Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Джипер-путешествие через Абаканский хребет |
 Скачать 51.48 Kb. |
Джипер-путешествие через Абаканский хребет
Всем привет! Хочу рассказать о своей поездки в Хакасию и Красноярский край на машинах. Есть у меня друзья, они давно и много путешествуют на джипах, спускались вниз по Оби и Енисею до Северно-Ледовитого океана, ездили на Байкал и к Тихому океану, в республику Тыва, на Урал…. Такой вид отдыха сложен тем что, машины идут по бездорожью, это экстремально, но очень интересно. И когда ребята мне предложили поехать в экспедицию к Саяно-Шушенской ГЭС через Абаканский хребет, то упустить такую возможность я не могла. Это своего рода испытание себя и я конечно согласилась. Сразу скажу, что и машины и люди должны быть подготовлены для такой дороги. У нас было три машины, 8 взрослых и мой 7-летний сын, маршрут был рассчитан на 15-20 дней, мы собирались пройти через Алтай, юг Кемеровской области (Горная Шория), пересечь Абаканский хребет, дойти по Енисею до Саяно-Шушенской ГЭС, а затем через Красноярский край и Хакасию вернуться в Кемеровскую область и домой.
И так, мы пересекли Алтайский край и оказались в Горной Шории. Вообще Горную Шорию называют Сибирской Швейцарией, находясь на стыке гор Алтай и Саяны, по своим характеристикам она очень на нее похожа. Первым крупным городом, в котором была остановка, был Таштагол. Город меня очень удивил своей чистотой, уютом и красотой. А на моего сына произвели впечатление необычные по виду светофоры, они действительно отличаются от тех, что мы привыкли видеть, они на красных столбах(как будто игрушечные) и привлекают собой внимание и водителей и пешеходов. Много городской скульптуры посвященной природе и истории освоения Шории. То тут, то там можно увидеть скульптуру снежного человека, шамана или шорца. (Снежный человек является как бы символом Шории, местные жители утверждают, что видели его недалеко от поселений, а ученые пришли к выводу, что это вполне возможно, потому что условия для обитание этого существа вполне приемлемы). В городе часто встречаются памятники геологам, рабочим, металлургам, технике, благодаря которой шло освоение: машины, вертолёт. А еще много газонов и цветников. В центре города расположена церковь Георгия Победоносца. Вообще Таштагол- молодой город, он был построен в конце 60-х годов прошлого века, здесь добывают железную руду. Недалеко от Таштагола находится небольшой поселок – Шерегеш, он известен своим горнолыжным курортом. Но наш путь был мимо, в горы, на реку Кабырза. Решено было подняться до истоков реки Хойхазы (приток одной из крупных рек Кемеровской области - Сынзаса) и спуститься уже на другом склоне Абаканского хребта у деревни Верх-Таштып. В принципе, высота гор здесь небольшая, до 1240 метров. Но дороги нет, мостов нет!!! По нашим предположениям (сплошные лесные завалы и зарослям тальника) и рассказам местных жителей последний раз здесь проезжали лет 5-6, а вообще этой дорогой (если это можно назвать дорогой) пользовались в доперестроечное время. Когда-то там, на склонах, были поселки, заимки и лесопилки, а сейчас остались небольшие поселения в несколько домов только у подножья хребта. Последним населенным пунктом на этом склоне хребта был поселок- Усть-Кабырза. По пути нам встретился святой источник, называется Кичи, симпатичное место и вода удивительно вкусная! Местные жители рассказали, что существует легенда, что нужно обязательно здесь остановиться, умыться водой из источника и обязательно взять воды с собой иначе хозяин не пустит в горы. Мы с уважением относимся к местным традициям, а удача в дороге всем нужна. Отдохнув у источника и набрав воды, мы отправились в путь. Постепенно исчезали дороги и мосты на речушках. Приходилось перебираться вброд пересекая горные ручьи и речки. Первый день пути по хребту был совершенно не сложным, погода была прекрасная, настроение у всех было приподнятое, машины двигались легко. К вечеру мы разбили лагерь на месте одной из бывших деревень, у старого разрушенного моста. Ночью началась страшная гроза, небо просто было в ярости, громыхало и бабахало, сверкали молнии, дождь лил как из ведра не прекращаясь до самого утра! Утром мы увидели, что вода в реке поднялась, понятно что в горах дождь был очень сильный и дорога может быть размыта водой. Но, как говорится - у русских дорога там, где они хотят пройти, и посовещавшись мы решили двигаться вперед. Мы, конечно, предполагали что путь будет не легким, но что настолько …. Связи в горах нет, из трех навигаторов к концу второго дня два вышли из строя, на имеющихся картах дорога не совпадала с той, по которой мы пробирались. По сути, дороги не было - была колея когда-то кем-то наезженная, а сейчас заросшая, а на её пути болотины, завалы, нырки. С двух сторон от колеи вековой лес, поваленные деревья и заросли папоротников, высоченной травы, малины, смородины и жимолости. (Мне кажется, мы наелись лесной ягоды на всю жизнь!). Машины застревали, их лебедили выдергивали, строили помосты, рубили просеки. К вечеру второго дня мы реально поняли, что вернуться будет гораздо труднее, чем идти вперед. Выбора просто не было, нужно было двигаться, пусть медленно, но только вперед. Мы стали отставать от намеченного графика, понимали, что до перевала мы еще не дошли, хорошо что погода еще к нам была благосклонна, дождя не было, утром над тайгой поднимался туман и мы шутили: «Мишка баньку затопил!». Но тот дождь, что прошёл раньше, размочил глину и утром недалеко от машин мы увидели следы козы и волка, ну а лягушки, змеи и белки встречались нам всю дорогу. Темнеет в горах моментально, буквально за несколько минут, а тут еще оказалось, что к вечеру мы вышли к небольшой горной реке. Все бы ничего, но на противоположном берегу колеи нет, лес стоит стеной, сплошные заросли! Мы вынуждены были остановиться на ночевку и разбить лагерь, мужчины пошли искать колею на противоположном берегу, в самом прямом смысле слова - на ощупь. В такие моменты понимаешь насколько человек зависит от природы, становится не по себе от ощущения собственной мизерности. Дорогу нашли не сразу, по видимому, когда-то в этом месте был мостик, но его снесло водой. Тот берег речки, на котором находились мы, был пологий, а противоположный – обрывистый, пришлось его подкапывать и делать подъезд, иначе бы машина не поднялись в гору. Чем выше в горы, тем продвижение шло медленнее, две ночи после этого мы еще ночевали в тайге, одну ночь даже не разбивая лагеря и не ставя палатки. Какой там! Машины оставались прямо в колее! Один день двигались до темноты, при включенных фарах было немного жутковато, с одной стороны обрыв, внизу река, с другой стороны огромные камни, горы поросшие соснами, елями. Не обошлось, конечно, и без поломок. На одном из нырков машина выскочила, ее занесло в сторону и она налетела корягу, палка пробила фару и один аккумулятор. Зрелище, скажу я вам, жутковатое! К концу третьего дня усталость была неимоверная! Знаете, что для меня было загадкой во всем этом? Я смотрела на своего семилетнего сына и диву давалась - моему парню все это страшно нравилось! Пока взрослые вытаскивали машины, прорубали или мостили дорогу он вполне обходился без нашего внимания, ел малину, смородину, успевал нас фотографировать, рассматривать каких-то букашек. На четвертый день мы, наконец-то, прошли перевал. На самом верху обнаружили зимовку, внутри домика полати, печка, запас продуктов. Рядом с избушкой заросшая могила с покосившимся крестом. Спуск был гораздо легче, да и здесь дожди не размыли дорогу и с этой стороны хребта, по-видимому, люди чаще бывали в горах, дорога была местами наезжена, нам встречались кучи кедровой шелухи (скорее всего заготовители кедровых шишек приезжали на лошадях). Этот склон хребта был менее заросшим, но здесь была другая проблема: приходилось, то разбирать завалы от камней, то наоборот прокладывать дорогу камнями, чтобы машины могли пройти по колее. На пути встречалось очень много горных речек, ручьев и даже озер. Одно озерцо очень запомнилось, берега ровные как блюдечко, вода холодная-холодная, насыщено изумрудно цвета, создалось впечатление, что озеро было глубокое. А иногда на пути встречались даже не озера, а просто огромные лужи. Возле одной такой лужи мы и видели следы медвежонка, видать водички попить приходил косолапый.
К концу четвертого дня по лесной дороге мы вышли на покосы Верх-Таштыпа (небольшая деревня). Уставшие, грязные сами и грязные машины, но ужасно довольные тем, что мы все же перешли Абаканский хребет. И путешествие продолжается, нас ждал Енисей! |
|
|