Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Единство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс)


Скачать 35.46 Kb.
НазваниеЕдинство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс)
Дата05.03.2016
Размер35.46 Kb.
ТипУрок

Тема: Единство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс) .
Цель : изучение традиционных элементов росписи в глиняной игрушке различных

промыслов ;

овладеть навыком росписи глиняных изделий ;

развивать умение отражать в росписи единство формы и декора , воспитывать

самооценку и самоанализ.
Тип урока : изучение нового материала ,закрепление пройденного.

Методы: рассказ , наглядно-иллюстративный , практическая деятельность.

Оборудование : образцы глиняных игрушек , карты – схемы: роспись разных промыслов ,

иллюстрации игрушек разных промыслов , гуашь , глиняные игрушки

для росписи ,кисть № 3, № 1,тычки, клеенка ,салфетки .

План : 1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изложение материала

4. Практическая деятельность

5. Подведение итогов

Ход : I . Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Чтобы вспомнить , что мы изучали на прошлом уроке ,я предлагаю отгадать кроссворд.
1. Г Л И Н А

2. К А Р Г О П О Л Ь С К А Я

3. К О Р М И Л И Ц А

4. С В И С Т У Л Ь К А

5. Б А Р Ы Ш Н Я

6. Ф И Л И М О Н О В С К А Я

7. Д Ы М К О В С К А Я
1.Из какого материала лепили игрушки.

2.Родина какой игрушки русский Север Архангельской области .

3. Охарактеризуйте как называется фигурка женщины с ребенком на руках ?

4. Символическая игрушка , призывающая добрые силы и отпугивающая злые своим звуком.

5. Как в народной игрушке называется образ женщины.

6. Охарактеризуйте как называются фигуры с вытянутыми пропорциями ,небольшой головой плавно перетекающей в длинную , стройную шею , устремленные ввысь.

7. Как называются игрушки появившиеся в слободе близ города Вятка.

Ключевое слово получилось игрушка .Мы с вами познакомились на прошлом уроке с особенностями формы игрушки трех промыслов Каргопольской, Филимоновской, Дымковской.

Разделите картинки на доске на три группы.

Сегодня мы продолжаем изучать народные игрушки .

Тема урока : Единство формы и декора в игрушках.

( Вспомните, что означает слово декор ? ( украшение) .Следовательно, что, мы будем изучать сегодня ? )

Цель урока : Изучить традиционные элементы росписи в глиняной игрушке различных

промыслов.

Расписать заготовленную игрушку ,опираясь на знания элементов декора .

III. Декор игрушек тоже отличается , как и пластическая форма .

(По ходу рассказа учителя рассматривание таблиц «Декор глиняных игрушек» )





филимоновская

каргопольская

дымковская



Цвет


Красный, малиновый, синий,

Зеленый, желтый

Все цвета,

приближенные

к натуральным


Белый фон, насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, желтый,

фиолетовый.

Декор


Узкие черточки –полоски

Еловые веточки,

Розетки,

Круги,

Ромбы


Огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен хлебных колосьев, веточек

растений


Кружки,

Точки,

Полоски,

Горошины,

Сеточка



Роспись дымковской игрушки представляет собой крупный геометрический узор. На одной фигурке применяют 4-8 цветов. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Цветки росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Элементы росписи: круги, полосы, горошины, сеточка, точки.

Любимый цвет филимоновской росписи – малиново - красный. Он преобладает в женских фигурках, часто сплошь покрывая значительную их поверхность. Преобладает орнамент геометрического стиля. Ветки изображаются ёлочкой, напоминая мотивы народной вышивки. Малиновые и зелёные полосы по жёлтому фону придают росписи солнечную яркость.

Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены жёлтой, розовой, серой, коричневой, оранжевой красками. Геометрический орнамент из кругов, крестов, полос, штрихов, колец, похож на древние знаки. В декоре присутствуют мотивы зерён хлебных колосьев, веточек растений. Узор всегда слит с вещью. Форма предмета предопределяет, какой будет узор на ней.

Ритмичное повторение декора помогает сделать игрушку красивой.

Вспомните, что такое ритм? ( чередование элементов ).

Рассмотрите, как чередуются элементы в различных формах ( круглая – хвост индюка, юбочка – параллельно нижнему краю, от пояса к нижнему краю …)

Определите ритм в украшении лошадок.
IV. Практическая работа.

Индивидуальная помощь.
V. Анализ.

Критерии:

  1. Соответствие декора выбранному промыслу.

  2. Соответствие цветовой гаммы.

  3. Композиция.

  4. Аккуратность.

Самоанализ (поставить игрушку в соответствующий сектор)

Красный сектор – отлично

Жёлтый – хорошо

Зелёный – удовлетворительно