Главная страница

Цели урока: Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы. Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.



Скачать 60.05 Kb.
Название Цели урока: Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы. Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
Дата 25.02.2016
Размер 60.05 Kb.
Тип Документы

Биология. 8 класс.

Общий план строения нервной системы и её функции.

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы.

  • Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

  • Воспитательная – развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между учащимися.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»

Проверка домашнего задания: а) фронтальный опрос

  1. Что такое гормоны? Каковы их свойства?

  2. Охарактеризуйте особенности желёз внутренней, смешанной и внешней секреции.

б) по карточкам

Карточка №1

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

Акромегалия







Гигантизм







Гипофизарная карликовость











Карточка №2

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

Базедова болезнь







Слизистый отёк (миксидема)







Кретинизм











Карточка №3

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

Бронзовая (Адиссонова) болезнь







Сахарный диабет









Карточка №4

  • Выберите наиболее правильные ответы и зашифруйте их.

  1. Слюнные железы относятся к железам:

    А. Внешней секреции

    В. Смешанной секреции

    Б. Внутренней секреции

    Г. Пищеварительной системы

  2. К железам смешанной секреции относят:

    А. Гипофиз

    В. Щитовидная железа

    Б. Поджелудочная железа

    Г. Половые железы

  3. Для желёз внутренней секреции характерно то, что:

    А. Они не имеют специальных протоков

    В. Выделяемый гормон поступает в кровь

    Б. Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

    Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

  4. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?

    А. Обеспечение механической защиты механизма

    В. Контроль процессов обмена веществ

    Б. Обеспечение роста и развития организма

    Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

  5. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

    А. Окситоцин

    В. Адреналин

    Б. Тироксин

    Г. Инсулин

  6. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

    А. Адреналин

    В. Соматотропин

    Б. Инсулин

    Г. Тироксин

  7. Железа, выделяющая соматотропин (гормон роста):

    А. Поджелудочная железа

    В. Яичник

    Б. Щитовидная железа

    Г. Гипофиз

  8. Какой гормон продуцируют надпочечники?

    А. Инсулин

    В. Нейрогормоны

    Б. Адреналин

    Г. Тироксин

  9. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:

    А. Бром

    В. Йод

    Б. Калий

    Г. Железо

  10. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижёром оркестра» эндокринных желёз:

А. Щитовидную железу

В. Надпочечники

Б. Гипофиз

Г. Поджелудочную железу



Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система»

Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов. Сначала учащиеся работают индивидуально (1мин.), затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.

Изучение новой темы

Далее организуется работа с учебником по &46(стр. 178-179).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:

«V» – знакомая информация;

«t» - новая информация;

«-» - думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю;

После выполнения работы сотрите пометки.

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система. После обсуждения делаются записи в тетради.

Значение нервной системы:

  1. Согласование всех органов и систем организма.

  2. Поддержание гомеостаза.

  3. Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.

  4. Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.

  5. Материальная основа психической деятельности.

Строение и функции:

(сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)

Части нервной системы

Центральная

Головной мозг

Спинной мозг

Периферическая

Нервы

Нервные узлы (ганглии)

Отделы нервной системы

Соматический




Симпатический

Вегетативный (Автономный)

Парасимпатический

Метасимпатический

В ходе беседы учащиеся формулируют определения ( я их корректирую) и записывают их в тетради

Нейрон – Основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости;

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.

На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»

В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.

Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».

Виды рефлекторной деятельности

Прямые связи

Идут от мозга к органам и вызывают их работу

Обратные связи

Информируют мозг о достигнутых результатах

Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех - выучить записи в тетради, для интересующихся биологией – вопрос №6 на стр. 180., для желающих творческая работа – из подручных материалов выполнить модель нервной клетки (можно вышить).

Оценивание работы самых активных учащихся.

И в завершение нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о работе со своими товарищами. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня на уроке я…

- Сложнее всего для меня было…

- Больше всего сегодня мне понравилось…

- Сегодня на уроке я чувствовал себя…

- Мои одноклассники сегодня…