Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Гбоу цо №1948 «Лингвист М» юзао г. Москва Учитель – логопед высшей категории Асеева Ирина Ивановна


Скачать 87.69 Kb.
НазваниеГбоу цо №1948 «Лингвист М» юзао г. Москва Учитель – логопед высшей категории Асеева Ирина Ивановна
Дата22.02.2016
Размер87.69 Kb.
ТипДокументы

ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист М»

ЮЗАО г. Москва

Учитель – логопед высшей категории

Асеева Ирина Ивановна

Формирование коммуникативных универсальных действий

на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с

учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

(из опыта работы)

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Как известно, содержание коммуникативных умений многообразно. Это умение передать в речи свои знания о предмете, сделать какое-либо сообщение, выразить отношение к событию, привлечь внимание собеседника к тому или иному факту; обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом; умение предложить помощь, выразить сочувствие, расспросить собеседника, дать эмоциональную оценку какому-либо факту и событию и т. д.

Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие умения и учебные действия необходимо формировать при проведении коррекционной работы с учащимися имеющими дисграфические и дислексические нарушения.

У этих детей неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуника­тивная и обобщающая функции речи.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распрастранённого предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышенного, увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.

При первичном обследовании устной речи выявляю возможности учащегося в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества; определяю способность к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Комплексное исследование связной монологической речи позволяет получить дополнительные данные о степени готовности детей к школьному обучению и разработать индивидуальные и групповые коррекционные занятия; разработать разные по сложности задания по вариантам.

Коррекционное обучение предполагает решение, следующих задач:

  • Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;

  • Развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;

  • Обогащать пассивный и активный словарь;

  • Совершенствовать грамматический строй речи;

  • Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи

(в частности диалогическую речь);

  • Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);

  • Обучать творческому рассказыванию;

  • Формировать осознание языковой действительности;

  • Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;

  • Формировать интонационную выразительность.

Такие задачи, как развитие словаря, грамматического строя речи и некоторые другие успешно решаются в процессе общей коррекционно-развивающей работы с детьми. Работу по развитию и совершенствованию монологической и диалогической речи у детей с 1 класса осуществляю в процессе игровой деятельности (практические задания, упражнения, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.

Одним из начальных этапаов работы является обучение связности высказывания. Использую следующие тренировочные упражнения:

- даётся деформированный текст из 3-4 фраз, дети учатся располагать предложения в логической последовательности;

- данное предложение дополнить другим предложением, логически с ним связанным;

- логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он….);

- составление связного высказывания по двум-трём опорным вопросам:

«Кто идёт? Куда идёт? Кого встретил?»; с нахождением в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

- составление предложений разной структуры.

Далее перехожу к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая

детей повествованию (т.е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях направляю их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность, т.е. специально учу выбирать глаголы и опираться на них при построении рассказа).

При описании предметов активно используем на занятиях имена прилагаельные. Провожу работу по формированию умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются при опоре на восприятие, т.е. учащиеся описывают то, что видят перед собой. Но мы используем в описательном рассказе и образы памяти - ребёнок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям даёт описание одушевлённого или неодушевлённого предмета.

Учу детей составлять рассказы по серии картинок; соотносить данные вразбивку предложения с определёнными картинками серии; составлять начало и конец повествования; составлять повествование по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без неё и т.д. На занятиях учащиеся учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трёх персонажей даёт основание вводить в описание диалог. Учащиеся учатся вести диалоги на разные темы; составляют различные вопросительные предложения по инструкции, речевому образцу, а также путём корректировки высказываний ребёнка другими детьми в процессе живого общения. На занятиях дети знакомятся со стилями речи: разговорным и книжным; учатся отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания; упражняются в построении высказываний в определённой композиционной форме в зависимости от данного типа и стиля речи; интонационно грамотно их оформлять.

Для успешного решения задач по повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся необходимо заложить прочный фундамент знаний в начальных классах. Учитель - логопед активно помогает ученикам в усвоении программного материала, индивидуализируя методы и прёмы их обучения, эффективно осуществляет коррекцию имеющихся у них нарушений устной и письменной речи.

Формирование коммуникативных универсальных действий.
КОНСПЕКТ

группового логопедического занятия в 3 классе

Тема: «Полюбуйся: весна наступает…».

Цели: Формировать коммуникативные универсальные действия: учить взаимопониманию в процессе активного диалога и работе в коллективе; обмениваться необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности; проверять результат своей работы; развивать связную речь, формировать монологическую и диалогическую речь; формировать понятия у учащихся о предложении, тексте; формировать умение подбирать проверочные слова к безударным гласным; учить мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к русскому слову, языку, природе.

Задачи урока:

  1. Организовать работу по конструированию образных выражений.

  2. Организовать работу по подбору синонимов.

  3. Учить правильно подбирать проверочные слова к безударным гласным.

  4. Учить внимательно относиться к русскому слову, языку.

Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями для фронтальной и самостоятельной работ, репродукции известных художников и рисунки детей на тему: «Весна»; мяч.

Ход урока

1. Организационный момент.

Развитие внимания, зрительной памяти.

На доске предметные картинки:

Муравей, волк, паук, шмель

Ласточка, журавль, курица, грач.

а) Что лишнее в каждом ряду? (убрать лишнюю картинку).

б) Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

(насекомые, перелётные птицы)

в) Вспомните и назовите все картинки на определённую тему.

2. Дыхательная гимнастика.

- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 5.

- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 7.

Повторение скороговорки.

- Вдохнули через нос, на выдохе скажем знакомую скороговорку:

Журчали ручьи и урчали,

Жужжали шмели над ручьями.

3. Сообщение темы урока.

Вступительное слово логопеда:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о любви к этому удивительному времени года, к окружающему нас миру, к самой жизни. Весна….. Какое это прекрасное время года! Почему весну называют прекрасным временем года?

Предлагает подобрать синоним к слову «прекрасное»

Ученики

рассуждают, высказывают свои мнения (прелестное, чудесное, очаровательное,

удивительное).

Логопед:

- Никогда не бывает столько перемен в природе, как весной. Неизъяснимой прелестью наполняется всё вокруг. Природа с каждым днём больше и больше прихорашивается. Она пробуждается, расцветает, звенит, поёт на все голоса.

Послушайте стихотворение И.С. Никитина

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Это эпиграф к нашему уроку.

Эпиграф – изречение (цитата) перед произведением, в котором сосредоточена главная мысль, его идея.

- Какую картину представили, слушая поэта И.С. Никитина?

Ученики словесно рисуют картины природы.

Логопед

- В каком значении выступает слово «золото»? (учащиеся рассуждают)

- Какие ещё значения имеет слово «наступает»? (ответы детей)

4. Составление словосочетаний.

На доске репродукции и фотозарисовки о весне.

Логопед

- Обратите внимание на слова, записанные на доске: капель, проталина, ручьи.

- Что такое проталина? Капель? (если дети затрудняются, объясняет смысл слов)

- Есть ли связь между весной и данными словами? Найдите её.

Ученики называют признаки весны (речка темнеет, надувается, скоро «заревёт», солнце светит ярко, плачут сосульки, появляются подснежники и т. д.)

- Какие признаки весны вы ещё можете назвать?

- Подберите и запишите подходящие признаки к данным существительным.

( у каждого ученика индивидуальные карточки со словами-существительными:

Весна (какая?) - ..; подснежник (какой?) - ..; солнце (какое?) - ..; ручьи (какие?) - .

Ученики составляют словосочетания и записывают их. Работа проверяется.

5. Физкультминутка.

Игра «Подбери проверочное слово»

(Логопед говорит слово и отдаёт мяч – ребёнок называет проверочное слово:

страна– страны; гнездо – гнёзда, плечо – плечи, пятно – пятна, тяну –...)

  1. Работа с текстом.

а) Логопед:

- Послушайте, как писатель Н. Сладков пишет о проталинах. Читает выразительно текст.

На всех снежных полянах рыжие пятна-проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь глазом моргнуть, как все эти

маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Логопед

- С чем сравниваются весенние проталины? Какое сравнение подобрали бы вы?

Какой вы представляете большую весну?

Ученики рассуждают.

б) Логопед предлагает ученикам из данных слов составить предложения. Озаглавить текст и записать в тетрадь. Ученики работают в паре.

(слова каждого предложения напечатаны на цветной бумаге; ученики вдвоём сначала ищут полоски одинакового цвета, а потом из слов составляют в нужной последовательности предложения).

1) Растопила, снежные, весна, сугробы;

2) крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;

3) с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;

4) слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

Взаимопроверка тетрадей.

6. Итог занятия. - Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось на занятии?