Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Электрические явления в литературе |
 Скачать 111.27 Kb. |
Муниципальное образовательное учреждение
МБОУ "СОШ №7" им. З. И. Парфёновой.
Проектно-исследовательская работа
на тему:
«Электрические явления в литературе». Секция «физика» Выполнили:
Шумилина Татьяна,
Чуйкова Юлия,
Ученицы 10 «Э» класса Руководитель:
учитель физики
Горюнова Е. В.
Оглавление: Введение стр.3.
Часть I. История электричества стр.4-5.
Часть II .Теоретические основы : стр.6-9.
1.Электричество в природе.
2. Электричество в быту.
Часть III. Заключение. стр.10.
Список литературы стр.11.
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время сложно найти человека, который бы не знал слово электричество и тем более, не пользовался им в повседневной жизни. Хотя при вопросе: что такое электричество? Внятного ответа вы не услышите. Такое привычное и необходимое, невидимое, но окружающее каждого из нас, дающее тепло, свет, движение и многое другое, вообще всё-то к чему мы так привыкли и без чего уже не представляем комфортного существования . Актуальность работы:. Человечество не мыслило себя без электричества во все времена. Оно помогало им во все времена. И поэтому мы решили показать какова роль электричества в природе и быту с помощью стихов. Цель исследования: изучить такое явление как электричество с помощью литературы, наглядно раскрыть его достоинства и недостатки. Объект исследования: Электричество в литературе Предмет исследования: стихи
Часть I. ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА Электричеством или электрическим током называют направленно движущийся поток заряженных частиц, например электронов. Также электричеством называется энергия, получаемая в результате такого движения заряженных частиц, и освещение, которое получают на основе этой энергии. Одним из первых электричество привлекло внимание греческого философа Фалеса в VII веке до н. э., который обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь приобретает свойства притягивать легкие предметы. Однако долгое время знание об электричестве не шло дальше этого представления. В 1600 году появился сам термин электричество («янтарность»), а в 1650 году магдебургский бургомистр Отто фон Герике создал электростатическую машину в виде насаженного на металлический стержень серного шара, которая позволила наблюдать не только эффект притягивания, но и эффект отталкивания. В 1729 году англичанин Стивен Грей провел опыты по передаче электричества на расстояние, обнаружив, что не все материалы одинаково передают электричество. В 1733 году француз Шарль Дюфе установил существование двух типов электричества стеклянного и смоляного, которые выявлялись при трении стекла о шелк и смолы о шерсть. В 1745 г. голландец Питер ван Мушенбрук создает первый электрический конденсатор — Лейденская банка. Первую теорию электричества создает американец Б. Франклин, который рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и наблюдения над электричеством», 1747 год). Он также вводит понятие положительного и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает электрическую природу молний. Изучение электричества переходит в плоскость точной науки после открытия в 1785 году Закона Кулона. Далее, в 1791 году, итальянец Гальвани публикует «Трактат о силах электричества при мышечном движении», в котором описывает наличие электрического тока в мышцах животных. Другой итальянец Вольта в 1800 году изобретает первый источник постоянного тока — гальванический элемент, представляющий собой столб из цинковых и серебряных кружочков, разделенных смоченной в подсоленной воде бумагой. В 1802 г. Василий Петров обнаружил вольтову дугу.
Майкл Фарадей — основоположник учения об электромагнитном поле В 1820 году датский физик Эрстед на опыте обнаружил электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника. Французский физик Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического электричества. Работы Джоуля, Ленца, Ома расширяют понимание электричества. Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля (1830). Опираясь на исследования Эрстеда и Ампера, Фарадей открывает явление электромагнитной индукции в 1831 году и создает на его основе первый в мире генератор электроэнергии, вдвигая в катушку намагниченный сердечник и фиксируя возникновение тока в витках катушки. Фарадей открывает электромагнитную индукцию (1831) и законы электролиза (1834), вводит понятие электрического и магнитного полей. Анализ явления электролиза привел Фарадея к мысли, что носителем электрических сил являются не какие-либо электрические жидкости, а атомы — частицы материи. «Атомы материи каким-то образом одарены электрическими силами», — утверждает он. Фарадеевские исследования электролиза сыграли принципиальную роль в становлении электронной теории. Фарадей создал и первый в мире электродвигатель — проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита. Венцом исследований электромагнетизма явилась разработка английским физиком Д. К. Максвеллом теории электромагнитных явлений. Он вывел уравнения, связывающие воедино электрические и магнитные характеристики поля в 1873 году. В 1880 году Пьер Кюри открывает пьезоэлектричество. В том же году Д. А. Лачинов показал условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Герц экспериментально регистрирует электромагнитные волны (1888 год). В 1897 году Джозеф Томсон открывает материальный носитель электричества — электрон, место которого в структуре атома указал впоследствии Эрнест Резерфорд. В XX веке была создана теория Квантовой электродинамики. В 1967 году был сделан очередной шаг на пути изучения электричества. С. Вайнберг, А. Салам и Ш. Глэшоу создали объединенную теорию электрослабых взаимодействий
Часть II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Гроза Поток вскипел и как-то сразу прибыл!
По небесам, сверкая там и тут,
Гремело так, что каменные глыбы
Вот-вот, казалось, с неба упадут!
И вдруг я встретил рухнувшие липы,
Как будто, хоть не видел их никто,
И впрямь упали каменные глыбы
И сокрушили липы… А за что?
Рубцов Н.М.
Во время грозы Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутного дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
И всё раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный, беспредельный…
Рубцов Н.М. Никола́й Миха́йлович Рубцо́в - русский советский лирический поэт. Родился 3 января 1936 года в селе Емецк,Архангельской области. В 1940 году переехал вместе со своей многочисленной семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Вскоре умерла мать Рубцова и детей распределили в интернаты. В своей автобиографии Николай пишет, что отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Но на самом деле Михаил Андрианович Рубцов (1900—1962) выжил и после войны женился вторично, оставив собственных детей от первого брака в интернате, жил в Вологде. Николай написал эти строки в своей биографии, как бы желая забыть о своём отце, который не пожелал найти своего сына и взять его к себе после того, как он вернулся с фронта.
Оба стиха похожи друг на друга : в них обоих гроза началась внезапно, стихи написаны от одного лица - от лица автора. В обоих стихах встречаются эпитеты, сравнения, метафоры,
Поток вскипел и как-то сразу прибыл!
По небесам, сверкая там и тут,
Гремело так, что каменные глыбы; Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом! Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали! Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний всё неслись. А первом стихотворении автор в конце стиха задает риторический вопрос:
И впрямь упали каменные глыбы
И сокрушили липы… А за что? Зачем? А за тем чтобы и мы тоже задумались «А за что?»
. Автор восхищается красотой природы во время грозы и как будто даже рад этому явлению. Вчера и сегодня
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером. Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему - я не пойму -
Не нужна я никому? А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня. Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур. Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей. Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька -
Три-четыре волоска. Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть. Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет! Я, конечно, загудела:
- Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела? Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка! А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я - электрическая
Экономическая
Лампа! Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк! Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет? Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Фамилия «Маршак» является сокращением, означающим «Аарон Шмуэль Кайдановер» С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В. Стасовым, а через чего с Ф.И. Шаляпиным и М. Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика.
В этом стихотворении С.Я. Маршак описывает такое явление в жизни человека как перехода освещения от свеч и керосиновых лампочек к освещению электричеством. Стихотворение построено диалогом с керосиновой лампой и лампой « новой» т.е. с электрической. Так как электричество в быту – это явление новое люди не совсем хорошо понимаю как оно используется, а лампочка электрическая объясняет как применять электричество дома, во благо людям. В стихотворении автор использует такие средства выразительности как : сравнение и олицетворение: А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет! Я, конечно, загудела; Я - электрическая
Экономическая
Лампа! Лампочка предмет простой, Висит себе и светит. Но что бы было, милый мой, Не будь её на свете? Солнце село за холмом И в домах темным-темно. Ни журналы полистать, Ни в игрушки поиграть. Остаётся только спать, Или голову ломать, Лампочку изобретать.
С. Мельников С. Мельников размышляет в этом стихотворении над тем, что с одной стороны лампочка- предмет простой висит и светит, а с другой лампочка-это гениальное изобретение. Чтобы было ,если бы ее не было в нашей повседневной жизни? Ведь мы так уже привыкли к электричеству, и не можем представить, что же делать, когда нет электричества.
Остаётся только спать, Или голову ломать, Лампочку изобретать. Автор ведет мысленный диалог с читателем , делая стих интереснее он использует такие средства выразительности как: сравнение , анафору и параллелизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
С помощью стихов изучили такое явление как электричество, которое и помогало человечеству во все времена. Авторы данных стихов помогли нам изучить и более подробно узнать о таком явлении как электричество в природе. Ярким проявлением природного электричества служат: грозы и молнии, зная о великой силе этих явлений древние люди создавали Богов, которые носили их имена и преклонялись перед ними ,приносили в жертву различных животных ,что бы Боги помогли им и год был удачным. И только в XVIII веке электрическая природа грозы и молнии была установлена. Ас помощью стихов других авторов мы узнали как облегчилась жизнь людей с появлением электричества в домашних условиях.
Мы привыкли, что наша жизнь неотрывно связана с электричеством. Оно повсюду: дома, на улице, в магазине, в кинотеатрах. Но мы относимся к этому обыкновенно, даже не задумываемся, что нами будет если не будет электричества. Хотя у него не такая уж и длинная история, но обойтись без него мы уже не сможем. Исключить из обихода такие привычные уже электрические приборы, которые окружают нас круглые сутки, мы уже не в состоянии. Без них уже не сможем обеспечить полноценное функционирование промышленных предприятий, освещения, бытовых электроприборов, медицинских средств связи, транспорта и вычислительных комплексов .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: http://www.12min.ru/nauka/chto-takoe-elektrichestvo-informaciya-o-elektricheskom-toke.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EB%E5%EA%F2%F0%E8%F7%E5%F1%F2%E2%EE http://physicsinpoems.narod.ru/elektricheskie_yavleniya/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2,_%C1%EE%F0%E8%F1_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Nikolay-Rubcov/bio http://stixishok.ru/index.php/2012-08-06-21-43-28/79-2012-03-14-20-37-08/3445-2012-03-14-20-42-24 http://www.c-cafe.ru/days/bio/10/067.php. Собрание сочинений С.Я. Маршака 1968-72гг. Н.М. Рубцов «Стихотворения. 1953—1971» (опубликованы в 1977).
Сборники стихотворений Б.М. Федорова 1818 г. — «Опыты в поэзии» ,«Эзоповы басни в стихах», «Гитара и свирель, или Собрание песен и романсов», и «Вечерние рассказы»
|
|
|