Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница1/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жиз­ни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснова­нию и обеспечению нравственного воспи­тания учащихся и, конечно же, разработ­ки его иного содержания в самой школе.

Одним из таких подходов к формиро­ванию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение все­го периода обучения в школе (с I по XI класс).

В научно-исследовательской лаборато­рии нравственного образования Институ­та содержания и методов обучения в шко­ле Российской академии образования раз­работана система обязательного нравст­венного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как но­вый системообразующий компонент об­щего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и дора­ботаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответст­вии с возрастом: «Азбука нравственнос­ти» (I—IV классы), «Нравственная грам­матика» (V—IX классы), «Основы морали» (IX, Х-Х1 (XII) классы). Завершена раз­работка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабо­чие тетради и книги для чтения для уча­щихся. Все эти программы и пособия про­шли 5—7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регио­нального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрирован­ных курсов «Окружающий мир», гражда-новедения и обществознания, неотъемле­мой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополни­тельного образования.

Психолого-педагогические исследова­ния показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, по­строения отношений как со сверстника­ми, так и со взрослыми.

Начальный этап нравственного образо­вания строится на ведущем педагогичес­ком принципе гуманизма. Нормы мора­ли, господствующие в обществе, транс­формируются в правила, доступные и по­нятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учиты­вающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, система­тизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учеб­ных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже име­ют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непри­вычную для них среду, они в первую оче­редь ориентируются на учителя, обраща­ют пристальное внимание на его поведе­ние, манеру общения, замечания. Поэто­му в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профес­сиональной компетентности.

Школьники первого года обучения отли­чаются своими психологическими осо­бенностями: эмоциональностью, преоб­ладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уме­стно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных поня­тий, норм, правил.

Урок в I классе должен быть эмоцио­нальным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя иг­ровые элементы. Необходимо использо­вать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребе­нок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто до­машнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна актив­ность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру че­ловека, заставить задуматься о себе и сво­их поступках, их нравственной сущности.

Цель подобных уроков — сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравст­венных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизнен­ных ситуациях и понимании людей.
Примерный тематический план курса «Азбука нравственности» для I класса

1. Правила поведения в школе.

Правила поведения на уроке и на перемене………………………………………………………….2

Пра­вила поведения в гардеробе……………………………………………………………………….7

Правила по­ведения в столовой. ……………………………………………………………………….8

Правила поведения в библиотеке………………………………………………………………………9

Правила поведения на школьном дворе……………………………………………………………11

2. О добром отношении к людям.

Что такое «добро» и зло». ……………………………………………………………………………..15

Волшебные (доб­рые) слова…………………………………………………………………………….18

Добрые и недобрые дела………………………………………………………………………………24

Ты и твои друзья.

Помни о других — ты не один на свете……………………………………………………………....27

3. Как стать трудолюбивым,

«Уче­нье — свет, а неученье — тьма». (О добро­совестном отношении к учебе.)…………………33

Как быть прилежным и старательным……………………………………………………………….36

Наш труд в классе……………………………………………………………………………………...41

Мой труд дома………………………………………………………………………………………….44

4. Правила аккуратности.

Культура внешнего вида. ……………………………………………………………………………..46

Каждой вещи — свое ме­сто. …………………………………………………….…………………….47

Обещал — выполни.

Умей ценить время — свое и чужое…………………………………………………………………..50

5. Правила поведения на улице и дома.

Правила поведения на улице.

Правила поведения дома.

6. Школьный этикет.

Знакомство со взрослыми……………………………………………………………………………..52

Знакомство со сверстниками………………………………………………………………………….53

Правила общения с окружающими.

По­ведение за столом (в гостях и дома).
РАЗДЕЛ I. Поведение в школе
Занятия 1—2 Правила поведения на уроке и на перемене
Цель — способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанно­стей и правил поведения во время урока и перемены.

В начале урока учитель знакомит с по­нятиями «урок» и «перемена», показыва­ет, в чем отличие одного от другого. Важ­но, чтобы дети это усвоили, так как от отличий зависит разница в правилах их поведения на уроке и перемене. Постро­ение урока диктуется их возрастом. Заня­тие лучше проводить в форме беседы с опорой на детские знания, их опыт. Хо­рошо также использовать игровые ситуа­ции, которые позволят детям лучше усвоить правила поведения (это могут быть сценки, включающие фрагменты урока и перемены). Полезно показать соответст­вующую видеозапись с тем, чтобы дети смогли дать свою оценку правильного или неправильного поведения школьников, высказали свое мнение о том, как надо себя вести в той или иной ситуации, по­чему необходимо соблюдать правила по­ведения на уроках.

На уроке могут помочь педагогу сюжет­ные картинки, видеозапись, инсцениров­ки, детская литература. Например, после прочтения в классе стихотворения С.Я.Маршака «Школьнику на память» можно предложить детям (разбив класс на группы) придумать к сюжетным картин­кам соответствующие подписи. Выпол­ненные задания обсуждаются в классе.

Используя форму диалога, необходимо подвести детей к мысли, что на перемене тоже следует соблюдать определенные правила поведения. Какие это правила? Нужны ли они? Почему? Ответы детей в ходе обсуждения корректируются учите­лем с помощью наводящих вопросов. Та­ким образом, все вместе приходят к вы­воду, что перемена — это отдых между уроками, который предполагает более свободное, раскованное поведение, но при этом нельзя создавать неудобства ок­ружающим. Дети должны осознать необ­ходимость соблюдения определенных правил поведения. Полезно использовать традиции в организации отдыха на пере­мене. Так, можно дать детям задание рас­спросить дома старших, как они любили проводить перемены, удавалось ли им при этом не нарушать общий порядок, не ме­шать другим.

В процессе такой работы у детей фор­мируются представления о поведении на уроке и перемене. К правилам поведения и сюжетным картинкам можно подобрать соответствующие цитаты из книг. Прави­ла вместе с рисунками детей рекоменду­ется поместить на стенде, распределив в две колонки.

Примерные правила поведения на уро­ке.
В школу надо приходить вовремя, не опаздывать.

Если ты опоздал по уважи­тельней причине (например, был с мамой у врача), то надо попросить у учителя раз­решения войти в класс.

Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учите­лем, назвав его по имени и отчеству, а за­тем ребятами.

Если в класс входит твой учитель или взрослый (директор, учитель другого класса), надо встать. Так дети здо­роваются. Вставать надо дружно, но при этом соблюдать тишину. Сесть молено только после разрешения учителя.

Если хо­чешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори.

«Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит надо встать. Когда он сесть позволит сядь».

(С.Маршак)

Примерные правила поведения на пе­ремене.
Выходить на перемену надо толь­ко после разрешения учителя.

В коридоре можно поиграть, не мешая другим, не тол­каясь.

Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя.

На перемене побывать в туалет, чтобы не отпраши­ваться на уроке.

На большой перемене сле­дует позавтракать.
Дидактические материалы
Удивительный букет

Посмотрите! За спиной,

Посмотрите! — Белый бант

Удивляется народ, — Над головой...

По дорожке Это наша

Сам собою, Шестилетняя

Сам собой Наташа!

Букет идет! Улыбается народ:

Удивительный букет В школу

В форму школьную одет, Девочка идет!

Ранец новый Кто же это?

С. Пшеничных
Вопросы для обсуждения со школьника­ми

Чем необычен удивительный букет?

Почему он всех удивил?

Что это за букет?

Какой праздник у девочки Наташи, с чем он связан?

Приглашение в школу

Дети! В школу собирайтесь, —

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь, —

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка —

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит...

Л. Н. Модзалевский

Вопросы

Почему детям нужно собираться в школу?

Какими делами заняты все: и человек, и зверь, и пташка?
В школу

Сегодня

Маленький народ

Встречает новый

Школьный год.

С утра по тротуарам,

По улице любой

Идут ребята

Парами, цепочкою,

Гурьбой.

Кто тащит

На занятия

Приемник-самоделку,

Кто бабочек

Засушенных,

А кто живую белку.

С братом-первоклассником

Сестра шагает рядом.

Девочке поручено

Смотреть

За младшим братом.

Да он и сам

Еще не раз

К своей сестренке

В пятый класс

Заглянет непременно

В большую перемену!

... Идут гурьбою

Школьники

С портфелями в руках,

Нетронуты тетрадки,

Чисто в дневниках.

Они к звонку торопятся

И весело галдят.

А взрослые

Из окон

С улыбкою глядят.

Я.Аким

Вопросы

Про какой новый год говорится в сти­хотворении?

Что ребята несут в школу?

С кем они туда идут?

А где их родители, что они делают?
Разговор с первым классом
Первый класс! Первый класс! Сколько грамотных у вас?

Тридцать три! Тридцать три! Все раскрыли Буквари!

- Кто из вас, кто из вас нынче в школе первый раз?

- Наши все ученики в первом классе новички.

-Первый класс, первый класс! Есть ли лодыри у вас?

- Есть один, есть один! Это Вася Чекалдин.

-Кто из вас, кто из вас опоздал сегодня в класс?

- 33 ученика в класс явились до звонка!

-Кто из вас, кто из вас не пришел сегодня в класс?

-Иванов! Иванов! Он сегодня не здоров!

Про него, про него - про лентяя одного-

Вы услышите рассказ, - только в следующий раз.

С.Маршак

Вопросы

О чем шел разговор автора с первым классом?

Часто ли первоклассники опаздывают на уроки?

А есть ли в классе лодыри?
Угомон (отрывок)

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: — Ребята, тише!

Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.

Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя.

Тише — тише — тишина! — Крикнул Игорь у окна.

Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.

Замолчите! — на весь класс Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон... Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово и сказал ученикам:

Не учи молчать другого,

А молчи побольше

Сам!

С. Маршак

Вопросы

Что случилось в первом классе?

Почему расшумелся первый класс?

Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?

Это помогло? Почему?

Какой совет дат всем Угомон? Вы с ним согласны?


Два кота

Жили-были два кота —

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

С.Маршак

Вопросы

Кого вам напоминают своим поведени­ем коты?

Почему коты подрались?

Правильно ли поступили коты, когда начали драку?

Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?

Придумай, как им надо было посту­пить.
Перемена

«Перемена, перемена!» —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Вылетает за порог — семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним — бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи, —

Словом, сделал все, что мог!

Ну, а тут — опять звонок...

Вова в класс поплелся снова.

Бедный! Нет лица на нем!

Ничего, — вздыхает Вова, —

На уроке отдохнем!

Б. Заходер

Вопросы

Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?

А как нужно?

Как ведет себя Вова не перемене?

Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.


Занятие 3. Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Цель: объяснить детям правила пове­ления в гардеробе. Учитель может пост­роить урок в форме беседы, в ходе кото­рой он спрашивает детей, что они обязательно должны сделать, прежде чем вой­ти в класс (снять верхнюю одежду, сменить обувь). Далее он просит подумать, зачем это делается.

Поведение ребенка в гардеробе («раз­девалке») показывает его отношение к товарищам по классу, которые раздевают­ся рядом. Если тесно, надо помочь друг другу, а не мешать, не толкаться, не гру­бить. Уважение к другим проявляется так­же и в отношении к вещам.

Учитель может задать следующие во­просы: «Ходят ли наши ученики по упав­шей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?

Вы знаете, что особенно тесно бывает в раздевалке после уроков?

Кто и почему был обижен в это время?»

Примечание. Необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких си­туаций не перешел в спор, во взаимные обвинения.

Во избежание этого учитель предлагает: «Давайте не будем называть имена наруши­телей, так как эти дети — мы в этом увере­ны — скоро научатся правильно себя вести».

Внимание детей обращается на то, как надо поступать, чтобы не обижать друг дру­га, не допускать порчи одежды, действовать организованно. Учитель должен выслушать всех желающих, следя за тем, чтобы дети не повторялись. Важно понаблюдать за пове­дением детей в условиях «экстремальной ситуации», за их взаимоотношениями (об­ращаются друг с другом вежливо или гру­бо, стараются помочь, защитить товарища или, наоборот, толкнуть, обидеть). Уважи­тельное отношение друг к другу — залог успеха многих начинаний. Учитель стара­ется вселить уверенность, что в дальнейшем каждый из них сможет научиться правиль­но себя вести, стать примером для других.

Ключевые слова: вежливость, грубость, внимательность, взаимовыручка, аккурат­ность, организованность.


Занятие 4. Правила поведения в столовой
Цель: добиться уяснения детьми пра­вил поведения в столовой.

Урок на данную тему учитель может начать с вопроса: «Зачем нужны правила поведения за столом?» Вопрос мобилизу­ет уже имеющийся опыт и знания детей, а также заставляет задуматься над тем, что им еще неизвестно.

Учитель, обращаясь к детям, предлага­ет им вспомнить, что говорят взрослые, когда кто-то из них неправильно ведет себя за столом. Наверное, часто им при­ходится слышать от взрослых: не говори, пока не прожуешь, не дуй в тарелку с су­пом, не наклоняй ее к себе — остатки супа могут вылиться на одежду, не стучи лож­кой по столу, не облизывай пальцы, не спеши, хорошо прожевывай пищу, не раз­говаривай во время еды.

Главное в поведении за столом — вес­ти себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т.е. находиться в твоем обществе. «Думай о других» — девиз, о котором детям необходимо напоминать постоянно. Кроме этого, школьникам надо показать, как пользоваться столовы­ми приборами, салфеткой. Дети должны запомнить, что всегда надо аккуратно есть, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду, оставлять после себя стол чистым и т.д. Можно предложить им най­ти картинки, где показано, как правиль­но вести себя за столом, и поместить на стенд, чтобы они наглядно напоминали детям правила поведения за столом.

На уроке полезно показать несколько сцен с разным поведением за столом, что­бы дети запомнили, как не следует вести себя во время еды. Можно детские инсце­нировки записать на видеокамеру, а затем продемонстрировать детям их поведение за столом. Тем, кто не соблюдает правил по­ведения, предложить поработать над со­бой, чтобы исправиться и обязательно про­демонстрировать правила хорошего тона.
Как вести себя в столовой

Входить в столовую надо организованно.

Если в буфете выстроилась очередь, встань в конце.

Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

Перед едой всегда мой руки.

Не разговаривай во время еды.

Из общего блюда бери крайний кусок.

Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

Убери за собой посуду.

Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.

Дидакти­ческие материалы
«Советы наоборот» Григория Остера
Есть такие девочки и мальчики, кото­рые все любят делать наоборот. Они зна­ют, что при встрече нужно поздоровать­ся, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязатель­но мыть руки, но они их не моют. Писа­тель Григорий Остер, специально для та­ких детей написал книжку «Вредные со­веты». Вот некоторые из них.
Совет 2

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.
Вопросы

Расскажите, почему так не надо вести себя за столом.

А как поступать правильно ?


Занятие 5. Правила поведения в библиотеке
Цель: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке.

Целесообразно всем классом предвари­тельно посетить библиотеку и читальный зал, чтобы библиотекарь сам рассказал детям, что такое библиотека, для чего она предназначена, и объяснил правила пове­дения в ней. Главное сокровище библио­теки — книга, источник мудрости, кладезь знаний. Книга нужна всем, поэтому об­ращаться с ней надо бережно. Школьни­ки должны знать, что с любым вопросом негромко они могут обратиться к библи­отекарю. В помещении необходимо со­блюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, работающих с книгой, мешает им сосредоточиться.

Библиотека — помещение, где хранят­ся книги, но в отличие от книгохранили­ща этими книгами можно пользоваться. Редкие книги, как правило, запрещено выносить, с ними работают в читальном зале. В библиотеку мы приходим тогда, когда нам недостает литературы, имею­щейся дома, или когда не располагаем интересующим нас изданием.

Данный урок строится на основе све­дений, которые дети вынесли из экскур­сии. Даже если школьник еще плохо чи­тает и ему трудно самостоятельно рабо­тать с книгой, двери библиотеки все рав­но для него открыты: он может взять за­интересовавшую его книгу и дома ему прочтут ее родители. Главное, чтобы дети запомнили основное правило: с книгой надо обращаться бережно.

Учитель должен объяснить, почему книга требует бережного к ней отноше­ния. Желательно, чтобы дети ответили на следующие вопросы: «Как создается кни­га? Кто пишет книги? Кто делает их кра­сивыми?»

Выслушав ответы, учитель знакомит ребят с процессом создания книги, объ­ясняет, что путь ее рождения очень дол­гий. На протяжении многих веков книга претерпевала большие изменения, преж­де чем обрела современную, удобную для нас форму. Желательно подобрать к уроку красиво оформленные издания, чтобы на наглядном примере рассказать о созда­нии этих произведений искусства. Мож­но также сообщить детям о том, что кни­ги отличаются своим оформлением, это зависит от того, для какой цели они пред­назначены.

Книга может «заболеть». Причины бо­лезни бывают разные, но порой это слу­чается и по нашей вине — из-за небреж­ного обращения с ней. В таком случае книгу необходимо «полечить». Желатель­но на наглядном примере объяснить спо­собы «лечения» книги. В качестве домаш­него задания предложить детям выяснить, есть ли у них дома «больные» книги, и в случае необходимости стать книжным «врачом». «Вылеченную» книгу принести на следующее занятие в класс с тем, что­бы рассказать, как проходило ее «лече­ние».

В процессе обсуждения важно добить­ся, чтобы дети поняли, почему надо об­ращаться с книгами бережно. Это прежде всего источник знаний, в них содержатся разнообразные сведения, с их помощью можно получить ответы на любые вопро­сы. Книги — это друзья и советчики, по­тому что их пишут люди, которые через слово передают нам свои знания, делятся своим жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни других народов, об их тра­дициях, культуре, историческом про­шлом.

Книги — самое главное богатство, ко­торое люди могут передать своим потом­кам. Ежегодно в мире выходит огромное количество книг, т.е. накапливается все больше новой информации. Каждый че­ловек стремится создать свою домашнюю библиотеку. Она, как правило, состоит из произведений любимых писателей и по­этов или книг, необходимых для работы, т.е. специальной литературы. Основной же массив книг хранится в библиотеках, куда можно прийти и, записавшись, взять интересующее нас издание.

В конце урока учитель может предло­жить ребятам принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней.
Как вести себя в библиотеке

В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.

Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».

Книгу надо брать только чистыми руками.

В книге нельзя загибать углы, следует пользо­ваться закладкой.

Если книга повреждена, ее надо «полечить».

Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.


Дидак­тические материалы
С.Маршак Книжка про книжки. Песня библиотечных книг
К нам, беспризорные

Книжки - калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!
Вопросы

Кого зовут в библиотеку ? Почему ?

Почему книжки стали калеками, что с ними случилось?

Как в библиотеке могут помочь книж­кам-калекам?

Занятие 6. Правила поведения на школьном дворе
Цель: объяснить детям, как надо вести себя на школьном дворе.

Тема данного урока диктует ряд задач, которые учитель должен решить в ходе его проведения. Во-первых, надо объяснить школьникам, что именно мы вкладываем в понятие «школьный двор»; во-вторых, рассказать, для чего он предназначен, и, наконец, поговорить с детьми о правилах поведения на школьном дворе.

Школьный двор — это пространство между зданием школы и городской ули­цей. Как и само здание, школьный двор относится непосредственно к школе и требует соответственного к себе отноше­ния. Здесь в целях поддержания порядка в течение всего учебного года ведется ра­бота по уборке и озеленению. Школьный двор — это лицо школы.

Каково предназначение школьного двора? Это место, где проводятся обще­школьные мероприятия: праздник, посвя­щенный началу учебного года, Дню зна­ний, праздник Последнего звонка, торже­ственные линейки, различные театрали­зованные представления. Устраиваются здесь и спортивные школьные соревнова­ния, эстафеты, спортивно-развлекатель­ные мероприятия. Школьный двор — это также место для отдыха, прогулок, игр, поэтому здесь можно свободно общаться.

Учитель обращает внимание детей на то, что для их возраста школьный двор привлекателен возможностью выразить себя в игре. Далее можно перейти непо­средственно к правилам поведения во вре­мя игры. Целесообразно детям задать ряд наводящих вопросов: в какие игры они играют во дворе? Каковы правила в каж­дой игре? Всех ли принимают в общую игру? Бывают ли случаи, когда кого-то обижают в процессе игры, несправедли­во решают спор? Опираясь на высказы­вания детей, учитель говорит о недопус­тимости тех случаев, когда дети обижают друг друга.

Игра имеет очень важное значение для формирования в детях нравственных ка­честв. В процессе игры у них выстраива­ются определенные взаимоотношения, рождаются чувства ответственности, това­рищества, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешаются споры, вырабатываются нравственные принципы. В игре, хорошо знакомом де­тям виде деятельности, им легче усваивать правила поведения, нормы отношений, вникать в их сущность. Они накапливают опыт самостоятельного налаживания кон­тактов. Учитель может предложить детям составить правила дружной игры во дво­ре. Такая привязка правил к определен­ному месту основана на возрастных осо­бенностях детей, специфике их мышле­ния.

В ходе урока детям можно прочитать что-нибудь на эту тему, например, расска­зы «Дружба» И. Турчиной и «Бумажный змей» Е. Пермяка. Учитель заостряет вни­мание на том, что, когда все споры реша­ются справедливо, отношения строятся на доброжелательной основе, игра проходит дружно и все довольны. А как себя чувст­вуют те, кого обидели? Можно предложить детям вспомнить ситуации, когда их оби­жали в игре и что именно послужило при­чиной обиды (несправедливое отношение со стороны товарищей, ссора и т.п.).
ПРАВИЛА ИГРЫ
Договориться об условиях игры

Играть честно.

Не обижаться на того, кто выигрывает.

Спокойно обсудить спорные вопросы.

Помнить, что в следующей игре можешь выиграть ты.
Дидактические материалы
С.Маршак Веселое путешествие От «А» до «Я» (отрывок)
У буквы «С» сажают сад

Ребята сотой школы.

К весне листвой зашелестят

Деревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,

И тополя и клены.

И глянет солнце с высоты

Сквозь каждый лист зеленый.

Большой цветник разбил отряд

Соседней новой школы.

Пускай летят из сада в сад

Через дорогу пчелы!
Вопросы

Что ребята сажают в своем школьном дворе?

А что ты предложил бы посадить в сво­ем школьном дворе?
Н.Найденова

Мы всему научимся,

Много будем знать,

Будем наши правила

Дружно выполнять.
Вопросы

Чему вы собираетесь научиться в школе?

Какие правила вы знаете ?

А вы собираетесь их выполнять? Всегда?
И.Турчина Дружба
Однажды Вася-Шарик вынес во двор по­жарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.

— Давай, — согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и по­мчался по двору, таща за собой на вере­вочке машину.

— Пожар! Пожар! — кричит. Подбежали другие ребята.

— Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

— Я — твой друг! Мы — друзья! Поиг­раем вместе в машинистов.

— Давай, — согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. При­шел Вася.

— И меня примите.

— Не примем, — сказал Сережа.

— Почему? — удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

— То — вчера,— сказал Сережа. — Вче­ра у тебя пожарная машина была. А сего­дня у Бори.
Вопросы

Кого Сережа считает своим другом и почему ?

Л есть ли у Сережи друзья ?

Все ли ребята во дворе такие, как Сережа ?

Как бы ты поступил на месте Бори?

Как вы играете у себя во дворе ?
Е. Пермяк Бумажный змей
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко лета­ет. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстро­гал. Да недостает нитки, на которой змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть, на чем змея пускать. Если бы он лист бумаги имел, то змея запустил. Мочало у Пети было. Он его для змея при­пас. Ниток только ему не хватало да бу­мажного змея.

У всех все есть, а у каждого чего-ни­будь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горю­ют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема моток ниток за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высо­ко в небе дружные ребята змея запусти­ли. Весело натягивают. Красота! Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Только дружить они не умеют.
Вопросы

Почему мальчикам стало грустно ?

Что заставляло их прятать друг от дру­га вещи, предназначенные для запуска змея ?

Почему ребята так и не запустили змея?
Совет наоборот Григория Остера
Если вы с друзьями вместе

Веселитесь во дворе,

А с утра на вас надели

Ваше новое пальто,

То не стоит ползать в лужах

И кататься по земле

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Чтоб не портить и не пачкать

Ваше новое пальто,

Нужно сделать его старым.

Это делается так:

Залезайте прямо в лужу,

Покатайтесь по земле,

И немножко на заборе

Повисите на гвоздях.

Очень скоро станет старым

Ваше новое пальто,

Вот теперь спокойно можно

Веселиться во дворе.

Можно смело ползать в лужах

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.
Вопросы

Как не надо вести себя в школьном дво­ре и во дворе своего дома ? А как надо ?


В .А. Сухомлинский Зайчик и рябина
Наступила зима. Засыпало снегом зем­лю. Трудно стало зайчику добывать еду.

Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.

Просит зайчик:

— Дай мне, рябинка, ягод. А рябина отвечает:

— Попроси ветер. Он тебе поможет. Обратился зайчик к ветру. Прилетел

ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Раду­ется зайчик ягодам.

— Спасибо тебе, ветер, — говорит.
Вопросы

О чем этот рассказ?

Кто кому помог?

Сочините такой же рассказ про детей.
А.Крапивина Алька ищет друга
В детском летнем лагере Алька ноче­вал первую ночь. Алька не спал. Он слу­шал дыхание ночного окна. За окном сто­яли строгие березы. Они со всех сторон окружали дачи лагеря.

Альке чудилось, что окно хмурит брови. Оно было чужим, это окно. За ним блестели огоньки, город ложился спать. А здесь светили только редкие зеленые звезды. И все здесь было не­знакомым...

Алька вспомнил маму, и ему еще силь­нее захотелось домой. Так захотелось, что Алька всхлипнул.

— Ты чего... ревешь?

Алька поднял лицо и снова услышал негромкий шепот:

— О чем ты?

Алька не знал, кто лежит на соседней кровати. Этого мальчишку воспитатель­ница привела, когда все уже спали. И Аль­ка тогда притворился, что спит.

Сейчас он шмыгнул носом и смущен­но прошептал:

— Ни о чем.

И снова услыхал:

— Ты первый раз в лагере, ага?

— Ага, — прерывисто вздохнул Алька.

Незнакомый мальчишка немного по­молчал. А потом снова донесся его дове­рительный шепот:

— Ты не бойся, это ничего. Я, когда первый раз приехал, тоже сперва ревел потихоньку. С непривычки.

Алька хотел поскорее сказать, что сов­сем не плакал, или придумать какое-либо оправдание...

Тут мальчишка придвинул свою кро­вать вплотную к Алькиной.

— Ничего, — снова услышал Алька. — Здесь хорошо. За деревней лес большу­щий. Можно заблудиться, дорогу не най­дешь.

— Ты заблуждался? — прошептал Аль­ка.

— Ага...

— Целый месяц ходил?

— Нет... Всего три часа. Потом все по­шли искать, кричать начали. Я услыхал и пришел. Я бы в глубину не пошел, если бы не птаха одна.

— Какая птаха? — спросил Алька. Он уже немного забыл, что соскучился по дому.

— Ну, птичка. Серая какая-то. Она от гнезда, видно, уводила. То подлетит, то упадет, просто ее поглядеть хотел.

— Зачем поглядеть? — уже почти пол­ным голосом спросил Алька.

— Ты тише, — испугался мальчишка, — а то спать заставят. Двигайся ближе.

Алька двинулся и перекатился на кро­вать соседа. А тот объяснил:

— Я всяких птиц люблю. У меня дома щеглы жили, чечетки. А еще был снегирь Яшка. Веселый. Снег за шиворот насы­пался, с полкило, наверное, а все равно сидел и ждал...

— А где теперь эти птицы? — заинте­ресовался Алька.

— К весне всех повыпускал. Я их по­долгу не держу.

— Расскажи еще, — попросил Алька, когда сосед замолчал.

Альке очень не хотелось, чтобы его новый знакомый перестал разговаривать. Тогда из темноты он побыстрей сказал:

— А у нас дома тоже кошка есть. Ме­дузой зовут. А вашего кота как звать?

— Как меня, — ответил мальчишка и вдруг тихо засмеялся. — Мама вечером зовет: «Вася, домой!» А какой Вася, ни­кто не знает.

— И оба бежите? — засмеялся и Алька.

— Нет... Я всегда думаю, что она кота зовет, а кот думает, что меня. Он умный, только жулик.

Зарядку Алька проспал, потому что малышей в то утро решили не будить. И, когда он проснулся, Васьки уже не было. После завтрака Алька снова побежал в дом, и тут он снова расстроился. Все кро­вати были переставлены. Его соседом ока­зался маленький толстощекий Витька Лобов. Алька познакомился с Витькой еще вчера. Вот и сейчас Витька забрал себе Алькину подушку, а ему подсунул свою, похуже. Ну и пусть.

— Витька, ты не видел Ваську?

— Какого Ваську? — подозрительно спросил Витька и загородил спиной по­душку.

— Ну, такого... большого, — пробормо­тал Алька. Он и сам не знал, какой Вася. В темноте не разглядел, потому что но­чью говорили шепотом.

Всех больших в соседнюю дачу пере­вели.

Вопросы

О чем этот рассказ ?

Почему Алька скучал по Васе и искал его?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12