Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Формирование ууд на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс


Скачать 143.4 Kb.
Название«Формирование ууд на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс
Дата06.05.2016
Размер143.4 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

СИПКРО

Итоговая работа
по курсам повышения квалификации ИОЧ

вариативный блок

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературного чтения и иностранного языка»

11.11 2013 – 15.11 2013
Работа на тему:

« Формирование УУД на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс

Выполнила:

Матвеева Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ « Центр образования»

пос.Варламово м.р Сызранский
Самара 2013

Содержание

I. Введение. Обоснование выбранной темы.

II. Основная часть. 1. Значение русского языка в начальной школе.

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка:

1) личностных УУД;

2) регулятивных УУД;

3) познавательных УУД;

4) коммуникативных УУД.

3.  Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы.

4.Конспект урока «Заглавная буква в именах собственных»

Приложение1

Приложение2

III. Заключение.

Список литературы.


I. Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Ожидаемый результат. Педагоги:

  • освоен понятийный аппарат универсальных учебных действий;

  • созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной ,основной и средней школы;

  • создан банк данных по проблеме проекта.

Учащиеся:

  • формирование компетенций;

  • формирование компетентности как «компетенций в действии»;

  • формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах
    их выполнения;

  • формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

  • развитие ориентации для построения деятельности, общения, поведения;

  • формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники);

  • адекватная оценка своих возможностей.

  • Цель работы: изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на примере урока русского языка в системе обучения на основе технологии «Подводящий диалог», «Оценивания»

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроке русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

Задачи: изучить этапы урока и виды универсальных учебных действий; апробировать полученные знания на проведении урока русского языка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; эксперимент.
II. Основная часть. 1.В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Целями и задачами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

2.В Программе развития УУД выделены четыре блока :

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

3. Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

      

4.Рассмотрим на примере урока русского языка, как можно формировать у младших школьников универсальные учебные действия, работая в паре, используя технологии:

  • Подводящий диалог

  • Оценивания

  • Полного усвоения

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

Тип урока:

Урок повторения, обобщения и систематизации умений.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • Определять степень успешности своей работы и работы других;

  • Проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в учебнике;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • Умение слушать других;

  • Предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • Формировать умение высказывать своё отношение к работе;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Технологии:

  • Подводящий диалог

  • Оценивания

  • Полного усвоения

Ожидаемые образовательные достижения (результаты):

Закрепление умения писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их от сходных по звучанию названий; закрепление умений группировать слова по данному признаку

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Чистописание.

Учитель: Откройте тетради по чистописанию на с.39 и найдите урок №89. Написание каких букв мы сегодня будем повторять?

Посмотрите внимательно на слова, записанные рядом с заглавными буквами и скажите, какое задание нужно выполнить? (ученики: подобрать имена собственные, которые начинаются с данных букв).

Какое правило необходимо помнить при записи имён собственных? (ученики: имена собственные пишутся с большой буквы) Запишите слова, подчеркните заглавные буквы.

Откройте свои тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

  1. Словарная работа.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам вспомнить правописание словарных слов. Что это за слова? Почему они так названы?

Задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы.

(На доске появляются слайды: уч_ник, ов_щи, учительница, М_сква, к_р_ндаш)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

(На доске появляются слайды с правильно написанными словами)

Возьмите карандаши любого цвета, кроме красного и на полях поставьте своему соседу отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно.

Учитель: Поднимите руку те ребята, кто получил отметку 5? 4? 3? (Поднимите руку те, кто сам нашёл и исправил у себя ошибку?)

  1. Сообщение темы урока (подводящий диалог)

Внимательно посмотрите на словарные слова, записанные в тетради и найдите лишнее слово.

Ученики: Москва – пишется с большой буквы.

Учитель: почему слово Москва пишется с заглавной буквы? (Ученики: это имена собственные, они пишутся с большой буквы).

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Что мы сегодня будем повторять? (ученики: Написание имён собственных)

Ребята, а как вы думаете, зачем изучать такую тему? Может, это не нужно? Где знание этой темы может нам пригодиться?

  1. Закрепление и систематизация материала.

1. Работа в группах.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Внимательно послушайте задание. Каждой группе даются карточки со словами. Задание – составить из слов предложение, приклеив карточки в нужном порядке .

(дядя, гонит, Коля, домой, быка)

(запускают, Серёжа, змея, и, Дима, воздушного)

(Мурка, у, кошка, Любы, есть)

(деревню, мы, в, летом, Сосновку, поедем)

(цветы, в, Лена, классе, поливает, Соловьёва)

(крыльце, Мурзик, на, сидит, кот)

(учительницу, Козелкова, нашу, Юрьевна, Валентина, зовут)

Найти в предложениях имена собственные, обозначить орфограмму.

Давайте проверим, как вы выполнили задание.

(Ученики выходят к доске и зачитывают свои предложения, называя имена собственные, которые им встретились)

  1. Физминутка

Учитель: Теперь давайте проверим, насколько вы внимательны. Я буду называть вам имена собственные, если я ошибусь, вы хлопнете в ладоши. Приготовьте свои руки….

  1. Закрепление и систематизация материала.

2. Работа у доски.

(К доске вызывается 1 ученик, который выполняет работу, остальные работают в тетрадях)

Задание – Запишите 2 предложение под мою диктовку.

Девочка Марина потеряла серёжку. У меня есть друг Серёжка.

Подчеркните слова, сходные по звучанию, подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

(Технология оценивания)

Ученик: Какое было задание?

Справился? Выполнил задание?

Выполнил сам или с помощью?

Какое умение отрабатывали?

Какой отметки заслуживаю?

  1. Составление рассказа по картинке.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку. Кто отгадает – поднимайте руку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

Учитель: Ребята, какие времена года вы знаете? А какое сейчас время года? Чем хороша зима? Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о зимних играх и забавах. Поможет вам в этом картина . (слайд)

Учитель: Рассмотрите картинку (слайд)

Придумайте имена героям, кличку собаке….

Запишите в тетради сочинение - миниатюра. Напомните, что такое сочинение? (Ученики – составление, придумывание рассказа) А мини – сочинение или сочинение – миниатюра?

Составьте и запишите маленький текст. (3-5 предложений)

Поднимите руки те ребята, кто сможет (попробует) выполнить задание самостоятельно? Приступите к работе. Поднимите руки те, кому нужна помощь, кто затрудняется? (выдаются карточки с составленным текстом, в котором пропущены имена собственные; вставьте подходящие по смыслу имена собственные

(Карточка:

……………………………

Ясным зимним днём ………………… и ………………………….. взяли санки и пошли на горку. Собаке ………………………….. повязали шарфик, а …………………….. одели костюмчик. Только котёнок ……………………… не хотел одеваться. Ему будет тепло у ……………………… на коленках.

Раз, два, три – поехали!)

Дети зачитывают свои сочинения.

  1. Работа в рабочей тетради.

Учитель: Откройте рабочие тетради на стр. 51 и найдите задание №8. Я предлагаю его вам выполнить в парах.

Учитель: Поднимите руку, кто считает так же? У кого другой ответ? (слайды)

Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

  1. Итог урока.

Давайте подведём итог нашему уроку.

Какую тему мы сегодня повторяли?

Что такое имена собственные?

Что нужно помнить при написании имен собственных?

(На доске появляются слайды с опорными словами для рефлексии)

Сегодня я ……

На уроке мне ……..

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

Учитель: записать рассказ о зимних забавах, с использованием имён собственных.

Приложение к уроку:

Приложение № 1.

Алгоритм работы в парах (словарная работа)

  • Работаю с соседом по очереди.

  • Проговариваю слово чётко по слогам.

  • Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).

  • Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).

  • Запишу слово в тетрадь.

  • Сверяю свою работу с образцом.

  • Оцениваю свою работу.

Приложение № 2.

Алгоритм работы в парах

  • Работаю с соседом.

  • Распределяем предложения.

  • Проговариваю предложение.

  • Объясняю написание слова в скобках.

  • Аргументирую свой выбор.

  • Выслушиваю оценку соседа.

  • Записываю предложение в тетрадь.

  • Оцениваю сам.

  • Оценивает сосед.





Заключение


В ходе работы было выявлено, формирование универсальных учебных действий должно осуществляться на всех этапах урока, дабы они были продуктивными и эффективным.

Проблема универсальных учебных действий не исчерпана полностью. Перед учителем стоит задача дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования, выработка новых технологий, методов и приёмов развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Список литературы.

1. .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010г.

2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения».-М.:

Дрофа,2004.

7. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.: Эксперимент,1999.

8. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.

9.Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.