Главная страница

Анализ урока важнейшее звено во внутришколыюм кон­троле и руководстве


Скачать 0.56 Mb.
Название Анализ урока важнейшее звено во внутришколыюм кон­троле и руководстве
страница 1/3
Дата 24.04.2016
Размер 0.56 Mb.
Тип Урок
  1   2   3


Анализ урока - важнейшее звено во внутришколыюм кон­троле и руководстве.

В процессе ВШК важную роль играет посещение урока.

При посещении и анализе урока нужно всегда помнить, что ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является ча­стью темы, курса, учебного предмета. Важно сознавать, какое ме­сто он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидакти­ческие цели. Урок должен быть логической единицей темы, разде­ла, курса.

Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свой методический почерк, зависящий и от характера класса, и от его индивидуальных черт.

Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определения дальнейших перспектив в совершенство­вании педагогического мастерства.

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе.

При анализе урока учителя необходимо учитывать его индиви­дуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя на­вязывать общие, одинаковые рекомендации, приемы, методы. Вся­кие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обя­зательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой.

Требования к уроку

как основной форме организации учебного процесса

в условиях личностноориентированного обучения

Триединая задача урока

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава­тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познава­тельные способности - речь, память, внимание, воображение, вос­приятие.

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме­ний и навыков.

Воспитательная: Формировать универсальных учебных действий (УУД) учащихся формировать у учащихся научное мировоз­зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный - определение значимости изучаемого ма­териала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный - подбор материала для изучения, закреп­ления, повторения, самостоятельной работы и т. п.

6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обуче­ния, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т. п.

7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учет особенностей учащихся класса:

• уровень класса;

• отношение учащихся к предмету;

• темп работы класса;

• сформированность ЗУН;

• отношение к разным видам учебной деятельности;

• отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

• общая дисциплина учащихся.

2. Учет индивидуальных особенностей:

• тип нервной системы;

• коммуникативность;

• эмоциональность;

• управление восприятием нового материала учащихся;

• умение преодолеть плохое настроение;

• уверенность в своих знаниях, умениях;

• умение импровизировать;

• умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведе­ние урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: науч­ные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их со­держанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опор­ные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

6. Сформулировать и записать ее в плане таким образом, что­бы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

7. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уро­ке, что он должен знать и уметь после урока.

8. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, под­тверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

9. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материа­ла, формирования новых ЗУН.

10. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

11. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, пред­ставив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед уча­щимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не воз­мущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий от­вет может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повто­рить изложенное или включить в ход урока дополнительный мате­риал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продеклариро­ванным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их ини­циативу, одобрять их активность и осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение того главного материала, который ученик дол­жен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и опти­мальных методов и приемов обучения.

7. Определение межпредметных связей и методов их исполь­зования на уроке.

8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т. п.).

10. Проверка оборудования и ТСО.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Определение оптимального объема и форм самостоятель­ной работы учащихся на уроке.

13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут прове­ряться методами и формами, соответствующими уровню их сфор­мированное™; определение объема и форм домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана

1. Тема урока:

• дидактическая цель и задачи урока;

• тип, структура урока;

• общие методы, приемы работы учеников;

• средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

• новые понятия, законы и способы их усвоения;

• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на­значение);

• проблемные и информационные вопросы;

• варианты решения проблемы;

• варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

• конкретные умения и навыки для отработки;

• виды устных и письменных самостоятельных работ и упраж­нений;

• способы «обратной» связи с учащимися;

• фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

• что повторить и приготовить к уроку;

• творческая самостоятельная работа;

• объем и время выполнения домашнего задания. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

• мысленное воспроизведение основных этапов урока;

• воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

• стремление вызвать соответствующий эмоциональный на­строй.

Способствуют успеху урока:

• хорошее знание материала;

• бодрое самочувствие;

• продуманный план урока;

• чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

• правильный выбор методов обучения;

• разнообразие методов обучения;

• занимательность изложения;

• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к изла­гаемому материалу;

  • богатство интонаций, выразительная ми­мика, образная жестикуляция учителя;

• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

• рыхлая композиция урока;

• скованность движений;

• неумение учащихся работать предложенными методами обу­чения;

• однообразие методов обучения;

• бесстрастный рассказ учителя;

• монотонность и сухость при изложении нового материала;

• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанны­ми с темой и задачами урока, вопросами.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе силь­ных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способно­стей учащихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пу­ти их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.

17. Пути совершенствования урока.

Анализ уроков в начальной школе

Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по ка­ким критериям оценивать современный урок, как лучше анализи­ровать его эффективность и качество?

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критери­ев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем:

1) проанализировать само построение учебного процесса на уроке;

2) выявить оптимальность задач;

3) определить рациональность избранного учителем содержа­ния урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на со­поставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов ор­ганизации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Основной же задачей при этом является поиск резервов по­вышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех

аспектов урока.

Краткий - с целью достижения основных целей и задач.

Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Аспектный - в единстве и взаимосвязи отдельных элементов

урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

1) дидактический;

2) психологический;

3) методический;

4) организационный;

5) воспитательный и т. д.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие много­численных схем анализа урока, в которые могут быть внесены сле­дующие основные положения.

С этой целью можно предложить несколько схем анализа и са­моанализа урока, лист наблюдения урока.

План собеседования с учителем перед посещением урока

Примерные вопросы:

- Как запланирована мотивация мыслительной деятельности

учащихся?

- Каким путем учитель планирует изложение нового материа­ла: путем описательного или доказательного объяснения?

- Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и раз­вивать в процессе изучения нового?

- Как организуется деятельность учащихся?

- Где и как будут формироваться умения, специфические для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов?

- Какова связь теоретического материала урока с письменны­ми, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?

- Какие дидактические материалы подготовлены к каждому

уроку?

- Роль и место ТСО, наглядных пособий на всех этапах уроков.

Лист наблюдения урока (анализ содержания)

Ф. И. О. учителя______________Предмет_________

Дата_________Класс________

Тема урока____________________________________


Требования к деятельности учителя




Требования к работе учащихся




1

2

3

4

1. Начало урока




1. Внимание учащихся

на различных этапах урока:

а) в начале

б) в середине

в) в конце




2. Повторение и проверка знаний









3. Теоретический уровень изложения:

а) научность

б) логичность

в) систематичность

г) последовательность

д) доступность














2. Активность учащихся:

а) при опросе

б) при изучении

в) при закреплении







































3. Интерес к теме




4. Раскрытие темы




4. Прочность а) знаний б)умений в) навыков




5. Отбор материала









6. Организация внимания









7. Воспитательная сторона урока













5. Самостоятельность суждений



8. Использование ТСО, наглядности, дидактиче­ского материала




6. Отношение к учителю








7. Культура труда



9. Индивидуальный подход




8. Речь




10. Эмоциональность рассказа




9. Вопросы к учителю




11. Педагогический такт




10. Самоконтроль




12. Речь




И. Дисциплина:

а) готовность к уроку

б) во время урока

в) во время самостоятельной работы

г) во время объяснения

д) во время дачи д/з

е) реакция на звонок




13. Расчет времени









14. Организация самостоя­тельной работы:

а) содержание

б) методика



















15. Объективность









16. Домашнее задание









17. Предложения и советы










18. Мнение учителя, про­водившего урок











Лист наблюдения урока

(анализ содержания)

Ф. И. О. учителя______________Предмет_________

Дата_________Класс________

Тема урока___________________________________-

Оборудование урока




1

2

- Какие средства обучения использовал учитель




- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО




- Как подготовлена классная доска к уроку




Тип и структура урока:




- Какой тип урока избран




- Место урока в системе уроков по данному разделу




-Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками




- Каковы этапы урока, их последовательность, логиче­ская связь




- Соответствие структуры данному типу урока




- Как обеспечивалась целостность и завершенность урока




Содержание урока:




- Соответствует ли содержание программе, задачам урока




- Формированию каких знаний, умений, навыков он способствует




- С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и за­креплялись на уроке




- Как материал урока способствовал развитию творче­ских сил и способностей учащихся




- Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались




- Как осуществлялись межпредметные связи




- Соблюдались ли внутрипредметные связи




-Способствовало ли содержание урока развитию ин­тереса к учению




Лист наблюдения урока

(анализ реализации принципов обучения)

Ф. И. О. учителя______________Предмет_______

Дата_________Класс________

  1   2   3