Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Энергетика речи Чтобы четко понять, что такое энергетика речи, нужно разобраться в том, что такое речь и что такое энергетика. Речь


Скачать 65.35 Kb.
НазваниеЭнергетика речи Чтобы четко понять, что такое энергетика речи, нужно разобраться в том, что такое речь и что такое энергетика. Речь
Дата28.04.2016
Размер65.35 Kb.
ТипДокументы

Энергетика речи

Чтобы четко понять, что такое энергетика речи, нужно разобраться в том, что такое речь и что такое энергетика.

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Энергетика – это характер свойственной человеку жизненной энергии; способность вызывать у человека активный отклик, чувства (обычно положительные) или желание деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что энергетика речи – одна из характеристик восприятия человеком языка. От энергетики зависит, насколько хорошо слушатель поймет говорящего, как отнесется к полученной информации.

Энергетика речи человека.

У каждого человека своя уникальная энергетика речи. От нее зависит то, как мы говорим, как нас понимают и воспринимают, как мы относимся к тем словам, что слышим. Такая характеристика как энергетика речи в связи с этим очень значима для ораторов. Энергетика - это один из самых важных параметров, определяющих успех выступления. От нее зависит, спокойна или возбуждена аудитория, насколько силен эмоциональный накал, бурлит ли адреналин в крови у оратора и слушателей во время выступления. В деловом общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Собеседнику импонирует, когда партнер не суетится и произносит фразы уверенно и внятно, выражая этим свою позицию и убеждение в правильности высказываемых предложений и аргументов. Единство манеры поведения и речи создает ситуацию доверия.

Различают следующие характеристики человеческого голоса:

  1. Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе. Спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

  2. Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают, что, когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал на полях пометки типа: "Аргументы слабые, усилить голос .".

  3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

  4. Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта. Грудной голос свидетельствует, что мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью, что они естественные, а не искусственно созданные. Высокий пронзительный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство.

  5. Режим или течение речи. Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими колебаниями) - свидетельство богатства чувств, уравновешенности, как правило, хорошего настроения. Строго цикличное, правильное говорение означает осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств. "Округло-текучая" манера говорить позволяет делать выводы о глубокой, полной эмоциональной жизни. Угловато-отрывистая манера - факт трезвого, целесообразного мышления.

Энергетика языка.

У каждого языка также своя особенная энергетика. Некоторые ученые считают, что мертвые языки обладают большей энергетикой. Это связано с тем, что, чем реже человек слышит определенные слова, тем необычнее они звучат для него, тем серьезнее он их воспринимает. Фраза, сказанная на языке, забытом большей частью человечества, окажет гораздо более сильное влияние на слушателя, чем те же слова, произнесенные на его родном языке.

Русский язык имеет определенную энергетику. Нашу речь нужно рассматривать в первую очередь многопланово. Взять хотя бы простую разговорную речь. Нужно задуматься сначала даже не о том, что мы говорим, а о том, как именно мы это делаем. Вспомним "Пигмалион" Б. Шоу, где профессор фонетики по говору определял место происхождения человека. По тому, как человек говорит или пишет, несложно определить его уровень развития, на какую бы тему он не высказывался.
Лексическое богатство человека - словарный запас - тоже говорит о многом. Чем шире словарный запас, тем шире взгляд на мир самого человека, так как он не просто употребляет в своей речи большое количество разных слов, но также знает их значение и может при помощи синонимии охватить больший пласт общения.
Так же при помощи правильно подобранных слов и правильно построенной фразы можно добиться от другого человека определённых вещей. И не всегда получиться достичь подобного, если затратить большое количество времени на объяснение того, что вы от него хотите и на убеждение в том, что это необходимо сделать.

Еще в середине 1970-х гг. советский лингвист, доктор филологических наук Александр Журавлев доказал, что звуки не только несут информацию, но и непосредственно влияют на настроение человека.
Группы звуков по различной эмоциональной окраске:


Безопасный:

В, Д, Л, М, Н, Ч

Страшный:

Ф, Х, Ш, Щ, К, Ж, З, Р, Ы

Сильный:

Ж, З, Р, Ы

Слабый:

К, П, С, Т, Ф

Злой:

Ф, Х, Ш, Щ, Ж, З, Р, Г, С, Ц

Добрый:

В, Л, М, Н, К, П


Поверить в это несложно, даже просто представив себе, как на нас влияет не несущая, казалось бы, никакой информации музыка. И механизм такого воздействия понятен. Но какую реакцию, кроме ужаса, могут навевать на человека напоминающий шипение змеи страшный звук «ш», или «рев тигра» — раскатистый и рокочущий звук «р»? Напротив, звук «с», который мы слышим в успокаивающем свисте птиц, внушает покой и расслабление. Подумайте, какое из животных вам более приятно, ляляут или вжускр? Проведенные филологами исследования показали, что более 90% людей предпочитают первого зверька. В их представлении он должен быть слабым, маленьким, добрым и пушистым, в то время как второй — злой, нахрапистый, большой и страшный. Подсознательное влияние звуков не исчерпывается эмоциями, они несут и скрытые образы. В доказательство этого нейролингвисты (ученые, изучающие связь психики и языка) приводят названия двух несуществующих озер — Эвелоуп и Зиппег. В этом случае большинство опрошенных заявляют, что первое озеро обязательно должно быть плавным и округлым, а второе — угловатым, узким и с изрезанными берегами. Человеческий язык устроен настолько тонко, что способен передавать скрытый смысл даже при полном отсутствии смысла открытого. Доказательством этого выступает фраза, придуманная еще в 1930-х гг. прошлого столетия знаменитым советским лингвистом, академиком Львом Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Ни одно из составляющих ее слов смысла не несет, однако любой русскоязычный человек, услышав ее, тут же представляет себе картинку, где некое монстроподобное существо, обработав другое существо, вытворяет что-то с его детенышем.

Многие писатели также размышляли об энергетике и значении букв и звуков:
«В русском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубина и вышины; учащение письмен И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.)

Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)
Вывод
Исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что энергетика речи действительно очень важная характеристика восприятия человеком языка.

Список источников информации

В мире науки. Спецвыпуск. №11. 2012, стр. 11, 13 http://spkurdyumov.narod.ru/slovzvuk.pdf

http://solium.ru/

http://www.cultnow.ru/

http://psinovo.ru/

https://ru.wikipedia.org/