Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Единство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс) |
 Скачать 35.46 Kb. |
Тема: Единство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс) . Цель : изучение традиционных элементов росписи в глиняной игрушке различных
промыслов ;
овладеть навыком росписи глиняных изделий ;
развивать умение отражать в росписи единство формы и декора , воспитывать
самооценку и самоанализ. Тип урока : изучение нового материала ,закрепление пройденного.
Методы: рассказ , наглядно-иллюстративный , практическая деятельность.
Оборудование : образцы глиняных игрушек , карты – схемы: роспись разных промыслов ,
иллюстрации игрушек разных промыслов , гуашь , глиняные игрушки
для росписи ,кисть № 3, № 1,тычки, клеенка ,салфетки .
План : 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изложение материала
4. Практическая деятельность
5. Подведение итогов
Ход : I . Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Чтобы вспомнить , что мы изучали на прошлом уроке ,я предлагаю отгадать кроссворд. 1. Г Л И Н А
2. К А Р Г О П О Л Ь С К А Я
3. К О Р М И Л И Ц А
4. С В И С Т У Л Ь К А
5. Б А Р Ы Ш Н Я
6. Ф И Л И М О Н О В С К А Я
7. Д Ы М К О В С К А Я 1.Из какого материала лепили игрушки.
2.Родина какой игрушки русский Север Архангельской области .
3. Охарактеризуйте как называется фигурка женщины с ребенком на руках ?
4. Символическая игрушка , призывающая добрые силы и отпугивающая злые своим звуком.
5. Как в народной игрушке называется образ женщины.
6. Охарактеризуйте как называются фигуры с вытянутыми пропорциями ,небольшой головой плавно перетекающей в длинную , стройную шею , устремленные ввысь.
7. Как называются игрушки появившиеся в слободе близ города Вятка.
Ключевое слово получилось игрушка .Мы с вами познакомились на прошлом уроке с особенностями формы игрушки трех промыслов Каргопольской, Филимоновской, Дымковской.
Разделите картинки на доске на три группы.
Сегодня мы продолжаем изучать народные игрушки .
Тема урока : Единство формы и декора в игрушках.
( Вспомните, что означает слово декор ? ( украшение) .Следовательно, что, мы будем изучать сегодня ? )
Цель урока : Изучить традиционные элементы росписи в глиняной игрушке различных
промыслов.
Расписать заготовленную игрушку ,опираясь на знания элементов декора .
III. Декор игрушек тоже отличается , как и пластическая форма .
(По ходу рассказа учителя рассматривание таблиц «Декор глиняных игрушек» )
| филимоновская
| каргопольская
| дымковская
|
Цвет
| Красный, малиновый, синий,
Зеленый, желтый
| Все цвета,
приближенные
к натуральным
| Белый фон, насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, желтый,
фиолетовый.
| Декор
| Узкие черточки –полоски
Еловые веточки,
Розетки,
Круги,
Ромбы
| Огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен хлебных колосьев, веточек
растений
| Кружки,
Точки,
Полоски,
Горошины,
Сеточка
|
Роспись дымковской игрушки представляет собой крупный геометрический узор. На одной фигурке применяют 4-8 цветов. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Цветки росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Элементы росписи: круги, полосы, горошины, сеточка, точки.
Любимый цвет филимоновской росписи – малиново - красный. Он преобладает в женских фигурках, часто сплошь покрывая значительную их поверхность. Преобладает орнамент геометрического стиля. Ветки изображаются ёлочкой, напоминая мотивы народной вышивки. Малиновые и зелёные полосы по жёлтому фону придают росписи солнечную яркость.
Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены жёлтой, розовой, серой, коричневой, оранжевой красками. Геометрический орнамент из кругов, крестов, полос, штрихов, колец, похож на древние знаки. В декоре присутствуют мотивы зерён хлебных колосьев, веточек растений. Узор всегда слит с вещью. Форма предмета предопределяет, какой будет узор на ней.
Ритмичное повторение декора помогает сделать игрушку красивой.
Вспомните, что такое ритм? ( чередование элементов ).
Рассмотрите, как чередуются элементы в различных формах ( круглая – хвост индюка, юбочка – параллельно нижнему краю, от пояса к нижнему краю …)
Определите ритм в украшении лошадок. IV. Практическая работа.
Индивидуальная помощь. V. Анализ.
Критерии:
Соответствие декора выбранному промыслу.
Соответствие цветовой гаммы.
Композиция.
Аккуратность.
Самоанализ (поставить игрушку в соответствующий сектор)
Красный сектор – отлично
Жёлтый – хорошо
Зелёный – удовлетворительно |
|
|