Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Дела давно минувших дней»
|
 Скачать 53.97 Kb. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Осы»
Тема урока: «Дела давно минувших дней»
1 класс
Составила:
Денисова Елена Владимировна
учитель музыки
2012 г. Оса
Цель: Укрепление психологического, физического и социального здоровья учащихся через восприятие музыки.
Оборудование: Фортепиано, магнитофон, Ю. Чичков песня «Здравствуй, Родина моя» (ноты), русская народная песня «Уж ты поле моё» (ноты), И.Бородин романс «Спящая княжна» (аудиозапись, ноты), М.Мусоргский пьеса «Старый замок» (аудиозапись, ноты).
Сценарий урока:
1.Вход в класс под песню Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя». Исполнение
(приложение 8).
2. Сегодня мы с вами отправимся дальше путешествовать в замок. Слушание
М.Мусоргский Старый замок (аудиозапись, приложение 4).
Вопросы об услышанной музыке:
- Какой он? (старый – мудрый - много знает, но рассказать не может)
- Кто в нём может жить? (воображаемые, фантазийные образы)
- Как там живётся? (плохо, уныло, грустно)
- Почему? (размышления учащихся)
- Где звучат звуки замка? (низко).
- В каком темпе звучит мелодия замка? (Медленно, не торопясь, как будто время
остановилось).
- Наиграть мелодию замка по нотам.
- А это кто? Кто это может быть? (музыканты).
Их называли ТРУБАДУРАМИ – это бродячие музыканты.
- На каком инструменте он играет? (длинная труба). Наиграть мелодию.
- Споём все на «у» грустно, мрачно и низко (приложение 1).
- Что воспевали трубадуры? (как живут люди)
- Кто подходит для трубадуров в классе? Девочки или мальчики, почему?
- Они сильные, смелые, отважные т.к. не испугаются путешествовать по белому
свету, по тёмным лесам, по высоким горам и т.д.
Повторное слушание с движением и пением под музыку:
МАЛЬЧИКИ – имитируют игру на трубе (приложение 1,2,3,9)
ДЕВОЧКИ – прислушиваются, о чём рассказывают их трубы (приложение 9).
3. Старый замок хранит одну тайну, какую? Слушание И.Бородин романс
«Спящая княжна» (аудиозапись, приложение 4)
- О ком эта тайна? Кто это может быть? (О заколдованной княжне).
- Что же с ней произошло? (Уснула мёртвым сном).
- Кто её спас? (Богатырь могучий).
- Что победило колдовство? (ЛЮБОВЬ).
4. «Прогуляемся по старому замку» (приложение 5)
Этот замок видел и радость и горе. В нём справляли свадьбы и провожали в
последний путь. В нём рождались и умирали.
Проходя по коридору, я случайно выглянула в окно. Послушайте, кого я увидела.
5. Слушание р.н.п. «Уж ты поле моё» (приложение 4).
- Кто это? Наш знакомый князь Руслан.
-Куда поехал? (За своей возлюбленной - княжной Людмилой).
-Что произошло? Украл колдун - черномор.
-Что увидел на своём пути? Поле.
-Покажите, какое поле? Широкое. А у кого поле самое широкое, я
посмотрю (приложение 10).
-Встали, как наш знакомый князь Руслан- богатырь (приложение 6).
6. Исполнение детьми р.н.п. «Уж ты поле моё» (приложение 6,7,10,12).
1 куплет
«Уж, ты поле моё, поле чистое (приложение 6,10,12).
«Ты раздолье моё, ты широкое
2 куплет
«Ты раздолье моё, ты широкое (приложение 6,10,12)
«Чем же полюшко приукрашено? (приложение 11, 12)
- Испугался? Повернёт назад? Нет.
- Почему? Так как не боится ни кого – мужественный, сильный. Любит свою
княжну! Любит свою Родину!
7.Выход из класса под песню Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя» (приложение 8).
Приложение
Упражнение для развития вокально-хоровых навыков: «у» - ключичный звук, массирует ключичную мышцу по методике Огородниковой.
Упражнение на пластическое интонирование: стоя прямо, двумя руками держат тяжёлые трубы, при этом интонируя на звук «У» тему трубадура из «Старого замка».
Использование элементов дыхательной гимнастики:
Работа над поверхностным дыханием в песне Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя».
Работа над дыханием между музыкальными фразами.
Приём слушания музыки в аспекте здоровьесбережения:
дети удобно ложатся головой на руки и на столешницу парты, расслабляя свой позвоночник и осмысливая музыку.
Приём на психологическую разгрузку: «Прогуляемся по старому замку»: дети ходят по классу, рассматривая «столовый зал», «зал для приёма гостей», «детскую», «спальную», «библиотека» в свободной, расслабленной позе нормализует работу дыхательных и певческих органов.
Приём «Встали мужественно, серьёзно и мощно, как богатыри»: учитель проверяет нескольких учащихся, как они мощно и мужественно стоят «вросшие в землю-матушку». В такой же позиции дети поют р.н.п. «Уж ты поле моё».
Метод показа музыкальной фразы и ритмического рисунка руками и распевание «О» в данной песне на слова «по-о-о-ле», «раздо-о-олье» массирует грудную мышцу.
1 куплет
«Уж, ты поле моё, поле чистое - показ руками поля в свободной форме.
«Ты раздолье моё, ты широкое - показ руками широкого поля, расставив
руки по возможности шире в ритме песни.
2 куплет
«Ты раздолье моё, ты широкое - показ руками поля в свободной форме,
расправив грудную клетку и распрямив позвоночник.
«Чем же полюшко приукрашено? – изображение детьми «камня, «цветка»,
«кустика» в свободной форме, по желанию детей.
Упражнения с музыкально-ритмическим движением и пением:
вход и выход из класса под музыкальное сопровождение песни Ю.Чичкова, имитируя прогулку по улице, по Родине для эмоционального и психологического настроя детей на урок.
Приём разделения учащихся по половой принадлежности в социуме.
Приём на раскрытие диафрагмы и развитие свободного, глубокого диафрагмального дыхания, массирует грудную мышцу:
Дети расставляют руки широко в стороны.
Приём на расслабление мышц грудной клетки:
изображение детьми «камня, «цветка», «кустика» в свободной и расслабленной форме, по желанию детей и т.п.
Вокально-хоровое упражнение на развитие мощного, толстого пения в низком регистре, а также развитие силы звука. Выполняется с движением рук и тела.
Список литературы:
Музыка 1-7 классы. Программы ОУ. «Просвещение» Москва 2010.
Стандарты второго поколения. Начальная школа. Часть 2. «Просвещение» Москва 2011.
А.М.Огородникова «Вокально-хоровые упражнения». Рипол классик М., 2009.
Т.Ю.Амосова «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». Рипол классик М., 2009.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2009.
Г.А.Суязова «Мир вокального искусства». Волгоград. Издательство «Учитель» 2009.
Т.А.Затямина «Современный урок музыки». Москва Издательство «Глобус» 2010.
Ю.Чистякова «Психологическая гимнастика» Москва 2009 «Глобус»
О.С.Баромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». «Детство-пресс» С.-П.2009.
|
|
|