Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования


Скачать 300.73 Kb.
НазваниеДополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования
Дата20.04.2016
Размер300.73 Kb.
ТипРеферат


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Материал

по профессиональному

самообразованию педагога:

«Педагогическая риторика»

составил: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ

Чичканова Наталья Алексеевна

ст.Кавказская

2015г.


Содержание 
Введение 
1. Риторическая культура педагога

1.1 Составляющие профессиональной культуры педагога.

1.2. Содержание риторической (коммуникативно-речевой) культуры педагога

1.3 Риторический портрет

1.4 Стили педагогического общения

2 Речевое педагогическое общение

2.1 Эффективное общение

2.2 Принципы педагогического общения

2.3 Законы общения

2.4 Цели общения

2.5 Виды общения

2.6 Модель общения

2.7 Условия общения

2.8 Фактор автора

2.8.1 Фактор адресата

3 Специфические особенности речи учителя. Требования к речи педагога. 

4.Каким должен быть педагог

Заключение 
Список использованной литературы 

Введение.

Сфера образования сегодня в условиях реформирования особенно нуждается в профессионалах, сочетающих в себе черты знатока определенной области знаний и лидера общения, способного управлять развивающейся образовательной средой с помощью речи. В эпоху стремительно развивающихся рыночных отношений в России и в связи с новизной социальных условий и потребностей проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно важно это для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» ими в речевой среде. Целью данной реферативной работы является  определение роли, значения риторической культуры современного педагога. Для ее достижения необходимо решение следующих задач: 
- Систематизировать имеющийся теоретический материал по данной теме; 
- Показать основные составляющие риторической культуры педагога; 
- Охарактеризовать основные принципы эффективного общения педагога;

- Определить специфические особенности речи педагога;

-Описать качества, необходимые современному педагогу.

Гипотеза: современному педагогу необходимо владеть мастерством эффективной речи, так как это фундамент для всей последующей его деятельности.

1.Риторическая культура педагога

1.1 Составляющие профессиональной культуры педагога:

Чтобы подготовить специалиста, нужно, как минимум, уточнить содержание понятия профессиональная культура педагога. Современный научный взгляд на эту проблему позволил нам выделить следующие составляющие профессиональной культуры педагога:

1. Предметная компетенция - знание предмета речи, владение наукой, которую преподает учитель. Великий римский оратор Цицерон утверждал: "Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета. Если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой или даже ребяческой болтовней". Аудитория оценивает оратора как собеседника, стоящего внимания, как профессионала, носителя узкоспециальных знаний. 2. Психологическая культура: эмоции, внимание, воля, память, рефлексия (самосознание личности).

3. Коммуникативная культура - культура общения: понимание и уважение личности, педагогический такт, самоподача, установление и поддержание контакта и прочее.

Статус автора различен в разных текстах в зависимости от ситуации общения, поставленной цели, личности адресата. И мы проявляем либо стремление к объективности, бесстрастности, либо активную авторскую позицию. Если же речь допускает авторское видение, то нужно уметь выражать свою оценку. Выходя к аудитории, оратор избирает для себя ту или иную коммуникативную роль: информатора, комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера. Но есть, по мнению И.А. Стернина, и непродуктивные роли: наставника с нравоучениями, трибуна с преувеличенным пафосом, просителя ("потерпите, пожалуйста, я скоро закончу"). Аудитория, безусловно, оценивает говорящего как социально близкого или неблизкого собеседника. Очень важно для выступающего помнить о личной ответственности за сказанное, более того, следует проявлять намеренно собственную позицию, личное отношение к факту.

4. Речевая компетенция, которая включает в себя:

- культуру невербального поведения;

- технику речи;

- владение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством и пр.;

- владение речевой деятельностью.

Риторическая культура, соединяя в себе коммуникативную и речевую компетенции, составляет важную часть профессиональной культуры педагога, для которого речь является основным орудием труда. Ведь учитель ежедневно, ежечасно общается с людьми и не имеет более сильного средства воздействия, чем Слово. Вера человека в силу слова уходит далеко в глубь времен: мы знаем о магической силе заклинаний и заговоров. В Библии сказано: «Вначале было слово». В Евангелие читаем: «Слово было у Бога и слово было Бог». Человек античности выразил свое преклонение перед словом в изречении: "Nomen est omen" - Имя есть судьба. Сила слова внушала трепет и требовала уважения к себе. Вот почему, по мнению древних, право владеть влиятельной, воздействующей силой слова имел не каждый человек. Ритором мог стать тот, кто сформировал в себе три базовых качества личности: этос, логос, пафос. Это классическая парадигма риторики. Что стоит за каждым из этих понятий? Этос - нравственное начало, совесть. Это качество многогранно проявляется в процессе общения. Например, это уважение к собеседнику, которое оратор выражает и своим внешним видом, и речевыми средствами, и тем, что молчание предпочитает говорению. Логос - это мысль, идея, которую говорящий несет людям с помощью слова. Пафос - чувство, вложенное в речь, эмоции человека, помогающие пробуждать сердца во имя утверждения добра (этос) и истины (логос).Чтобы не разрушить необдуманным словом сложнейшие человеческие связи, из которых складывается жизнь, необходимо каждое слово пропускать через собственную совесть и взвешивать его на весах сердца и разума."Поэтами рождаются, а ораторами становятся" - эти слова Цицерона вдохновили не одного молодого специалиста, с завистью слушающего блестящую речь своего коллеги. И в числе научных дисциплин есть одна, изначально связанная с исследованием речевого воздействия на общественное сознание. Эта наука создана во времена Аристотеля и носит название «риторика» (от греч. rhео - говорю, rhetоr - оратор).

Современная риторика разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга: психологии, социологии, лингвистики и пр. Она межпредметна, поэтому исследователи по-разному отвечают на вопрос: Что такое риторика? Для нас наиболее показательны два подхода к определению риторики:

1) Риторика - ораторское искусство, цель которого - воздействие на аудиторию (И.А. Стернин);

2) Риторика - теория и мастерство эффективной коммуникации (А.К. Михальская).

Очевидно, что риторика соединяет в себе названные аспекты и может быть определена следующим образом. Риторика - теория и практическое мастерство эффективной речевой коммуникации. Именно в русле риторической науки, по мнению ученых (Поручевская А.Ф.), сегодня можно и должно развернуть исследование управления общественным сознанием посредством словесных конструкций. Риторика сегодня включена в область интересов педагогической науки. Педагогика - одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность речевого поведения человека (педагога), последствия его умения (или неумения) владеть словом, трудно переоценить. Без слова, без живого общения - нет процесса образования. Профессиональная деятельность постоянно требует от любого педагога владения эффективной речью. В.А. Сухомлинский подчеркивал важность речевой культуры учителя: «С каждым днем становится яснее, что культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке. Мы убедились, что высокая культура речи - важное условие рационального использования времени. Сколько времени требуется на бесчисленные повторения, необходимость в которых возникает тогда, когда предмет, явление, понятие не находит в речи учителя яркой, доступной пониманию ребенка словесной оболочки!». Учитель не просто участник педагогического общения, он его коммуникативный лидер. Управление образовательным процессом требует от него знания не только педагогической риторики, ориентированной в основном на учителя, но и владения информацией о речевом воздействии, его законах, тактиках и приемах. Границы педагогического пространства для педагога раздвигаются: он активно общается не только с учащимися (студентами), но и с коллегами, родителями, руководителями сферы образования, прессой, общественностью. Облегчает решение этих специфических задач педагогическая риторика - теория и практическое мастерство эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения.

1.2. Содержание риторической (коммуникативно-речевой) культуры педагога

Сложно ли овладеть риторической культурой? Прислушаемся к мнению Цицерона: "Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование... Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение — обильным, запоминание — верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или расшевелить эту живость ума..." Получается, что быть оратором под силу далеко не каждому человеку, это удел избранных? Успех зависит от выбора методики обучения. Великий китайский мудрец Конфуций говорил: Тремя путями мы можем прийти к мудрости:

- во-первых, путем опыта, - это путь самый тяжелый,

- во-вторых, путем подражания, - это путь самый легкий,

- в-третьих, путем размышления - это путь самый благородный.

Что же включает в себя педагогическая риторика? Само понятие «риторическая культура» в науке еще не устоялось. На мой взгляд, в содержание риторической (коммуникативно-речевой) культуры педагога можно включить следующие компоненты:

1) Культура речевого общения и воздействия.

2) Культура невербального поведения.

3) Техника речи.

4) Коммуникативные качества речи: её правильность, выразительность и пр.

5) Культура речевой деятельности.

1.3 Риторический портрет

Педагог является не простым участником общения, это всегда коммуникативный лидер. Лидерство в общении реализуется в следующем речевом поведении: лидер выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет диалог, руководит развитием и сменой тем, задает уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство, таким образом, это ответственность за общение, опирающаяся на способность структурировать общение, придать ему целенаправленность и добиться результативности. Чтобы стать таким лидером, нужно иметь разносторонние способности. Для реализации в любой профессиональной деятельности, особенно педагогической, необходимо обладать разными способностями, которые можно, на наш взгляд соединить в понятии риторический портрет успешной личности:

умение понимать ситуацию общения и определять цель коммуникации; умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника; умение создавать монолог, прогнозировать развитие диалога и направлять его в соответствии с целями деятельности и условиями общения; умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения; умение контролировать эмоциональное состояние адресата и выражать эмоции;  знание этикета и четкость выполнения его правил; знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; владение культурой речи в ее коммуникативном аспекте; владение профессиональной речью; владение техникой речи; владение невербальными средствами общения. Названные черты личности можно формировать с опорой на знание важнейших понятий риторики.

1.4 Стили педагогического общения

Путь в риторику следует начать с совета Сократа: "Познай самого себя!" Нужно определить, к какому типу ораторов относитесь именно Вы, какой стиль педагогического общения Вам близок. О существовании разных типов ораторов размышлял еще Цицерон. Тип оратора - это обобщенная характеристика наиболее развитых речевых способностей и особенностей личности, проявляющихся в ораторской деятельности (В.И. Андреев). Исследователи по-разному описывают типы ораторов. Вот подход В.Г. Белинского: "Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивой грацией изложения; третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения". Различают ораторов с точки зрения психологического типа: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик. Другие, опираясь на предшественников, говорят об ораторах философского типа - флегматик, рационально-логического типа - сангвиник, лирического типа - меланхолик и эмоционально-интуитивного типа - холерик. Вопрос о типах ораторов применительно к педагогике можно рассматривать в связи со стилями педагогического общения. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Исследователи ( В.А. Кан-Калик, Т.А. Ладыженская) различают пять основных стилей педагогического общения:
1) общение-устрашение, когда авторитет учителя держится на страхе, который он внушает своим ученикам; 
2) общение-заигрывание, при котором учитель стремится понравиться, снимая дистанцию;
3) общение с четкого выраженной дистанцией;
4) общение - дружеское расположение, когда между учителем и учениками устанавливаются дружеские отношения;
5) общение в совместной увлеченности познавательной деятельностью.

2 Речевое педагогическое общение

2.1 Эффективное общение

Чтобы правильно организовать общение, необходимо знать, в чем его суть и каковы его особенности в образовательном пространстве.

Общение - это процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого (М.С. Каган). Общение на две трети состоит из речевой коммуникации (И. Атватер). Речевое общение – это активность взаимодействующих при помощи знаков (в том числе и языковых) людей, которые организуют совместную деятельность (Е.Ф. Тарасов). Педагог как организатор делового общения должен обеспечить его эффективность.

Эффективным общением можно считать такое взаимодействие, которое дает эффект, в первую очередь ведет к достижению цели, поставленной участниками общения в данной коммуникативной ситуации. Исследуя коммуникативное поведения человека, наука стремится сформулировать рекомендации, обеспечивающие успешность коммуникации. Уровень обобщенности этих рекомендаций позволил нам распределить их по группам. Самые основные их них могут быть названы принципами эффективного общения. Принципы коммуникации конкретизируются в законах.

2.2 Принципы педагогического общения

•  Принцип гармоничности общения, гармонизирующего диалога.

Эффективное общение возможно только при подлинном диалогическом взаимодействии. И диалог этот должен вести к гармонии с людьми, миром и с самом собой. Философы (А.А. Лосский, Г. Шпет) отмечают в русском народе стремление к гармонии, чуткое восприятие другого. Русский переживает мир, исходя не из «я», не из «ты», а из «мы». Общение понимается нами не как передача информации (коммуникация), и даже не как обмен информацией, а как рождение общего, создание гармонии в отношениях и шире – в действительности (М.С. Каган). Личность, вступающая в общение, должна существовать как «республика субъектов» (С.Л. Рубинштейн), в равной степени ориентированная на адресата и оценивающая свое речевое поведение. Это положение особенно важно для педагога, поведение которого К.С. Станиславский описал гениальной формулой: учить – учась. Педагогический совет для реализации данного принципа гласит: личность ученика формируется личностным отношением к нему и личностным отношением учителя к своему предмету.

•  Принцип коммуникативного сотрудничества, кооперации - совместное создание речи. Современная педагогика - это педагогика сотрудничества. Как же протекает сотрудничество в речевом общении? В структуре общения выделяют особый компонент - взаимодействие. Субъекты обмениваются действиями: воздействие – его принятие или непринятие - ответное воздействие. Для педагога как лидера коммуникации важно организовать воздействие, увидеть, принято оно или нет и «прочитать» ответное воздействие. Непринятие воздействия может быть скрытым, когда нам кажется, что собеседник понял, согласился с нами, а на самом деле все не так. Ответственность за сотрудничество в большей мере лежит на активном субъекте общения. Если учителя не слушают, вина лежит на нем. Педагог строит речь, предполагая участие в ней адресата, он обеспечивает его включение, продвижение по речи и ориентацию. Чтобы путь от начала к концу был пройден совместно, автор должен: а) обозначить цель, б) представить сам путь и в) осведомлять учеников о маршруте и месте, где они находятся, в) обеспечить понимание речи. Ощущение совместного движения создается всеми средствами: развитием информации, темпом изложения, физической подвижностью. Взаимодействие ученика и учителя в педагогике сотрудничества является залогом успешности глобальной цели общения - выработки чего-то нового, общего для двух коммуникантов. Педагогическое сотрудничество основывается на общности цели и видении перспектив ее достижения. Лидерство учителя должно уйти на второй план, декларируется равенство участников и выражается вера в возможности ученика. Американский философ Г.П. Грайс считал, что успешное сотрудничество говорящего и слушающего обеспечивается соблюдением следующих правил (максим):

1) Максима количества: "Твое высказывание должно содержать не больше (и не меньше) информации, чем требуется. Не говори того, что все знают". Известный ученый Д.И. Менделеев предупреждал: «Перегруженная фактами лекция – очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать». Определяя объем информации, учитель руководствуется порогом смыслового восприятия: 7+- 2 и ориентируется на учебник. Единицами информации можно считать смысловой кусок или микротему. Лаконичность выступления всегда считалась его достоинством. Помните совет Д. Карнеги: «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать».

2) Максима качества: "Старайся, чтобы твое высказывание было истинным". Педагогический взгляд на качество информации вводит еще одну её характеристику - известность. Исследователи выделяют три степени известности информации для ученика:

•  1 степень известности - содержащаяся в учебнике;

•  2 степень известности - известная специалисту;

• 3 степень известности - редкая.

Опрос показал, что учителя, обладающие меньшим престижем, выдают на 9/10 информацию 1 степени известности, т. е. пересказывают учебник. Учителя, чей престиж высок, - до 43% информации 2 степени известности.

3) Максима отношения: не отклоняйся от темы.

4) Максима способа изложения. Этот постулат Грайса связывают с манерой изложения. Она должна способствовать привлечению внимания и его удержанию. Речь - это движение. Она имеет линейный характер во времени и в пространстве. Это путь, который должен быть пройден от начала до конца совместно автором и адресатом. Говорящий помогает своему собеседнику, он а) представляет сам путь вначале и б) регулярно осведомляет о маршруте и месте, где они находятся. Видимо, поэтому принцип сотрудничества еще называют принципом продвижения и ориентации адресата.

•  Принцип эмоциональности речи.

Психолог А.А. Леонтьев, говоря о педагогическом общении, подчеркивает, что одной из причин утраты интереса школьников к обучению является отсутствие положительных эмоций в учебном процессе. Принцип эмоциональности речи предполагает, что сообщаемая информация наполняется субъективной ценностью, эмоциональным отношением автора. Демонстрация увлеченности, неравнодушия к предмету речи позволяет заразить слушателей. Педагог реализует принцип эмоциональности, продумывая эмоциональное отношение к материалу, к участникам общения и подбирая речевые способы выражения своих эмоций.

•  Принцип удовольствия.

Общение должно доставлять удовольствие всем его участникам, и в первую очередь автору. Д. Карнеги призывал: «Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами». Приятно слушать, если слушать легко. Автор начинает с установления контакта, активизации внимания, стимулирует интерес аудитории, заботится о доступности, выразительности своего выступления, продумывая и содержание, и форму. Самым простым способом установления контакта является улыбка, затем важно обращаться к человеку по имени. Далее Карнеги советует: «Если вы хотите воздействовать на человека, не оскорбляя его и не вызывая у него чувства обиды, соблюдайте правило: Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника… будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу». И как заключение: «Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете». Реализации принципа удовольствия способствует совет: создавайте в классе атмосферу доброжелательности, предупреждайте конфликты.

2.3 Законы общения


Законы общения - устойчивые отношения между компонентами модели общения, повторяющиеся в разных коммуникативных ситуациях, независимо от того, кто участвует в общении и что является предметом речи. Коммуникативные законы - это особые законы, которые могут со временем видоизменяться. Основные коммуникативные законы, по мнению И.А. Стернина, таковы.

1. Закон зеркального развития общения. Сущность его может быть сформулирована следующим образом: человек в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это происходит автоматически, практически без контроля сознания. Эту закономерность мы наблюдаем, когда собеседники перекрикивают друг друга.

2. Закон зависимости результата общения от объема усилий. Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения. Например, хорошо подготовленная речь производит больший эффект.

3. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей. Данный закон соотносится с предыдущим и формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

4. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера. Этот закон означает: чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже "соображать", хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, сохраняется. Из закона вытекает правило: с толпой надо говорить проще. Но только ли с толпой?

5. Закон доверия к простым словам. Сущность этого закона, который еще можно назвать законом коммуникативной простоты, в следующем: чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и больше верят. Простота содержания и формы в общении - залог коммуникативного успеха. Говорите просто, давайте простые советы - и люди пойдут за вами, поверят вам. Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны, привычны. Многие из простых истин вечны, и поэтому апелляция к ним гарантирует интерес собеседников и их внимание. Интерес к вечным и простым истинам у людей постоянен.

6. Закон речевого самовоздействия. Закон гласит: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у самого говорящего. Из практики давно известно, что словесное выражение некоторой мысли позволяет человеку укрепиться в этой мысли, окончательно уяснить ее для себя. Если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше уясняет для себя суть сказанного. Вспомним старый анекдот про учительницу, которая говорит ученику: " Ваня, я тебе уже 20 раз объяснила, сама наконец поняла, а ты все не поймешь!"

7. Закон отторжения публичной критики. Формулировка закона: человек всегда отторгает публичную критику в свой адрес. Любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку. Именно поэтому любое поучение, критическое замечание или непрошенный совет при свидетелях воспринимаются нами как покушение на наше достоинство. В условиях, когда критика осуществляется без свидетелей, она лучше воспринимается.

8. Закон отклонения публичной критики. Закон этот гласит: выслушивая публичную критику в чей-либо адрес, человек, у которого есть аналогичные недостатки, никогда не примерит критику к себе, считая, что "у него - совсем другое". Человек не принимает критику по аналогии.

9. Закон коммуникативных замечаний. Формулировка закона: если человек в общении нарушает некую коммуникативную норму, собеседник стремится его поправить. Отражением закона являются реплики типа: Перестаньте кричать! Говорите громче! А почему ты здесь командуешь? Что это ты расхвастался?

10. «Закон испорченного телефона». Формулировка закона: любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц. Это означает, что чем большее число людей участвует в передаче информации, тем больше вероятность ее искажения.

11. Закон ускоренного распространения негативной информации. Суть данного закона хорошо передает русская пословица "Плохие вести не лежат на месте".

12. Закон речевого поглощения эмоции. Формулировка закона: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Следовательно, чтобы погасить отрицательные эмоции, человеку нужно дать выговориться.

13. Закон эмоционального подавления логики. В условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь.

Законы общения едины для разных коммуникативных ситуаций. И знание этих законов позволяет выбирать те или иные средства воздействия в конкретной ситуации общения для реализации поставленной цели.

2.4 Цели общения

В общении личность стремится к достижению определенной цели, некоторого общего результата. Существует типология стратегических целей: информировать - донести информацию до собеседника (описать, рассказать, отчитаться) либо получить её от него; убедить - склонить к своему мнению, апеллируя к разуму; внушить что-либо, обратившись не только к разуму, но и к чувствам собеседника, используя также эмоциональные средства воздействия; побудить - призвать к действию. Культура общения проявляется в том, что цели осознаются, для их достижения выбираются оптимальные пути и средства. В конкретной ситуации общения возможно сочетание стратегических подходов, но одна из целей будет главной. Рассмотрим две коммуникативные ситуации с точки зрения реализации целей.

1. - Закройте, пожалуйста, дверь! 
- Пожалуйста! 
•  Информирующая цель + 
•  Убеждающая - 
•  Внушающая цель - 
•  Побуждающая (главная) +

2. - Закройте дверь! 
- А почему так грубо? 
•  Информирующая + 
•  Убеждающая - 
•  Внушающая цель - 
•  Побуждающая (главная) -

В какой ситуации можно считать речевое общение эффективным? Разумеется, если достигнуты поставленные цели (пример 1). Но так бывает, как мы видим, не всегда.

2.5 Виды общения

Виды общения могут быть рассмотрены по разным признакам:

•  По цели: информационное и фатическое (контактоустанавливающее).

•  По используемым средствам: вербальное (от лат. verbalis – словесный) и невербальное, например, с помощью жестов.

•  По положению субъектов: контактное и дистантное (во времени и в пространстве).

•  По наличию посредника: непосредственное и опосредованное, например, с помощью Интернета.

•  По сфере общения: официальное (деловое) и неофициальное (бытовое).

•  По активности субъектов: монолог, диалог и полилог.

Педагогическое общение преимущественно информационное, хотя без элементов фактической коммуникации (установление контакта, его поддержание и прерывание) оно невозможно. Педагогическое общение может быть прямым и косвенным, контактным и дистантным, непосредственным и опосредованным. В нем сочетаются официальный и неофициальный аспекты общения, используются вербальные и невербальные средства, сочетаются диалог, монолог и полилог. Специфика педагогического общения проявляется не столько в многообразии его видов, сколько в речевом наполнении различных ситуаций общения. Но какими бы разными они ни были, можно говорить о единой модели общения, схеме, включающей в себя признаки любой ситуации.

2.6 Модель общения

Как бы ни были различны ситуации педагогического общения, есть в них нечто общее. Ученые пытаются выделить все составляющие сложного явления, называемого по-разному: модель общения, ситуация общения, коммуникативное пространство. В самом общем виде модель общения включает в себя четыре фактора и четыре ряда понятий:

•  Субъекты общения – коммуниканты: адресант (автор) и адресат со всеми их особенностями.

•  Условия общения – действительность, не зависящая от личности и определяющая ее речевое поведение: предмет речи (то, о чём говорится), время, место, средства общения (коды), способы общения (каналы).

•  Процесс общения - речевая деятельность (РД), ее виды, этапы и единицы.

•  Продукт общения – текст .

Рассмотрим подробнее основные компоненты модели общения.

2.7 Условия общения

Условия общения - один из организующих факторов процесса коммуникации. Еще Л. Блумфилд писал: "Ситуации, которые побуждают человека говорить, охватывают все предметы и события во вселенной. Чтобы дать научно точные определения значения для каждой формы языка, мы должны были бы иметь точные научные сведения обо всем, что окружает говорящего". В ограниченном варианте перечень таких условий может включать в себя: предмет речи (тема общения), код (языковой, невербальный, вещественно - знаковый), канал связи (зрительный. звуковой, тактильный), время и место.

2.8 Фактор автора

Каковы же требования к выступающему публично? Из чего же складывается образ публичного человека, компетенция оратора? На мой взгляд, он имеет четыре составляющие: 
 предметная компетенция, психологическая культура, коммуникативная культура, речевая компетенция. Готовясь к встрече с аудиторией, оратор должен быть готов к тому, что его оценят. Аудитория обычно оценивает говорящего по следующим параметрам:

- каковы внешние характеристики: одежда, физические данные, манера поведения;

- понимает ли слушателей, их потребности и мысли;

- интересен ли он как личность (эрудиция, моральные ценности);

- насколько авторитетен (можно ли доверять его суждениям);

- умеет ли общаться?

Вы легко можете продолжить список этих критериев. Знание четырех составляющих образа оратора позволит вам заняться самооценкой и еще до выступления спрогнозировать результат. Из сказанного вытекает первое правило для говорящего.

Правило 1: Оценивай себя глазами аудитории!

    • Будь уверен в себе, в своих знаниях.

    • Умей установить и поддержать контакт.

    • Будь заинтересован предметом речи.

    • Будь объективен, не подтасовывай факты в свою пользу.

    • Признавай свою неправоту быстро и решительно.

    • Отстраняй от себя похвалы (максима скромности).

2.8.1 Фактор адресата

Одна из рекомендаций гласит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Чтобы ее реализовать, мы должны учитывать фактор адресата на каждом этапе речевой деятельности. Решая любую речевую задачу, автор должен помнить о слушателях:

    • Ставь собеседника в центр внимания, говори с ним, а не ему.

    • Уважай собеседника, не выпячивай свое «я».

    • Выказывай доброжелательность (максима симпатии).

    • «Читай» его невербальное поведение.

    • Соблюдай интересы другого (максима такта).

    • Не затрудняй других (максима великодушия).

    • Выражай одобрение, не хули других (максима одобрения).

    • Учитывай особенности адресата: знания, возраст, национальность и пр.

Таким образом, рассмотрение основных особенностей речевого общения позволило нам определить главные правила речевого поведения для говорящего:

1. Начинай подготовку к выступлению за несколько дней, чтобы "вжиться" в тему.

2. Готовя текст, оценивай себя глазами аудитории.

3. Говори не им, а с ними, стремись к гармонизирующему диалогу и сотрудничеству.

4. Думай о стратегии речи: цель, тема, главная мысль.

5. Думай о тактике: содержание, структура и языковое оформление речи.

6. Организуй речевое общение, воздействуй.

7. Отрепетируй речь, продумай невербальное поведение, наглядность.

8. Организуй общение: невербаликой, техникой речи, средствами общения.

9. Оцени результат, зафиксируй находки.

3 Специфические особенности речи учителя. Требования к речи педагога. 

Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся: 

1) публичность, направленность на аудиторию; 

2) аудиовизуальность; 

3) импровизированность. 

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза». 

Публичность, направленность педагогической речи на аудиторию как ее важнейшая специфическая особенность обусловливает необходимость: 

а) хорошего знания учителем индивидуальных свойств и качеств учащихся, особенностей классного коллектива, умений прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в отдельности; 

б) собственного отношения учителя к тому, о чем он говорит, то есть личностной окрашенности высказываний; 

в) умений и навыков организации диалога (даже тогда, когда учитель использует монологическую форму педагогической речи). Достичь диалогичности можно, используя высказывания-обращения («давайте представим», «как вы помните» и т.д.), эмоционально-экспрессивные слова, риторические вопросы. 

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи). 

Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции). Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность.  Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». 

Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, определяют следующие ее значения: 

1) это не дословное воспроизведение учебного (или какого-то другого) материала, а его свободное изложение на основе значительной предварительной подготовки, которая предусматривает отбор содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение накануне речевой деятельности характера общего тона высказываний, отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи; 

2) речевая импровизация педагога – это неподготовленная, сиюминутно возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом. Педагогическая импровизация – это немедленная реакция учителя в момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия, проявления, слова. 

И одно, и второе понимание речевой импровизации определяют условия, в которых речь учителя становится истинно педагогической. К ним относятся: 

хорошее знание предмета преподавания (свободное владение учебным материалом), психолого-педагогической теории, методик обучения и воспитания; высокая общая культура (культура речи, поведения, общения, внешнего вида); владение методами психолого-педагогической диагностики, которые позволяют изучить особенности классного коллектива и индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности и на основании результатов диагностирования выстраивать педагогическую речь, общение; хорошо развитые педагогические интуиция и воображение, фантазия, позволяющие создавать прогнозируемые ситуации в педагогическом процессе и действовать в них. 

В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней: 

– содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся); 

– грамотность речи и лексическое богатство; 

– логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников); 

– техническая отточенность (поставленное дыхание, голос; четкая дикция; оптимальные темп и ритм речи); 

– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности). Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами. Уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.; 

– уместность речи (знание педагогом особенностей аудитории);

– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

В плане вышеназванных требований к речи учителя принципиальное значение имеет культура волеизъявлений учителя, предъявления им требований. Для учителя норма не прямое требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение. Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини». Важность данного требования к речи педагога (как, кстати, и всех, обозначенных выше) обусловлено тем, его речевое поведение призвано быть эталонным для учеников и других участников педагогического процесса.

4.Каким должен быть педагог.

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...». Именно учителя открывают детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Одним из важнейших качеств педагога является умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его учеников. Данное умение очень сложно в освоении, так как оно требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти этот подход.

Какими еще качествами должен обладать учитель? Непросто заинтересовать сразу всех, удержать их внимание, донести новые знания из предмета. Хороший преподаватель не может не обладать таким качеством, как стремление к творчеству. По моему мнению, творчество учителя заключается, прежде всего, в обнаружении вариантов нестандартных способов решения педагогических задач, пусть даже эти способы уже известны, описаны, но учитель их открывает для себя. Творческий учитель — «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих). Известный факт, любое применение воображения и нестандартный подход в какой-либо деятельности не только по-настоящему заинтересовывают людей, но и помогают добиться более высоких результатов. Творчеству учителя посвящено значительное количество работ. Но все авторы связывают творчество учителя с профессиональной компетентностью. В педагогической деятельности это — методическое и диагностическое творчество. То есть это поиск новых методов и приемов обучения, нахождение новых способов изучения учащихся. В педагогическом общении — это коммуникативное творчество. Это поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, а также создание новых форм общения в групповой работе. Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Создавая текст, необходимо помнить, что в нем проявляется ваша личность. Д.С. Лихачев считал: 

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает».

Например, где бы и когда ни выступал педагог (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда необходимо продумывать не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думать над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, следить за дикцией, добиваться выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролировать свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать. И также нельзя не учитывать важной роли слова, которое произносит педагог, ведь словом можно убить, а можно спасти и воодушевить:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.


Педагог должен всегда помнить о моральной ответственности за каждое произнесённое им слово. И пусть оно несёт в себе разум и добро…

Поэтому риторическая культура педагога является неотъемлемой и важной частью профессиональных качеств.

Заключение

Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления. Необходимые для ее разработки конкретные исследования только начинаются, однако уже сейчас активно формируются рекомендации по выбору оптимальных риторических стратегий, тактик, приемов организации и оптимизации речевого общения в различных педагогических речевых ситуациях, постепенно создается современный педагогико - риторический канон. Я   систематизировала имеющийся теоретический материал по данной теме, показала основные составляющие риторической культуры педагога, охарактеризовала основные принципы эффективного общения педагога, определила специфические особенности речи педагога, описала качества, необходимые современному педагогу. В результате чего пришла к выводу, что современному педагогу необходимо владеть мастерством эффективной речи, так как риторическая культура - это фундамент для всей последующей его деятельности.

Литература

1  Десяева, Н.Д. Речь учителя в контексте урока. - М., 1995.

2 Педагогическая риторика: учебное пособие / под ред. Н.А. Ипполитовой. - М, 2001.

  1. Педагогическая риторика: Практикум / под общей ред. Н.А. Ипполитовой. - М, 2003.

  2. Маров, В.Н. Риторика учителю / В.Н. Маров, Д.Х. Вагапова, Т.М. Зыбина, Ю.В. Виньков. - Пермь, 1993.

  3. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория. - М., 1998.

  4. Мурашов, А.А. Основы педагогической риторики. - М., 1996.

  5. Смелкова, З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроке словесности. - М., 1999.

  6. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

  7. Шабес, В.Я. Речь и знание: Учебное пособие по спецкурсу “Основы речевой деятельности учителя”. - СПб., 1992.

  8. Юнина, Е.А. Педагогическая риторика. - Пермь, 1995.