Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Эффективная организация воспитательного процесса |
 Скачать 2.37 Mb. |
ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.
Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).
В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I—IV классы), «Нравственная грамматика» (V—IX классы), «Основы морали» (IX, Х-Х1 (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5—7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», гражда-новедения и обществознания, неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.
Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.
Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель подобных уроков — сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей. Примерный тематический план курса «Азбука нравственности» для I класса
1. Правила поведения в школе.
Правила поведения на уроке и на перемене………………………………………………………….2
Правила поведения в гардеробе……………………………………………………………………….7
Правила поведения в столовой. ……………………………………………………………………….8
Правила поведения в библиотеке………………………………………………………………………9
Правила поведения на школьном дворе……………………………………………………………11
2. О добром отношении к людям.
Что такое «добро» и зло». ……………………………………………………………………………..15
Волшебные (добрые) слова…………………………………………………………………………….18
Добрые и недобрые дела………………………………………………………………………………24
Ты и твои друзья.
Помни о других — ты не один на свете……………………………………………………………....27
3. Как стать трудолюбивым,
«Ученье — свет, а неученье — тьма». (О добросовестном отношении к учебе.)…………………33
Как быть прилежным и старательным……………………………………………………………….36
Наш труд в классе……………………………………………………………………………………...41
Мой труд дома………………………………………………………………………………………….44
4. Правила аккуратности.
Культура внешнего вида. ……………………………………………………………………………..46
Каждой вещи — свое место. …………………………………………………….…………………….47
Обещал — выполни.
Умей ценить время — свое и чужое…………………………………………………………………..50
5. Правила поведения на улице и дома.
Правила поведения на улице.
Правила поведения дома.
6. Школьный этикет.
Знакомство со взрослыми……………………………………………………………………………..52
Знакомство со сверстниками………………………………………………………………………….53
Правила общения с окружающими.
Поведение за столом (в гостях и дома). РАЗДЕЛ I. Поведение в школе Занятия 1—2 Правила поведения на уроке и на перемене Цель — способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.
В начале урока учитель знакомит с понятиями «урок» и «перемена», показывает, в чем отличие одного от другого. Важно, чтобы дети это усвоили, так как от отличий зависит разница в правилах их поведения на уроке и перемене. Построение урока диктуется их возрастом. Занятие лучше проводить в форме беседы с опорой на детские знания, их опыт. Хорошо также использовать игровые ситуации, которые позволят детям лучше усвоить правила поведения (это могут быть сценки, включающие фрагменты урока и перемены). Полезно показать соответствующую видеозапись с тем, чтобы дети смогли дать свою оценку правильного или неправильного поведения школьников, высказали свое мнение о том, как надо себя вести в той или иной ситуации, почему необходимо соблюдать правила поведения на уроках.
На уроке могут помочь педагогу сюжетные картинки, видеозапись, инсценировки, детская литература. Например, после прочтения в классе стихотворения С.Я.Маршака «Школьнику на память» можно предложить детям (разбив класс на группы) придумать к сюжетным картинкам соответствующие подписи. Выполненные задания обсуждаются в классе.
Используя форму диалога, необходимо подвести детей к мысли, что на перемене тоже следует соблюдать определенные правила поведения. Какие это правила? Нужны ли они? Почему? Ответы детей в ходе обсуждения корректируются учителем с помощью наводящих вопросов. Таким образом, все вместе приходят к выводу, что перемена — это отдых между уроками, который предполагает более свободное, раскованное поведение, но при этом нельзя создавать неудобства окружающим. Дети должны осознать необходимость соблюдения определенных правил поведения. Полезно использовать традиции в организации отдыха на перемене. Так, можно дать детям задание расспросить дома старших, как они любили проводить перемены, удавалось ли им при этом не нарушать общий порядок, не мешать другим.
В процессе такой работы у детей формируются представления о поведении на уроке и перемене. К правилам поведения и сюжетным картинкам можно подобрать соответствующие цитаты из книг. Правила вместе с рисунками детей рекомендуется поместить на стенде, распределив в две колонки.
Примерные правила поведения на уроке. В школу надо приходить вовремя, не опаздывать.
Если ты опоздал по уважительней причине (например, был с мамой у врача), то надо попросить у учителя разрешения войти в класс.
Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, назвав его по имени и отчеству, а затем ребятами.
Если в класс входит твой учитель или взрослый (директор, учитель другого класса), надо встать. Так дети здороваются. Вставать надо дружно, но при этом соблюдать тишину. Сесть молено только после разрешения учителя.
Если хочешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори.
«Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит — надо встать. Когда он сесть позволит — сядь».
(С.Маршак)
Примерные правила поведения на перемене. Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.
В коридоре можно поиграть, не мешая другим, не толкаясь.
Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя.
На перемене побывать в туалет, чтобы не отпрашиваться на уроке.
На большой перемене следует позавтракать. Дидактические материалы Удивительный букет
Посмотрите! За спиной,
Посмотрите! — Белый бант
Удивляется народ, — Над головой...
По дорожке Это наша
Сам собою, Шестилетняя
Сам собой Наташа!
Букет идет! Улыбается народ:
Удивительный букет В школу
В форму школьную одет, Девочка идет!
Ранец новый Кто же это?
С. Пшеничных Вопросы для обсуждения со школьниками
Чем необычен удивительный букет?
Почему он всех удивил?
Что это за букет?
Какой праздник у девочки Наташи, с чем он связан?
Приглашение в школу
Дети! В школу собирайтесь, —
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, —
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит...
Л. Н. Модзалевский
Вопросы
Почему детям нужно собираться в школу?
Какими делами заняты все: и человек, и зверь, и пташка? В школу
Сегодня
Маленький народ
Встречает новый
Школьный год.
С утра по тротуарам,
По улице любой
Идут ребята
Парами, цепочкою,
Гурьбой.
Кто тащит
На занятия
Приемник-самоделку,
Кто бабочек
Засушенных,
А кто живую белку.
С братом-первоклассником
Сестра шагает рядом.
Девочке поручено
Смотреть
За младшим братом.
Да он и сам
Еще не раз
К своей сестренке
В пятый класс
Заглянет непременно
В большую перемену!
... Идут гурьбою
Школьники
С портфелями в руках,
Нетронуты тетрадки,
Чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся
И весело галдят.
А взрослые
Из окон
С улыбкою глядят.
Я.Аким
Вопросы
Про какой новый год говорится в стихотворении?
Что ребята несут в школу?
С кем они туда идут?
А где их родители, что они делают? Разговор с первым классом Первый класс! Первый класс! Сколько грамотных у вас?
Тридцать три! Тридцать три! Все раскрыли Буквари!
- Кто из вас, кто из вас нынче в школе первый раз?
- Наши все ученики в первом классе новички.
-Первый класс, первый класс! Есть ли лодыри у вас?
- Есть один, есть один! Это Вася Чекалдин.
-Кто из вас, кто из вас опоздал сегодня в класс?
- 33 ученика в класс явились до звонка!
-Кто из вас, кто из вас не пришел сегодня в класс?
-Иванов! Иванов! Он сегодня не здоров!
Про него, про него - про лентяя одного-
Вы услышите рассказ, - только в следующий раз.
С.Маршак
Вопросы
О чем шел разговор автора с первым классом?
Часто ли первоклассники опаздывают на уроки?
А есть ли в классе лодыри? Угомон (отрывок)
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: — Ребята, тише!
Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише — тише — тишина! — Крикнул Игорь у окна.
Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.
Замолчите! — на весь класс Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон... Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово и сказал ученикам:
Не учи молчать другого,
А молчи побольше
Сам!
С. Маршак
Вопросы
Что случилось в первом классе?
Почему расшумелся первый класс?
Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
Это помогло? Почему?
Какой совет дат всем Угомон? Вы с ним согласны?
Два кота
Жили-были два кота —
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
С.Маршак
Вопросы
Кого вам напоминают своим поведением коты?
Почему коты подрались?
Правильно ли поступили коты, когда начали драку?
Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?
Придумай, как им надо было поступить. Перемена
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог — семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним — бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи, —
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс поплелся снова.
Бедный! Нет лица на нем!
Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!
Б. Заходер
Вопросы
Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?
А как нужно?
Как ведет себя Вова не перемене?
Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.
Занятие 3. Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)
Цель: объяснить детям правила повеления в гардеробе. Учитель может построить урок в форме беседы, в ходе которой он спрашивает детей, что они обязательно должны сделать, прежде чем войти в класс (снять верхнюю одежду, сменить обувь). Далее он просит подумать, зачем это делается.
Поведение ребенка в гардеробе («раздевалке») показывает его отношение к товарищам по классу, которые раздеваются рядом. Если тесно, надо помочь друг другу, а не мешать, не толкаться, не грубить. Уважение к другим проявляется также и в отношении к вещам.
Учитель может задать следующие вопросы: «Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?
Вы знаете, что особенно тесно бывает в раздевалке после уроков?
Кто и почему был обижен в это время?»
Примечание. Необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения.
Во избежание этого учитель предлагает: «Давайте не будем называть имена нарушителей, так как эти дети — мы в этом уверены — скоро научатся правильно себя вести».
Внимание детей обращается на то, как надо поступать, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно. Учитель должен выслушать всех желающих, следя за тем, чтобы дети не повторялись. Важно понаблюдать за поведением детей в условиях «экстремальной ситуации», за их взаимоотношениями (обращаются друг с другом вежливо или грубо, стараются помочь, защитить товарища или, наоборот, толкнуть, обидеть). Уважительное отношение друг к другу — залог успеха многих начинаний. Учитель старается вселить уверенность, что в дальнейшем каждый из них сможет научиться правильно себя вести, стать примером для других.
Ключевые слова: вежливость, грубость, внимательность, взаимовыручка, аккуратность, организованность.
Занятие 4. Правила поведения в столовой Цель: добиться уяснения детьми правил поведения в столовой.
Урок на данную тему учитель может начать с вопроса: «Зачем нужны правила поведения за столом?» Вопрос мобилизует уже имеющийся опыт и знания детей, а также заставляет задуматься над тем, что им еще неизвестно.
Учитель, обращаясь к детям, предлагает им вспомнить, что говорят взрослые, когда кто-то из них неправильно ведет себя за столом. Наверное, часто им приходится слышать от взрослых: не говори, пока не прожуешь, не дуй в тарелку с супом, не наклоняй ее к себе — остатки супа могут вылиться на одежду, не стучи ложкой по столу, не облизывай пальцы, не спеши, хорошо прожевывай пищу, не разговаривай во время еды.
Главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т.е. находиться в твоем обществе. «Думай о других» — девиз, о котором детям необходимо напоминать постоянно. Кроме этого, школьникам надо показать, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Дети должны запомнить, что всегда надо аккуратно есть, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду, оставлять после себя стол чистым и т.д. Можно предложить им найти картинки, где показано, как правильно вести себя за столом, и поместить на стенд, чтобы они наглядно напоминали детям правила поведения за столом.
На уроке полезно показать несколько сцен с разным поведением за столом, чтобы дети запомнили, как не следует вести себя во время еды. Можно детские инсценировки записать на видеокамеру, а затем продемонстрировать детям их поведение за столом. Тем, кто не соблюдает правил поведения, предложить поработать над собой, чтобы исправиться и обязательно продемонстрировать правила хорошего тона. Как вести себя в столовой
Входить в столовую надо организованно.
Если в буфете выстроилась очередь, встань в конце.
Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
Перед едой всегда мой руки.
Не разговаривай во время еды.
Из общего блюда бери крайний кусок.
Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
Убери за собой посуду.
Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.
Дидактические материалы «Советы наоборот» Григория Остера Есть такие девочки и мальчики, которые все любят делать наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остер, специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Вот некоторые из них. Совет 2
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны. Вопросы
Расскажите, почему так не надо вести себя за столом.
А как поступать правильно ?
Занятие 5. Правила поведения в библиотеке Цель: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке.
Целесообразно всем классом предварительно посетить библиотеку и читальный зал, чтобы библиотекарь сам рассказал детям, что такое библиотека, для чего она предназначена, и объяснил правила поведения в ней. Главное сокровище библиотеки — книга, источник мудрости, кладезь знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Школьники должны знать, что с любым вопросом негромко они могут обратиться к библиотекарю. В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, работающих с книгой, мешает им сосредоточиться.
Библиотека — помещение, где хранятся книги, но в отличие от книгохранилища этими книгами можно пользоваться. Редкие книги, как правило, запрещено выносить, с ними работают в читальном зале. В библиотеку мы приходим тогда, когда нам недостает литературы, имеющейся дома, или когда не располагаем интересующим нас изданием.
Данный урок строится на основе сведений, которые дети вынесли из экскурсии. Даже если школьник еще плохо читает и ему трудно самостоятельно работать с книгой, двери библиотеки все равно для него открыты: он может взять заинтересовавшую его книгу и дома ему прочтут ее родители. Главное, чтобы дети запомнили основное правило: с книгой надо обращаться бережно.
Учитель должен объяснить, почему книга требует бережного к ней отношения. Желательно, чтобы дети ответили на следующие вопросы: «Как создается книга? Кто пишет книги? Кто делает их красивыми?»
Выслушав ответы, учитель знакомит ребят с процессом создания книги, объясняет, что путь ее рождения очень долгий. На протяжении многих веков книга претерпевала большие изменения, прежде чем обрела современную, удобную для нас форму. Желательно подобрать к уроку красиво оформленные издания, чтобы на наглядном примере рассказать о создании этих произведений искусства. Можно также сообщить детям о том, что книги отличаются своим оформлением, это зависит от того, для какой цели они предназначены.
Книга может «заболеть». Причины болезни бывают разные, но порой это случается и по нашей вине — из-за небрежного обращения с ней. В таком случае книгу необходимо «полечить». Желательно на наглядном примере объяснить способы «лечения» книги. В качестве домашнего задания предложить детям выяснить, есть ли у них дома «больные» книги, и в случае необходимости стать книжным «врачом». «Вылеченную» книгу принести на следующее занятие в класс с тем, чтобы рассказать, как проходило ее «лечение».
В процессе обсуждения важно добиться, чтобы дети поняли, почему надо обращаться с книгами бережно. Это прежде всего источник знаний, в них содержатся разнообразные сведения, с их помощью можно получить ответы на любые вопросы. Книги — это друзья и советчики, потому что их пишут люди, которые через слово передают нам свои знания, делятся своим жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни других народов, об их традициях, культуре, историческом прошлом.
Книги — самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. Ежегодно в мире выходит огромное количество книг, т.е. накапливается все больше новой информации. Каждый человек стремится создать свою домашнюю библиотеку. Она, как правило, состоит из произведений любимых писателей и поэтов или книг, необходимых для работы, т.е. специальной литературы. Основной же массив книг хранится в библиотеках, куда можно прийти и, записавшись, взять интересующее нас издание.
В конце урока учитель может предложить ребятам принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней. Как вести себя в библиотеке
В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.
Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
Книгу надо брать только чистыми руками.
В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
Если книга повреждена, ее надо «полечить».
Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.
Дидактические материалы С.Маршак Книжка про книжки. Песня библиотечных книг К нам, беспризорные
Книжки - калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут.
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки! Вопросы
Кого зовут в библиотеку ? Почему ?
Почему книжки стали калеками, что с ними случилось?
Как в библиотеке могут помочь книжкам-калекам?
Занятие 6. Правила поведения на школьном дворе Цель: объяснить детям, как надо вести себя на школьном дворе.
Тема данного урока диктует ряд задач, которые учитель должен решить в ходе его проведения. Во-первых, надо объяснить школьникам, что именно мы вкладываем в понятие «школьный двор»; во-вторых, рассказать, для чего он предназначен, и, наконец, поговорить с детьми о правилах поведения на школьном дворе.
Школьный двор — это пространство между зданием школы и городской улицей. Как и само здание, школьный двор относится непосредственно к школе и требует соответственного к себе отношения. Здесь в целях поддержания порядка в течение всего учебного года ведется работа по уборке и озеленению. Школьный двор — это лицо школы.
Каково предназначение школьного двора? Это место, где проводятся общешкольные мероприятия: праздник, посвященный началу учебного года, Дню знаний, праздник Последнего звонка, торжественные линейки, различные театрализованные представления. Устраиваются здесь и спортивные школьные соревнования, эстафеты, спортивно-развлекательные мероприятия. Школьный двор — это также место для отдыха, прогулок, игр, поэтому здесь можно свободно общаться.
Учитель обращает внимание детей на то, что для их возраста школьный двор привлекателен возможностью выразить себя в игре. Далее можно перейти непосредственно к правилам поведения во время игры. Целесообразно детям задать ряд наводящих вопросов: в какие игры они играют во дворе? Каковы правила в каждой игре? Всех ли принимают в общую игру? Бывают ли случаи, когда кого-то обижают в процессе игры, несправедливо решают спор? Опираясь на высказывания детей, учитель говорит о недопустимости тех случаев, когда дети обижают друг друга.
Игра имеет очень важное значение для формирования в детях нравственных качеств. В процессе игры у них выстраиваются определенные взаимоотношения, рождаются чувства ответственности, товарищества, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешаются споры, вырабатываются нравственные принципы. В игре, хорошо знакомом детям виде деятельности, им легче усваивать правила поведения, нормы отношений, вникать в их сущность. Они накапливают опыт самостоятельного налаживания контактов. Учитель может предложить детям составить правила дружной игры во дворе. Такая привязка правил к определенному месту основана на возрастных особенностях детей, специфике их мышления.
В ходе урока детям можно прочитать что-нибудь на эту тему, например, рассказы «Дружба» И. Турчиной и «Бумажный змей» Е. Пермяка. Учитель заостряет внимание на том, что, когда все споры решаются справедливо, отношения строятся на доброжелательной основе, игра проходит дружно и все довольны. А как себя чувствуют те, кого обидели? Можно предложить детям вспомнить ситуации, когда их обижали в игре и что именно послужило причиной обиды (несправедливое отношение со стороны товарищей, ссора и т.п.). ПРАВИЛА ИГРЫ Договориться об условиях игры
Играть честно.
Не обижаться на того, кто выигрывает.
Спокойно обсудить спорные вопросы.
Помнить, что в следующей игре можешь выиграть ты. Дидактические материалы С.Маршак Веселое путешествие От «А» до «Я» (отрывок) У буквы «С» сажают сад
Ребята сотой школы.
К весне листвой зашелестят
Деревья-новоселы.
Здесь будут травы и кусты,
И тополя и клены.
И глянет солнце с высоты
Сквозь каждый лист зеленый.
Большой цветник разбил отряд
Соседней новой школы.
Пускай летят из сада в сад
Через дорогу пчелы! Вопросы
Что ребята сажают в своем школьном дворе?
А что ты предложил бы посадить в своем школьном дворе? Н.Найденова
Мы всему научимся,
Много будем знать,
Будем наши правила
Дружно выполнять. Вопросы
Чему вы собираетесь научиться в школе?
Какие правила вы знаете ?
А вы собираетесь их выполнять? Всегда? И.Турчина Дружба Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.
— Давай, — согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
— Пожар! Пожар! — кричит. Подбежали другие ребята.
— Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.
— Я — твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай, — согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
— И меня примите.
— Не примем, — сказал Сережа.
— Почему? — удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
— То — вчера,— сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори. Вопросы
Кого Сережа считает своим другом и почему ?
Л есть ли у Сережи друзья ?
Все ли ребята во дворе такие, как Сережа ?
Как бы ты поступил на месте Бори?
Как вы играете у себя во дворе ? Е. Пермяк Бумажный змей Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Красота!
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недостает нитки, на которой змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть, на чем змея пускать. Если бы он лист бумаги имел, то змея запустил. Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного змея.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема моток ниток за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело натягивают. Красота! Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Только дружить они не умеют. Вопросы
Почему мальчикам стало грустно ?
Что заставляло их прятать друг от друга вещи, предназначенные для запуска змея ?
Почему ребята так и не запустили змея? Совет наоборот Григория Остера Если вы с друзьями вместе
Веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели
Ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах
И кататься по земле
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать
Ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым.
Это делается так:
Залезайте прямо в лужу,
Покатайтесь по земле,
И немножко на заборе
Повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым
Ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно
Веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях. Вопросы
Как не надо вести себя в школьном дворе и во дворе своего дома ? А как надо ?
В .А. Сухомлинский Зайчик и рябина Наступила зима. Засыпало снегом землю. Трудно стало зайчику добывать еду.
Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.
Просит зайчик:
— Дай мне, рябинка, ягод. А рябина отвечает:
— Попроси ветер. Он тебе поможет. Обратился зайчик к ветру. Прилетел
ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам.
— Спасибо тебе, ветер, — говорит. Вопросы
О чем этот рассказ?
Кто кому помог?
Сочините такой же рассказ про детей. А.Крапивина Алька ищет друга В детском летнем лагере Алька ночевал первую ночь. Алька не спал. Он слушал дыхание ночного окна. За окном стояли строгие березы. Они со всех сторон окружали дачи лагеря.
Альке чудилось, что окно хмурит брови. Оно было чужим, это окно. За ним блестели огоньки, город ложился спать. А здесь светили только редкие зеленые звезды. И все здесь было незнакомым...
Алька вспомнил маму, и ему еще сильнее захотелось домой. Так захотелось, что Алька всхлипнул.
— Ты чего... ревешь?
Алька поднял лицо и снова услышал негромкий шепот:
— О чем ты?
Алька не знал, кто лежит на соседней кровати. Этого мальчишку воспитательница привела, когда все уже спали. И Алька тогда притворился, что спит.
Сейчас он шмыгнул носом и смущенно прошептал:
— Ни о чем.
И снова услыхал:
— Ты первый раз в лагере, ага?
— Ага, — прерывисто вздохнул Алька.
Незнакомый мальчишка немного помолчал. А потом снова донесся его доверительный шепот:
— Ты не бойся, это ничего. Я, когда первый раз приехал, тоже сперва ревел потихоньку. С непривычки.
Алька хотел поскорее сказать, что совсем не плакал, или придумать какое-либо оправдание...
Тут мальчишка придвинул свою кровать вплотную к Алькиной.
— Ничего, — снова услышал Алька. — Здесь хорошо. За деревней лес большущий. Можно заблудиться, дорогу не найдешь.
— Ты заблуждался? — прошептал Алька.
— Ага...
— Целый месяц ходил?
— Нет... Всего три часа. Потом все пошли искать, кричать начали. Я услыхал и пришел. Я бы в глубину не пошел, если бы не птаха одна.
— Какая птаха? — спросил Алька. Он уже немного забыл, что соскучился по дому.
— Ну, птичка. Серая какая-то. Она от гнезда, видно, уводила. То подлетит, то упадет, просто ее поглядеть хотел.
— Зачем поглядеть? — уже почти полным голосом спросил Алька.
— Ты тише, — испугался мальчишка, — а то спать заставят. Двигайся ближе.
Алька двинулся и перекатился на кровать соседа. А тот объяснил:
— Я всяких птиц люблю. У меня дома щеглы жили, чечетки. А еще был снегирь Яшка. Веселый. Снег за шиворот насыпался, с полкило, наверное, а все равно сидел и ждал...
— А где теперь эти птицы? — заинтересовался Алька.
— К весне всех повыпускал. Я их подолгу не держу.
— Расскажи еще, — попросил Алька, когда сосед замолчал.
Альке очень не хотелось, чтобы его новый знакомый перестал разговаривать. Тогда из темноты он побыстрей сказал:
— А у нас дома тоже кошка есть. Медузой зовут. А вашего кота как звать?
— Как меня, — ответил мальчишка и вдруг тихо засмеялся. — Мама вечером зовет: «Вася, домой!» А какой Вася, никто не знает.
— И оба бежите? — засмеялся и Алька.
— Нет... Я всегда думаю, что она кота зовет, а кот думает, что меня. Он умный, только жулик.
Зарядку Алька проспал, потому что малышей в то утро решили не будить. И, когда он проснулся, Васьки уже не было. После завтрака Алька снова побежал в дом, и тут он снова расстроился. Все кровати были переставлены. Его соседом оказался маленький толстощекий Витька Лобов. Алька познакомился с Витькой еще вчера. Вот и сейчас Витька забрал себе Алькину подушку, а ему подсунул свою, похуже. Ну и пусть.
— Витька, ты не видел Ваську?
— Какого Ваську? — подозрительно спросил Витька и загородил спиной подушку.
— Ну, такого... большого, — пробормотал Алька. Он и сам не знал, какой Вася. В темноте не разглядел, потому что ночью говорили шепотом.
Всех больших в соседнюю дачу перевели.
Вопросы
О чем этот рассказ ?
Почему Алька скучал по Васе и искал его?
|
|
|