Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Деловая игра «мои права» |
 Скачать 78.98 Kb. |
ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОИ ПРАВА» Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Подготовительная работа с детьми
Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.
Оформление класса
Компьютерная презентация:
Слайды: 20 ноября - Всемирный день прав ребенка
Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)
Дети — все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни
один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и
оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,
тайну переписки
План деловой игры «Мои права» Игра «Имена».
Интерактивная беседа «Право на имя».
Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
Ролевая игра «Юридическая консультация».
Разбор ситуаций «Права и обязанности».
Конкурс «Песня о правах».
Подведение итогов (рефлексия).
Дети заходят в класс. При входе каждый получает жетон определенного цвета.
Согласно цвета формируются 2 группы участников (у участников группы на столе разложены памятки, тексты Конвенции «О правах ребенка».
Звучит песня Е. Крылатова на слова Ю. Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
I. Игра «Имена»
Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Учитель называет свое имя, например «Татьяна - трудолюбивая». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.
II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает? Дети. Там еще записаны имена наших родителей.
Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что выявляетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие есть еще у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
В Конституции, законах, указах и т.п.
Разрабатывали президент, депутаты и т.п.
III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организации возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
Учитель показывает на презентацию, в которой записаны права детей, дети читают записи.
IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы юристы, хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои.
Каждая команда получает задание. В группе необходимо обсудить ситуацию, посмотреть на доску, подумайте, какие права нарушены и разъясните нашему герою его права.
Свой ответ надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка...»
Пожалуйста, первая группа:
1 группа.
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. А еще я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
Классный руководитель. Да, ребята согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
2 группа.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам разыграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
У вас на столах есть памятки и статьи Конвенции «О правах ребенка», внимательно просмотрите их и дайте правильный ответ.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1 Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Ученик. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, в чем не прав ученик?
Дети. Кроме прав у ученика есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других!
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
Классный руководитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием- назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Ребята, в Декларации о правах человека есть статья, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». А как вы представляете себе жестокого, бесчеловечного, злого человека? У вас на столах разложены смайлики, которые вы должны разрисовать. Нарисуйте, пожалуйста, злого человека.
А как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Дети: ответы детей.
Классный руководитель. В каждом из вас, ребята, есть частичка доброты- как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. Давайте нарисуем смайлик для доброго человека.
Ребята, давайте вместе исполним куплет из песни «Если добрый ты…» (1-2 куплета)
Спасибо, за прекрасное исполнение, я знаю, что вам нравится не только исполнять песни, но и слушать. Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны буде сказать, о каких правах в ней идет речь. Конкурс «Песня о правах».
1 команда.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина)- «Ничего на свете лучше нету…»
(ответ- Право на свободу передвижения)
2 команда.
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
(ответ- право на образование).
1 команда.
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова Д. Непомнящей).
(ответ- Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию).
2 команда.
«Чунга- Чанга» (музыка В. Шаиского, слова Ю. Энтина).
(ответ- Право пользоваться благами, право на отдых).
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Классный руководитель. Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование. |
|
|