Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема исследования


Скачать 82.63 Kb.
НазваниеТема исследования
Дата28.02.2016
Размер82.63 Kb.
ТипДокументы




Выполнила: Алина Шутова, 11 лет,

руководитель: Ольга Николаевна Сергиенко.

Тема исследования: «Глины села Саскаль Амурской области».

В прошлом году в селе Саскаль Шимановского района Амурской области, на берегу реки Берея мы нашли залежи разноцветной глины (белая, голубая, синяя, зеленая, коричневая, охра, оранжевая, черная). Это место местные жители называют Краска. Из такой глины нам делать поделки еще не приходилось. Глина вязкая и мягкая как тесто. Лепить из нее одно удовольствие.

Проблема:

Но в процессе сушки глина повела себя неожиданно, поделки деформировались, растрескались, детали осыпались. А во время обжига поделки разрывало на мелкие части. Стало интересно, почему это происходит.

Гипотеза:

Мы предположили, что не всякая глина подходит для изготовления поделок.

Мы решили изучить свойства глин села Саскаль для того, чтобы понять, можно ли ее использовать в работе. Если «да», то как.

Цель исследования: изучение особенностей глин разного цвета с. Саскаль на установление пригодности для изготовления поделок.

Задачи исследования:

  1. заготовить образцы глин разного цвета.

  2. подготовить глину к исследованию.

  3. определить изменение свойств глин в разных состояниях.

  4. проанализировать особенности глины данной местности.

Актуальность:

    • Сделав эту работу, можно применить полученные знания в дальнейшей работе по лепке и передать эти знания другим детям в студии.

    • Изучив свойства новой глины, у нас появится возможность изготовить новые, интересные поделки, расширить возможности для творчества.

Методы исследования:

  • сбор информации через литературу, сеть Интернет;

  • эксперименты с глиной;

  • наблюдение;

  • сравнение;

  • обработка результатов;

  • анализ полученной информации.

2. Литературный обзор

По нашей теме мы изучили следующие книги:

  • «Знакомьтесь: глина», Данкевич Е.В., Жакова О.В. Из этой книги мы узнали о том, как подготовить глину к работе, как правильно сушить и обжигать изделия.

  • «Ручная лепка» Чаварра Х. Много фотоиллюстраций, есть информация о методах определения пластичности и сжимаемости глины. Эти способы исследования мы применили в своей работе. Полезная информация о том, как быстро и качественно подготовить глину к работе.

  • «Керамика: Техника. Приемы. Изделия» подробно рассказывает о видах глин, как правильно сушить изделии из глины, что такое усадка, спекаемость.

  • «Послушная глина» Федотов Г.Я. Мы узнали, как меняется цвет глины после обжига и отчего это зависит. Как определить пригодность глины для лепки. Этот способ мы применили в работе.

  • «Гончарное ремесло» Магомед Бугамбаев. Узнали характеристики глины с точки зрения химии и геологии. Что такое гигроскопичность. Отчего зависит пластичность глины и размер изделий.

Из интернет - источников мы получили полезную информацию о свойствах глины и их испытаниях.

3. Методика исследования

Отбор глины для изготовления поделок - важная часть работы. Глина для изготовления поделок должна отвечать следующим требованиям:

  1. быть пластичной;

  2. давать малую усадку (сжимаемость) при сушке и обжиге;

  3. давать яркий насыщенный цвет после обжига;

  4. сохранять форму во время сушки и после обжига.

Исходя из этого, для изучения свойств саскалинской глины нам необходимо провести следующие эксперименты:

  • определение изменений цвета глины в разных состояниях (сухом, сыром и обожженном), это поможет нам заранее продумывать цветовое решение изделия;

  • определение сжимаемости глины в разных состояниях, для того, чтобы знать, насколько уменьшится размер будущего изделия;

  • определение пластичности глины, т.е. глина должна быть податливой, но в тоже время, хорошо держать форму;

  • исследование структуры глины (жирная или тощая), на наличие в глине песка, для того, чтобы знать, какого размера поделку из нее можно изготовить;

  • испытание глины в разных состояниях на прочность, т. к. не всегда поделки подвергаются обжигу (из экономических соображений, или из-за отсутствия печи);

  • определение отношения разных состояний глины к воде – это поможет нам узнать, как лучше хранить глину, насколько хорошо спекается глина после обжига;

  • установление времени высыхания глины, и как ведет себя глина в обычных условиях сушки;

  • изменение веса глины в разных состояниях – этот эксперимент покажет, какая глина наиболее гигроскопичная, т.е. больше впитывает в себя влаги; какое изделие будет после обжига наиболее легким;

  • проверка, из какой глины легче лепить;

  • испытание совместимости глин между собой.

Мы взяли 8 глин разного цвета, которые добыли в селе Саскаль. Сначала по всем правилам, проверенным способом подготовили глину к работе (так как рекомендует Хоаким Чаварра «Ручная лепка»).

Затем приступили к экспериментированию.

Эксперимент 1. Цвет глины

В данном эксперименте мы определяли цвет глин в разных состояниях (сыром, сухом и обожженном).

Эксперимент показал, что глина в разных состояниях меняет цвет. В сыром виде цвет у глин яркий, насыщенный. В сухом виде цвет у глин разнообразный, приглушенный. После обжига цвет всех глин изменился – от светло-розового до бордового (в коричневой цветовой гамме). Голубая, синяя, черная, зеленая глины приобрели одинаковый светло-коричневый цвет.

Эксперимент 2. Сжимаемость глины

Мы определяли сжимаемость (усадку) глины по размерам глиняных фигурок в разных состояниях (сыром, сухом, обожженном). Во время сушки все глины уменьшились в размерах. А после обжига глины повели себя по-разному: белая, зеленая, охра, синяя – сжимаются. Размеры голубой, коричневой, оранжевой и черной глины остаются прежними. Сильная (нежелательная) сжимаемость у охры, белой, зеленой, синей. Нормальная сжимаемость (хорошая) – у остальных глин.

Эксперимент 3. Пластичность глины

Из всех видов глин скатали колбаски толщиной в 1 см и свернули в кольцо одинакового размера. Пластичность глины определяли по наличию на кольце трещин. Оказалось, что белая глина – малопластичная; коричневая, синяя глины – среднепластичные, остальные глины – высокопластичные.

Эксперимент 4. Фактура глины

Фактуру глины мы определили с помощью осязания, на ощупь. Белая, зеленая, голубая, оранжевая, охра, черная глины – жирные. Глины блестящие и скользкие на ощупь; смоченные водой, трудно с водой размешиваются и сильно липнут к рукам. При растирании глины между пальцами песок не ощущается.

Коричневая и синяя глины - с незначительным содержанием песка, средней жирности. На ощупь глины шероховатые, с матовой поверхностью. При растирании глины между пальцами песок ощущается.

Эксперимент 5. Прочность глины

В этом эксперименте мы определили, в каком состоянии глина разных цветов более прочная – в сухом и в обожженном виде.

Из всех видов глин слепили одинаковые фигурки по паре, высушили, обожгли. С одинаковой высоты (вытянутой руки на уровне плеча) роняли фигурки (сухие, обожженные) на металлическую поверхность. Определили прочность по сохранности фигурки. В сухом виде более прочные глины – зеленая, синяя, охра. После обжига наибольшую прочность приобретают – белая, зеленая, синяя, охра, оранжевая и черная.

Эксперимент 6. Отношение разных состояний глины (сырой, сухой, обожженной) к воде

Мы погружали в воду сырые, сухие и обожженные шарики. Обожженные изделия, погруженные в воду, не боятся воды, их форма остается прежней. Обожженная глина (керамика) в воде не растворяется. Это свойство глины называется спекаемость. Сырая глина в воде размокает плохо. Сухая глина – растворяется в воде сразу.

Это говорит о том, что добытую из земли глину, необходимо сначала высушить, а затем замачивать. Тогда она впитает в себя воду равномерно.

Эксперимент 7. Время высыхания глины

Далее мы сушили глину в естественных условиях (в прохладном месте, в тени). И заметили, что быстро высохла белая глина (малопластичная), за два дня – коричневая, синяя (среднепластичные) и дольше всего высыхали жирные, высокопластичные глины – 3 суток. Но во время сушки заготовки из высокопластичной глины деформировались. Мы удлинили время сушки для глин (голубой, зеленой, оранжевой, охры, черной), убрав глину в полиэтиленовый пакет, оставив небольшое отверстие для доступа воздуха. И заметили, что высокопластичную глину надо сушить медленно (5 дней). Для каждой глины – разные условия сушки, нельзя убыстрять процесс сушки.

Эксперимент 8. Вес глины

В третьем эксперименте мы определяли изменения веса глины в разных состояниях. Взяли каждого вида сырой глины по 20 грамм. Взвесили высохшую глину, и после обжига. И сделали вывод, что все виды глин теряют вес после сушки и обжига ~ на 20-30%. Самая легкая после обжига – белая глина.

Итоговый эксперимент 9. Лёгкость формообразования и прочности соединения деталей

Мы изготовили из каждой глины по одной фигурке животного, чтобы определить, какая глина наиболее пригодная для лепки. Мы лепили детали разной формы (шар, жгутик, капелька и пр.), соединяли их между собой. Легко лепить из зеленой, голубой, синей, коричневой, оранжевой, охры и черной. Плохо лепить из белой глины, она малопластичная, жесткая, трескается при лепке, мелкие детали при сушке осыпались.

Итоговый эксперимент 10. Совместимость разных видов глин между собой

Художники предпочитают сохранять природный, естественный цвет материала. Так как глины разноцветные, можно попробовать изготовить поделку из разных глин. Подумали, какого цвета будем лепить детали, учитывая, что глина после обжига меняет цвет. Использовали в лепке белую, оранжевую, коричневую глины (высокопластичную, среднепластичную и малопластичную). Слепили 1 изделие из разных видов глин. При изготовлении поделки соблюдали все необходимые правила лепки, сушки и обжига. По качеству поделки после сушки и обжига определили совместимость глин. Во время сушки изделия, мелкие детали из белой глины осыпались. Белая глина в чистом виде несовместима с другими глинами. Коричневая и оранжевая глины совместимы между собой.

4. Анализ полученных результатов

Итак, собрав все данные, и сделав выводы по каждому эксперименту, мы занесли данные в таблицу.

  • По требованиям к глинам для изготовления поделок: коричневая глина (наивысшая оценка 4 балла) полностью соответствует требованиям для изготовления поделок, белая не соответствует.

  • По изучению особенностей глин разного цвета с. Саскаль на установление пригодности для изготовления поделок: коричневая глина (наивысшая оценка) полностью соответствует требованиям для изготовления поделок, белая не соответствует.

Из остальных глин также можно лепить поделки в зависимости от их размеров: поделки небольшого размера с мелкими и тонкими деталями лучше лепить из жирных, пластичных глин (синей, зеленой, голубой, охры, оранжевой, черной).

Крупные изделия с обобщенными формами надо лепить из глин средней жирности (коричневой), либо в жирные глины необходимо добавлять песок для лучшего качества поделки. Либо смешивать жирные и тощие глины. Белую глину можно добавлять в тощие глины для улучшения пластичности, а также для придания легкости изделиям.

Из саскалинской глины одинаковой пластичности можно делать прочные поделки без обжига, сохранив природный цвет глины, сэкономив на электроэнергии. Сушить поделки из этих глин следует медленно.

5. Результат исследовательской деятельности

В ходе исследования опытным путем изучены особенности разных глины с. Саскакль и их свойства в трех состояниях – сыром, сухом, обожжённом.

На основании результатов данного исследования установили, что белая глина в чистом виде для лепки непригодна. Синяя, зеленая, голубая, охра, оранжевая, черная, коричневая глины для изготовления изделий пригодны.

Мы исследовали свойства саскалинской глины, сделали анализ полученных результатов и можем делать качественные поделки, используя полученные знания.

По результатам исследовательской работы собран ценный фотоматериал, выпущен буклет о глине, сделана учебная презентация к занятиям.