|
Цели данной программы
|
 Скачать 114.43 Kb.
|
Цели данной программы:
- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;
- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;
- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;
- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);
-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;
- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;
-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.
Задачи программы:
-
Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
-
Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
-
Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.
Формы занятий:
-
Урок-беседа.
-
Урок - ролевая игра.
-
Урок - путешествие.
-
Урок – конференция
-
Литературный ринг
-
Урок- спектакль
-
Урок – КВН
-
Частично поисковая работа.
Пояснительная записка
(34 часа – 1 раз в неделю)
В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.
Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;
- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;
- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».
Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.
Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве.
В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!
ПРО ЧУВСТВА
ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ
ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН
П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Учебно - тематический план программы:
№
| Тема внеклассного чтения
| Материал, используемый на уроке
| Формы проведения занятия
| Домашнее задание
| 1-2
| Самые интересные книги, прочитанные летом.
| Путешествие по станциям
| Урок- путешествие
| Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
| 3-4
| Мир - в котором я живу
| Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
| Урок – рассуждение о прочитанном
| Р.Киплинг «Рикки- Тикки- Тави»
| 5-6
| Делай добро и оно тебе возвратится
| Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави»
| Урок-конференция
| Составить рассказ о добрых делах
| 7
| Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
| Выставка книг,
сказки А.С.Пушкина
| Литературный ринг
| Сказки А.С.Пушкина
| 8-9
| В мире сказок А.Пушкина
| Сборники сказок писателя
| Конференция
| Рассказы М.М.Пришвина
| 10-11
| М.М.Пришвин - певец русской природы
| Книги Пришвина,
кроссворд
|
| В.Осеева «Волшебное слово».
| 12-13
| Воспитанный ребенок
| В.Осеева «Волшебное слово» и др.
| Урок- спектакль
| Русские народные сказки
| 14-16
| В мире сказок и приключений
| Русская народная сказка «Снегурочка»
| Исследование, частично поисковая работа
| Прочитать рассказы В.Бианки
| 17-18
| Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.)
| В.Бианки «Лесная газета»
| Урок -конференция
| Повторить пословицы и поговорки
| 19-21
| Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого
| Произведения Л.Н.Толстого для детей
| Урок- путешествие
| Нарисовать рисунки о природе, придумать эмблемы об охране природы
| 22-24
| Сбережем родную природу во всей ее красе
| Стихотворения, песни, таблицы
| Урок – путешествие
| Найти загадки о птицах
| 25-27
| Крылатое чудо
| Кроссворды и таблицы-карточки
| Урок-отчёт
Урок КВН
| Исследовательские работы по заданным произведениям
| 28-31
| «Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне)
| Сергей Алексеев «Блокадный хлеб» и «Буханка» и др.Ю В.Катаев «Сын полка»
| Уроки- экскурсии в прошлое, в военные года
| Подготовиться к ответам викторины
| 32
| Викторина «Дети войны»
| Выставка книг о ВОВ
| Викторина
| Подготовить книгу из семейного архива
| 33-34
| «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»
| Открытые уроки-отчёты с родителями
| Клуб семейного чтения «Книголюб»
| Список книг для
Чтения на каникулах
|
Дополнительная литература для учащихся
1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко» С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие 2. Книги о книгах Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах» В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу» А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах» 3. Писатели о себе Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты» Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука» 4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде» 5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке» М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте» 6. А.П. Чехов для детей А. Чехов «Мальчики» 7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв. Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка» Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель» В. Короленко «В дурном обществе» Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты» 8. Журналы для детей Научно – популярные журналы (по выбору) 9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие 10. Юмористические рассказы Ю. Сотник «Рассказы» В. Драгунский «Денискины рассказы» 11. Великая война Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны 12. Любимые стихи Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек) Содержание программы: Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.
1. Введение
2. Основная часть
-
Первая остановка «Сказочная»
-
Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)
-
Третья остановка «Здравствуй, лес!»
-
Четвертая остановка «Зоопарк»
-
Пятая остановка «Песенная»
3. Подведение итогов по уроку-путешествию Тема 2: Мир - в котором я живу
-
Введение: Беседа
-
Основная часть: Анализ произведения
-
Подведение итогов
Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится
-
Беседа. Тема урока и цели
-
Анализ произведения, основная идея
-
Подведение итогов
Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
-
Введение: Организационный момент
-
Первый раунд «Поэзия»
-
Второй раунд «Детективный»
-
Третий раунд «Сказочный»
-
Итог урока
Тема 5: М.М.Пришвин - певец русской природы
-
Организационный момент: разгадывание кроссворда
-
Рассказ о писателе
-
Физкультминутка
-
Работа над произведениями
-
Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»
-
Об охране природы
Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»
-
Организационный момент: решение проблемного вопроса.
-
Инсценирование рассказа В.Осеева «Волшебное слово»
-
Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»
-
Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».
Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»
-
Организационный момент
-
Путешествие по страницам волшебной книги
-
Устное народное творчество
-
Ознакомление с новым материалом
-
Знакомство с шедеврами мировой культуры
-
Ролевая игра
-
Просмотр фрагмента мультфильма
-
Итоги
Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
-
Организационный момент: разгадывание кроссворда
-
Знакомство с автором
-
Работа с книгой
-
Тир «Бей прямо в цель»
-
Подведение итогов
Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого
-
Организационный момент
-
Станция «Библиографическая»
-
Станция «Узнай героя»
-
Станция «Игровая - плясовая»
-
Станция «Пословицы и поговорки»
-
Станция «Узнай произведение»
-
Станция «Кроссворд»
-
Станция «Поздравительная»
Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе
-
Вводная беседа
-
Инсценирование
-
Правила
-
Выводы
Тема 11: Крылатое чудо
-
Разминка
-
1 Конкурс «Про наших птиц»
-
2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)
-
3 Конкурс «Дальше, да»
-
4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»
-
Итоги игры
Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне) -
Поэзия военных лет
-
Рассказы о войне
-
«Блокадный хлеб»
-
Викторина
Тема 13 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»
-
Организационный момент
-
Знакомство с членами клуба
-
Защита своих проектных работ
-
Выводы, итоги
Использованная литература: 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985..
8. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.
9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006-
2011 гг.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА КУЛИКОВКА ВТОРАЯ
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол от «__» ___ 2011 года
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «___» ____ 2011 года УТВЕРЖДЕНО
___________ В.Ф.Мурадян
(Директор МОУ ООШ
с.Куликовка Вторая)
Рабочая программа курса «Внеклассное чтение» (Составила Г.В.Алёшина)
с.Куликовка Вторая 2011 год
|
|
|