях классического наследия, народного танцевального искусства, в постановках современных хореографов;

  • Активная концертная деятельность.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Т е м а

Кол-во

часов




1-й год обучения






Теория. Виды сценического танца.

1



Индивидуальные занятия

5



Балетная гимнастика

5



Сценическое движение.

3



Подготовка концертного номера (учебного)

3




ИТОГО:

17




2-й год обучения






Теория. Хореография, как вид музыкально-сценического искусства.

1



Индивидуальные занятия

2



Балетная гимнастика

3



Сценическое движение.

1



Классический танец для девочек (для мальчиков)

3



Народно-сценический танец для девочек (для мальчиков)

3



Подготовка концертного номера или показательного выступления

4




ИТОГО:

17




3-й год обучения






Теория. Основы актёрского мастерства.

1



Индивидуальные занятия

1



Балетная гимнастика

2



Сценическое движение.

1



Классический танец для девочек (для мальчиков)

3



Народно-сценический танец для девочек (для мальчиков)

3



Подготовка концертного номера.

6




ИТОГО:

17




4-й год обучения






Теория. Создание художественного образа средствами хореографии

1



Индивидуальные занятия

1



Балетная гимнастика

2



Сценическое движение.

1



Классический танец для девочек (для мальчиков)

3



Народно-сценический танец для девочек (для мальчиков)

3



Подготовка концертных номеров.

6




ИТОГО:

17




5-й год обучения






Теория. Композиция танца.

1



Балетная гимнастика

1



Сценическое движение.

1



Классический танец для девочек (для мальчиков)

2



Народно-сценический танец для девочек (для мальчиков)

2



Подготовка концертных номеров.

10




ИТОГО:

17

III. Содержание дополнительной образовательной программы

Теоретический материал даётся в ходе занятий и не имеет чёткой привязанности к уроку.

Балетная гимнастика даётся в качестве тренажа перед занятием.

На первом году обучения особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися. Цель этих занятий развить, улучшить, закрепить физические способности необходимые для занятий хореографией.

В качестве концертного номера или показательного выступления могут быть использованы фрагменты урока ритмики, ритмический танец или простенькая полька на подскоках, которые могут быть показаны на открытом уроке или на концерте в школе. Учебные танцы могут исполняться как в соответствующих костюмах, так и в рабочей форме.

На втором году обучения продолжаем уделять внимание индивидуальным способностям обучающихся. Для народно-сценического и классического танца выделяется время на раздельные занятия с мальчиками и девочками.

По ритмике должен быть поставлен хотя бы один сценический концертный номер.

Классический танец выводить на сцену ещё рано, но при наличии способных обучающихся, можно поставить не сложный номер.

По народному танцу преподаватель решает сам, какой танец он сможет подготовить рабочий (учебный) или сценический. Иногда это выясняется только после окончания постановки танца.

На третьем году обучения начинается работа по созданию совместных концертных номеров с другими отделениями музыкальной школы, её можно назвать «домашней» сценической практикой. Это участие в различных школьных мероприятиях: открытых уроках, тематических вечерах, концертах музыкантов и вокалистов. Хореография должна стать украшением и внести разнообразие в проводимые в школе мероприятия.

У девочек по классическому танцу начинается пальцевая техника. Упражнения на пальцах не входят в основную образовательную программу и поэтому не могут быть обязательными. На пальцах могут заниматься девочки только по желанию. Во избежание травматизма некоторые желающие могут быть не допущены к этим занятиям по решению преподавателя.

Из «домашних» концертных номеров отбираются танцы, которые могут быть показаны за пределами школы.

На четвёртом году обучения начинается работа с солистами. Учитывая уровень подготовки и индивидуальность обучающихся, ставятся танцы для одного или двух-пяти исполнителей. По возможности каждый обучающийся должен станцевать в сольном номере, хотя бы для «домашнего» просмотра. Это поможет им проявить свою индивидуальность, артистизм в раскрытии образа, поверить в свои силы и испытать чувство ответственности за своё исполнительство.

По каждой танцевальной дисциплине должен быть подготовлен хотя бы один коллективный концертный номер.

На пятом году обучения начинается знакомство с дуэто-классическим танцем, не предусмотренным основной программой по классическому танцу, поэтому является не обязательным и добровольным. Основу обучения составляют партерные поддержки, воздушные поддержки - на усмотрение преподавателя.

Выпускники хореографического класса должны уметь не только хорошо танцевать, но и уметь самостоятельно сочинить и поставить танец.

Активная концертная деятельность, участие в конкурсах.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Изучение методической и специальной литературы по специальности.

  2. Просмотр видеоматериалов открытых уроков и концертных номеров аналогичных образовательных учреждений и средних хореографических учебных заведений

  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных постановщиков и исполнителей.

  4. Обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчетных концертов.

  5. Знакомство с методикой работы аналогичных учреждений дополнительного образования.

  6. Поиск необходимого материала в Интернете, участие в форумах на интересующую тему.

V. Необходимые условия для реализации программы

    1. Учебный оборудованный хореографический класс

    2. Класс, зал, помещение с площадкой для танцев.

    3. Актовый зал с местами для зрителей.

    4. Концертно-театральный зал.

    5. Место для переодевания.

    6. В классе, в школе, на Интернет сайте должна быть информация (фото, видео) по сценической практике.

VI. Список литературы

  1. Базарова. Н., Мей В. Азбука классического танца. – М.: Искусство, 1983.

  2. Балет. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович, - М.; Советская энциклопедия, 1981

  3. Барышникова т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.

  4. Ваганова А.Я. Основы классического танца Л.; Искусство. 1980.

  5. Германов В.Г. Танцевальный словарь.– Уфа, Издательский дом «Аста», 2009.

  6. Захаров Р. Сочинение танца. – Л.: Искусство, 1983.

  7. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М.: Искусство, 1976.

  8. Кох И.Э. Основы сценического движения. - СПб.: «Издательство Планета музыки»; Издательство «Лань»,2010.

  9. Лопухов А.В., Ширяев А.В.Бочаров А.И. Основы характерного танца.– СПб.: «Издательство Планета музыки»; Издательство «Лань»,2010.

  10. Львова Н. Калейдоскоп. – Международное издательство «Гуманистка», СПб, 2003.

  11. Разрешите пригласить. Сборник современных танцев. – М.: Советский композитор. 1977.

  12. Роман с танцем. Составитель Ерёмина М.Ю. СПб., ООО ТФ «Созвездие», 1998.

  13. Секрет танца/ Составитель Т.К.Васильева.- СПб.; ООО «Золотой век», 1997.

  14. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. «Искусство», 1967.