Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Фуникова Л. В. Конспект занятия кружка «Юный исследователь» Тема: Снег и лёд Цели: познакомить со свойствами снега и льда; закрепить знания о том, что снег и лёд это замёрзшая вода


Скачать 107.31 Kb.
НазваниеФуникова Л. В. Конспект занятия кружка «Юный исследователь» Тема: Снег и лёд Цели: познакомить со свойствами снега и льда; закрепить знания о том, что снег и лёд это замёрзшая вода
Дата16.02.2016
Размер107.31 Kb.
ТипКонспект

МАОУ Новоандреевская СОШ

Фуникова Л.В.
Конспект занятия кружка «Юный исследователь»

Тема: Снег и лёд

Цели: познакомить со свойствами снега и льда;

закрепить знания о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;

Планируемые результаты и критерии их оценивания:

Учащиеся научатся:

делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспособлениях птиц к полету)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы
Ход занятия:

-Придумано кем-то

Просто и мудро,

При встречи здороваться:

Дети: Доброе утро!
2.Эмоциональный настрой

-Сегодня у нас гости, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

1 Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

2Возможно, есть классы и лучше, и краше,

3Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

4 Пусть будет уютно и очень легко.

Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас всё получится!
3.Сообщение темы занятия

(звучит музыка «Зима» из цикла «Времена года»)

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

-Назовите зимние месяцы.

-Какие вы знаете признаки зимы?

-Чем покрыта земля зимой?

- А водоемы?
- Сегодня на занятие у нас в классе будет работать научно-исследовательская лаборатория. А вы будете учёными – исследователями.
- Что значит исследовать?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря)
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению.
4 Подготовительный этап

-А что мы сегодня будем исследовать, вы скажите, посмотрев мультфильм.

(Просмотр мультфильма «Лунтик» 3 сезон, 184 серия «Первый снег»)
-Кто догадался, что же мы будем сегодня исследовать? (снег, лёд)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Итак, продолжите предложения:

Снег идёт – это хорошо, так как…

Снег идёт – это плохо, так как…

Водоемы покрылись льдом – это хорошо, потому что….

Водоемы покрылись льдом – это плохо, потому что…
5 Выдвижение задач и гипотезы
- У нас на уроке гости – Снежинка и Льдинка.

(куклы)
Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет !!

Я – из солнца, серебра !!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка !!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись !! Вот так да !!

Все же, я твоя сестра !!

- Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

(Дети : Доказать, что они родные сестры)

Чтобы доказать родство Снежинки и Льдинки, нам нужно их исследовать.

Итак, в нашей лаборатории для изучения находятся 2 известных вам объекта: снег и лёд. Нам нужно рассмотреть, изучить и сравнить, выяснить их свойства и сделать вывод, о том, что же такое снег и лёд, чем они похожи и чем различаются.
- За работу, коллеги.

- Рассмотрите внимательно лёд и снег. Скажите, что такое лёд?

- А снег?

- Как вы считаете, являются ли Льдинка и Снежинка родными сестрами? А почему?

Итак, выдвигаем следующую гипотезу, предположение: Льдинка и Снежинка – родные сестра, так как обе они образуются из воды.

А доказать нам это предположение помогут опыты, которые мы проведём в научной лаборатории.
6 Исследование. Практическая работа
Опыт 1.

- Как вы думаете, каким способом, можно доказать, что снег и лед – это замерзшая вода?

-Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону.
Опыт 2.

- Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у вас на парте?

-А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите.

- Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии.

-А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Опыт 3.

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
Опыт 4.

Положите пальчик на кусочек льда, попробуйте поскользить пальчиком по льду. Получается?

А сейчас это же сделайте со снегом. Получается?

Какой вывод можно сделать?

(Лёд- скользкий, снег- нет)
Опыт 5.

А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается?

А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

(Снег - рыхлый, лёд – плотный)
Опыт 6

- Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)

- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?

( Лёд - хрупкий.)

- Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?

( Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.)
Опыт 7.

В стакан с водой опустить лёд и в другой стакан - снег.

- Опишите, что видите? ( Они не утонули, плавают на поверхности) .

- Это показывает, что лёд и снег легче воды, именно поэтому они и не тонут.
Далее завершается работа по первому опыту.
- Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом?
8 Выводы исследования

-Одинаковы ли свойства льда и снега? Давайте сравним их.

Снег

Лёд

Белый

бесцветный

Непрозрачный

прозрачный

Нескользкий


скользкий


мягкий

твёрдый

Не тонет

Не тонет

Рыхлый

хрупкий


Быстро тает

медленно тает

-Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что–то общее? Где в природе вы видели лёд? ( В луже, в реке, на мокрой дороге)

А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки). А еще изо льда скульпторы творят очень красивые ледовые скульптуры.

-Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)

Если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег – это множество снежинок)

На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)

Дети рассматривают разные картинки снежинок.

Как вы думаете, где образуются снежинки? ( В небе, в облаках) А как?

Послушайте, как он объясняет это природное явление писательница Марта Гумилёвская. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по - другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно – медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

-Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа?

Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в маленькие льдинки, а затем, льдинки соединяются и образуются снежинки.


вода

снег

лёд
- Мы изучили свойства снега ( на доске появляется карточка со словом «снег») и льда ( карточка со словом «Лёд»).

Состоят они из воды (карточка)


лёд

снег
Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.


вода


Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд – это замершая вода».

- Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры? (Да, доказали)
Снежинка 5:

В природе мы царим везде

На благо матушке – земле.

Льдинка 6:

Услышать мы хотим сейчас

Где вы ещё встречали нас?

- Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?
На стекле вдруг вырос лес

Полный сказок и чудес,

Появились белы горы

То морозные ….. (узоры)

В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)
- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Учитель:

-Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?
Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Учитель:

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись.
Рефлексия

Предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет». Я называю предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет – красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Дети выполняют задание)
Снег при таянии превращается в воду.

Если вода замерзнет, она превращается в лёд.

Снег бесцветный.

Лёд прозрачный.

У снежинок пять лучей.

Снег рыхлый.

Лёд хрупкий.

Снег непрозрачный.

Все снежинки одинаковые.

Снег белый.

Взаимопроверка.

Сравните свои ответы с ответами на доске. За правильный ответ – поставьте плюсик.

Модельный ответ.
Поднимите руку те, у кого все плюсики.

Домашнее задание:

Творческая работа.

Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.

Спасибо за занятие!