Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Цели урока: Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы. Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
|
 Скачать 60.05 Kb. |
Биология. 8 класс.
Общий план строения нервной системы и её функции.
Цели урока:
Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы.
Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
Воспитательная – развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»
Проверка домашнего задания: а) фронтальный опрос
Что такое гормоны? Каковы их свойства?
Охарактеризуйте особенности желёз внутренней, смешанной и внешней секреции.
б) по карточкам
Карточка №1
Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.
-
Заболевание
| Причины
| Симптомы
| Акромегалия
|
|
| Гигантизм
|
|
| Гипофизарная карликовость
|
|
|
|
Карточка №2
Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.
-
Заболевание
| Причины
| Симптомы
| Базедова болезнь
|
|
| Слизистый отёк (миксидема)
|
|
| Кретинизм
|
|
|
|
Карточка №3
Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.
-
Заболевание
| Причины
| Симптомы
| Бронзовая (Адиссонова) болезнь
|
|
| Сахарный диабет
|
|
|
| Карточка №4
Выберите наиболее правильные ответы и зашифруйте их.
Слюнные железы относятся к железам:
А. Внешней секреции
| В. Смешанной секреции
| Б. Внутренней секреции
| Г. Пищеварительной системы
| К железам смешанной секреции относят:
А. Гипофиз
| В. Щитовидная железа
| Б. Поджелудочная железа
| Г. Половые железы
| Для желёз внутренней секреции характерно то, что:
А. Они не имеют специальных протоков
| В. Выделяемый гормон поступает в кровь
| Б. Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда
| Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки
| Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам? Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
А. Окситоцин
| В. Адреналин
| Б. Тироксин
| Г. Инсулин
| Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:
А. Адреналин
| В. Соматотропин
| Б. Инсулин
| Г. Тироксин
| Железа, выделяющая соматотропин (гормон роста):
А. Поджелудочная железа
| В. Яичник
| Б. Щитовидная железа
| Г. Гипофиз
| Какой гормон продуцируют надпочечники?
А. Инсулин
| В. Нейрогормоны
| Б. Адреналин
| Г. Тироксин
| Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:
А. Бром
| В. Йод
| Б. Калий
| Г. Железо
| Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижёром оркестра» эндокринных желёз:
-
А. Щитовидную железу
| В. Надпочечники
| Б. Гипофиз
| Г. Поджелудочную железу
|
| Актуализация опорных знаний
На доске вывешивается таблица «Нервная система»
Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов. Сначала учащиеся работают индивидуально (1мин.), затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.
Изучение новой темы
Далее организуется работа с учебником по &46(стр. 178-179).
Задание. Прочитайте текст в учебнике, напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:
«V» – знакомая информация;
«t» - новая информация;
«-» - думал иначе;
«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю;
После выполнения работы сотрите пометки.
Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система. После обсуждения делаются записи в тетради.
Значение нервной системы:
Согласование всех органов и систем организма.
Поддержание гомеостаза.
Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.
Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.
Материальная основа психической деятельности.
Строение и функции:
(сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)
-
Части нервной системы
| Центральная
| Головной мозг
| Спинной мозг
| Периферическая
| Нервы
| Нервные узлы (ганглии)
| Отделы нервной системы
| Соматический
|
| Симпатический
| Вегетативный (Автономный)
| Парасимпатический
| Метасимпатический
| В ходе беседы учащиеся формулируют определения ( я их корректирую) и записывают их в тетради
Нейрон – Основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости;
Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.
На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»
В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.
Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».
Виды рефлекторной деятельности
| Прямые связи
| Идут от мозга к органам и вызывают их работу
| Обратные связи
| Информируют мозг о достигнутых результатах
| Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех - выучить записи в тетради, для интересующихся биологией – вопрос №6 на стр. 180., для желающих творческая работа – из подручных материалов выполнить модель нервной клетки (можно вышить).
Оценивание работы самых активных учащихся.
И в завершение нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о работе со своими товарищами. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня на уроке я…
- Сложнее всего для меня было…
- Больше всего сегодня мне понравилось…
- Сегодня на уроке я чувствовал себя…
- Мои одноклассники сегодня… |
|
|