Главная страница

Цели: Побуждать родителей знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, искусстве и т д.; организовывать занятия по рисованию в домашних условиях


Скачать 35.84 Kb.
Название Цели: Побуждать родителей знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, искусстве и т д.; организовывать занятия по рисованию в домашних условиях
Дата 05.03.2016
Размер 35.84 Kb.
Тип Документы

Консультация для родителей «Научите ребенка видеть чудеса»
Журнал «Дошкольное воспитание»№6 2008г.

Цели: Побуждать родителей знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, искусстве и т.д.; организовывать занятия по рисованию в домашних условиях.

Включать родителей в деятельность детского сада для успешного и полноценного развития детей творческих способностей. Побуждать родителей прочувствовать вместе с ребенком эмоциональную сторону всего увиденного вокруг.
Каждый художник говорит правду о мире, но свою, особую правду. А это значит, что наблюдательность художника – не только пристальное внимание к окружающему миру, но и нечто иное, большее. Это способность активно обращаться с многообразием жизненных впечатлений, высматривать и находить то, что поможет воплотить замысел художника.

Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение, благодаря которому духовное содержание, сначала невидимое, «воображается» в произведении художника.

Чтобы приобрести такую силу воображения, надо учиться видеть во всем, что нас окружает, не просто предметы и явления, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, может их вызывать и выражать их. И чем раньше мы начнем развивать у ребенка такое восприятие действительности, тем большего успеха можно будет ожидать. Как же приступить к этому?

Начать можно с обычной ситуации: вы гуляете с ребенком в саду или в алее, парке, дворе. Обратите его внимание на группу деревьев и предложите угадать, какое из них самое грустное. А когда он угадает, спросите: почему он так решил, по каким видимым чертам дерева это заметно?

Можно предположить, что грустное дерево будет поникшим, или засохшим, или раньше других потерявшим листву. А может быть ребенок обратит внимание на какие-то другие признаки, менее очевидные и даже, не вполне убедительные с вашей точки зрения. Не спешите опровергать его мнение, ведь это только начало. Главное сейчас – чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражения какого-то характера, какого-то настроения.

Подберите с земли груду листьев и постарайтесь узнать, который из них «лист-путешественник». Наверное, этот: самый запыленный… Или вот этот: он так отличается от остальных цветом, формой, настоящий иноземец!

Спросите: какой из двух мячиков, которыми обычно играет ребенок, бодрый, веселый по характеру, а какой ленивый, сонный? Один мячик упругий, блестящий, от пола отлетает со звоном, а другой не совсем круглый, не совсем тугой, почти не подскакивает…

Постоянно обращайте внимание на связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением. Предложите ребенку понаблюдать (а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически): как кошка нежится и как готовится к прыжку? Как петух в момент опасности настороженно косит глазом и угрожающе вздымает перья? Или, допустим, какая поза, какие движения у собаки, когда она провинилась и чувствует это?

Так будет постепенно развиваться новое восприятие, а лучше сказать – новое отношение ко всему в жизни. Предложите ребенку темы для рисунка или рассказа: «Тревожный закат», «Ветер-озорник», «Веселый дождик», «Грустный вечер»…

Внешне задание напоминает как будто одно из предыдущих: какое из деревьев самое грустное? Но разница между ними очень велика: теперь мы гораздо ближе к тому чем занимается настоящий художник. Тогда ребенок должен был лишь угадать, какой из предложенных вами предметов больше всего соответствует вами же предложенному характеру или настроению. А теперь мы предлагаем ему пересмотреть ему с точки зрения новой задачи уже имеющийся у него опыт наблюдения мира, а также заняться самостоятельными поисками нужного материала в окружающей жизни.

Теперь круг предметов, явлений или событий, подлежащих наблюдению и изображению, столь широк, что свобода выбора становиться безграничной. Зато четко определено то, что называют пафосом будущего произведения: настроение, эмоциональный тон, от которого и зависит, что именно ребенок будет вспоминать, замечать в окружающем мире предметов, событий, звуков, форм и т.д.

Допустим, ребенок решил сделать рисунок на тему «Веселый дождик». Для этого ему нужно при вашем участии и с вашей помощью специально понаблюдать(и может, не один раз) как резво налетает небольшая тучка, закрывая собой жаркое, палящее солнце. Но солнышко оказалось сильнее и своими лучиками пробивается сквозь тучку, а тучка старается скорее вылить свои капельки, которые начинают барабанить по крышам быстро-быстро и сверкают, попадая на солнечные лучики. Почему же дождик веселый? Может быть, потому что быстро закончился и не успел размочить грязь? А может ребенок обратит на совершенно другие приметы?

Ребенок заметит, что не всякий дождик можно назвать веселым, но каждый раз переживание настроения дождя будет связано с событиями, происходящими вокруг наблюдателя, и конечно, неотделимыми от его собственного состояния души.

Эта связь внутреннего и внешнего еще более отчетливо выступает в следующем задании.

Попробуйте взглянуть на один и тот же предмет глазами человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях. Возьмем, например, яблоко и предложим описать его с точки зрения заболевшего человека, а затем с точки зрения выздоравливающего. Или попробуйте взглянуть на один и тот же кусок булочки глазами проголодавшегося, только что вернувшегося с холода домой человека, а потом глазами того, кто недавно пообедал, а затем, еще пил чай с тортом. Каждый из нас бывал и больным и выздоравливающим, и сытым, и голодным. Но одно и то же можно видеть по-разному. В зависимости от собственного состояния – это и будет для ребенка настоящим открытием!