Главная страница

Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма



Скачать 69.85 Kb.
Название Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма
Дата 16.02.2016
Размер 69.85 Kb.
Тип Урок

Тема урока:

Церемонии и ритуалы разных религий: христиантства,ислама,буддизма.

Цель: познакомить учащихся с   религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, и буддизме, которые проходят в церкви, , мечети, пагоде. Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Задачи урока:

1) Познакомить учащихся с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».

2) Воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности.

3) Развитие у учащихся способностей общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.

предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

личностные -  формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

 развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь учащегося, карточки со словами и картинками: библия, церковь (христианство), , мечеть, коран (ислам), типитака, буддийский храм (буддизм), карточки с названиями религий: «Буддизм», «Христианство», , «Ислам».

Средства наглядности: презентация Microsoft Offiсe Power Point с  изображением религиозных ритуалов, обрядов и таинств.

Основные термины и понятия: Обряды. Ритуалы.

Ход урока

I. Организационный момент. 

        Дети сегодня на уроке мы  с вами отправимся в путешествие по религиям мира. Но прежде чем отправится, сыграем в игру «Найди нужное слово»  и вспомним, какие религии мира, мы знаем, и что интересного о них можем  рассказать.

II. Актуализация опорных знаний.

     Прикрепляются на доску карточки со словами: «Буддизм», «Христианство», «Ислам». На столе учителя разложены карточки-слова. В игре участвует все учащиеся. Ученик берёт слово, громко его читает и прикрепляет его в соответствующее поле. Пример высказывания «Мне досталось слово «икона», оно относится к христианству».  Каждому учащемуся представляется сделать один ход, затем ход передаётся следующему  и так до тех пор, пока не закончатся все слова. Класс замечает ошибки.

    Задания выполнены, смело отправляемся в путешествие по религиям мира.

III. Формулирование учебной проблемы, планирование.

     Цель нашего путешествия  узнать – какие важные религиозные ритуалы, обряды  и таинства существуют в мировых религиях, а также какие ритуалы существуют сейчас.
    Скажите, ребята, нужны ли эти знания нам в жизни?  (выслушиваются варианты ответов). Нужны, чтобы знать, что происходит в обществе людей. Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!)

Тема урока: «Религиозные ритуалы,  обряды

На уроках окружающего мира, мы, изучали историю человека и говорили о первобытных людях.

Вопрос: Где они жили? (в пещерах)

Вопрос: Расскажите, что вы знаете о рисунках в пещере?

Рассказ учащегося: Много веков назад  испанский археолог спустился в пещеру, взяв с собой свою маленькую дочку, а она обратила внимание на рисунок  животного в пещере Фигуры животных были в натуральную величину

Вопрос: Как древний человек добывал себе пищу? (занимался охотой).

Вопрос: Для чего они создавали эти рисунки?

Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, они  приманивают к себе удачу. Поражение копьями и стрелами нарисованных животных – один из первых ритуалов .  

Для  первобытных людей рисунки на скалах были частью тайных религиозных ритуалов. Их надо было проводить в укрытых от чужих глаз и труднодоступных местах.  Поэтому для их совершения были избраны пещеры.

Вопрос: Во что они  верили?  (в магическую силу изображения).

Запись в тетради: Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром (напечатано)

Ритуал (обряд) –  церемония, которая способствует укреплению веры в потусторонние силы.

Вопрос: Как вы понимаете слова потусторонний мир?

Вопрос: Ребята, как называют людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы, шаманы) Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы.

Вопрос: Какие предметы они клали? (которыми пользовались в жизни, быту, оружие, цветы). Зачем они это делали? (верили, что в ином мире, это им может пригодиться).

В древности начали складываться языческие обряды. Их проводили шаманы.  Люди верили, что они исцеляют и приносят хорошую погоду. Обряд народов Крайнего севера носит название камлание  

VI. Работа по теме урока.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Но есть обряды, которые выполняет человек во всех религиях один раз в жизни. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак и смерть.

Вопрос: Что делают верующие во всех религиях мира, когда хотят пообщаться с Богом?  

Вопрос: Что такое молитва? 

       Молитва – это обращение верующего к Богу

Молитва – это главный ежедневный обряд во всех религиях.

Вопрос: Куда верующие люди приходят, чтобы пообщаться с Богом у христиан? (в церковь)

А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по религии -  Христианство.

     Главное богослужение Христианской церкви, которое может совершаться каждый день, - это таинство причащения.

Работа с тетрадью: Таинство, которое может совершаться каждый день …(причащение)

Вопрос: Что такое таинство? 

Вопрос: Когда верующие люди приходят в церковь с новорождённым ребёнком и батюшка освящает его святой водой, тем самым очищая от грехов. Какое таинство он совершает? (таинство крещения) 

Работа с тетрадью: Таинство приобщения к церкви и очищения от грехов ….(крещение)

Когда вы вырастите, станете взрослыми. Девочки выйдут замуж, мальчики женятся. Заключат брак - это обряд при котором происходит таинство благословения супружеской жизни. В православии называется венчанием 

Вопрос: Как одета невеста? Жених? Что означает белый цвет её платья? (чистоту)

Работа с тетрадью: Обряд благословения супружеской жизни…(венчание).

2. А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по религии - Ислам.

 В православии христиане, когда хотят пообщаться с богом - молятся, тоже самое делают  мусульмане, но  у них ежедневная молитва носит название  намаз

Вопрос: В православии верующие приходят в церковь, для того чтоб помолиться. А  куда приходят мусульмане, чтобы пообщаться с Богом? (в мечеть)

   В Исламе, также как и в христианстве проходит обряд над новорождённым слайд 18.   

    Мусульманин молиться 5 раз в день.  Каждую неделю по пятницам  каждый мусульманин совершает ритуал – пятничную молитву 

Работа с тетрадью:  Каждую неделю по пятницам  каждый мусульманин совершает ритуал - ….(пятничную) молитву.  

 Мусульмане, также как и в любой другой религии совершают обряд бракосочетания, но  называется он - никях, является обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия

3. А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по  религии - Буддизм.

    В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы совершая ритуал, который носит название - мантры

Вопрос: Как называется священное сооружение, где  буддисты совершают этот ритуал (в буддистском храме)

   Жизнь буддиста тесно связана с астрологом – ламой  .   Собрав все необходимые данные о ребёнке, лама составляет его гороскоп. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами.  Самым важным является обряд – связанный со смертью слайд 29 . Буддисты верили, что душа после смерти рождается вновь.

V. Итог урока.  

Вопрос: Что интересного вы узнали, на уроке?    В вашей семье вы соблюдаете какие-нибудь ритуалы, обряды?

VI. Подведение итогов.

Вопрос: Что  интересного мы  сегодня  узнали,  путешествуя по мировым религиям, мы узнаем, разгадав кроссворд  . (посередине получается слово обряд)

. Вопросы к кроссворду:

1. Обращение верующего к Богу? (молитва)

2.Кем был Иисус Христос? (Бог)

3. Таинство с младенцами? (крещение)

4. Священная книга у христиан (библия)

5. При каком князе произошло крещение на Руси (Владимир)

VII. Задание на дом: Расскажите членам семьи или друзьям о том, что вы узнали сегодня на уроке если возникнут вопросы, то вы всегда можете прочитать на страницах учебника.

Список литературы:

1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

Интернет-ресурсы:

Изображения и картинки:

2. Наскальное

3. Первобытные люди

4. Рисунки животных на скале

5. Жрецы

6. Обряд камлание

7. Церковь

8. Таинство причащения

9. Обряд крещения

10. Обряд венчания

11. Молитва (намаз).Ислам

12. Пятничная молитва

13. Мечеть

14.  Обряд бракосочетания – никях

15. Обряд новорождённого

16. Мантры. Буддизм

18. Буддийская пагода

19. Лама

20. Обряд смерти