Главная страница

Анализ деятельности учителя русского языка и литературы по результатам работы в 2013-2014 уч г. Цели и задачи педагогической деятельности. С сентября 2013-2014 учебного год


Скачать 117.97 Kb.
Название Анализ деятельности учителя русского языка и литературы по результатам работы в 2013-2014 уч г. Цели и задачи педагогической деятельности. С сентября 2013-2014 учебного год
Дата 01.03.2016
Размер 117.97 Kb.
Тип Анализ

Анализ деятельности

учителя русского языка и литературы

по результатам работы в 2013–2014 уч. г.
Цели и задачи педагогической деятельности.

С сентября 2013-2014 учебного года преподавала русский язык и литературу в 7 «В» , 8 «Б» классах (КРО).
В центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;

2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;

3) изучать и распространять опыт работы по организации продуктивной работы в дистанционной среде обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
Знания, умения и навыки учащихся полностью соответствуют требованиям учебных программ. 

Для достижения всеми учащимися базового уровня на уроках и во внеурочное время я использовала следующие методы, приемы и формы обучения: репродуктивные, поисковые, частично-поисковые, эвристическая беседа, ролевые игры, метод диалогичности, метод «погружений», проектно-исследовательский метод; индивидуальная, групповая, парная, коллективная, самостоятельная работа и др.  Были поставлены задачи:

-строить уроки с соблюдением современных требований к практической направленности обучения русскому языку в школе;

-обучение комплексному анализу, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений;

- введение в систему преподавания педагогических технологий: изменение структуры урока путем выдвижения на передний план целеполагания и мотивации ученической деятельности на каждом этапе.

В настоящее время работаю в 7, 8 классах. Классы небольшие, но состав их неоднороден. Большинство детей из «трудных» семей, где они предоставлены самим себе, где нет контроля и некому оказать помощь в приготовлении уроков. Детям трудно грамотно выражать свои мысли, в речи зачастую отсутствует логика, ясность, выразительность. Поэтому моя роль как учителя - на всех уроках создавать для учеников атмосферу заинтересованности в изучении предмета, доверия учеников к учителю и друг другу, т.к. основная работа переносится в класс. Для создания таких условий руководствуюсь принципами:

1.принимать ребенка таким, какой он есть;

2.нести полную ответственность за него;

3.не оставаться равнодушным к его победам и неудачам;

4. поддерживать и помогать ребенку в трудной ситуации.
Главную цель своей работы вижу в следующем:

-формирование высоконравственной личности,

- обучение детей осознанному чтению, письму, правильной речи,

- привитие учащимся ответственного отношения к учебе.

Исходя из данной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
1.формировать у учащихся навыки грамотного письма,

2.развивать у детей основные виды речевой деятельности

4.развивать у детей творческие способности;

5.создавать на уроках условия для сотрудничества учеников и учителя;

6.совершенствовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

При обучении русскому языку придерживаюсь следующих принципов:
1.доступность изложения материала,

2.учет индивидуальных особенностей учащихся и развитие самостоятельности, 3 . 3.развивающая направленность обучения,

4.повышение уровня сознательности чтения, речи.
При отборе содержания учебного материала учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: природные задатки, личностные качества, настроение. Так как у большинства моих детей неустойчивое внимание, в свои уроки обязательно включаю игровые элементы познавательного характера на всех этапах урока. Применяю следующие виды работ:

- работа с учебником;

-работа с различными словарями;

-применение плакатов, таблиц;

-работа с карточками по изученной теме.

Во всех классах осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.  Большое внимание уделяла одной из актуальных проблем методики - системе учета знаний, умений и навыков учащихся.

С помощью контроля знаний устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения программного материала. Система учета знаний помогала мне корректировать деятельность школьников и способы руководства этой деятельностью: давала индивидуальные задания ученикам, дополнительно объясняла материал, проводила вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщала факты, противоречащие неверному суждению, помогала выработать правильный способ рассуждений.
Имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, обосновывала выбор различных форм организации обучения, вносила коррективы в его методы.

Система ежедневного контроля знаний, умений и навыков школьников помогала мне выявить уровень обученности учеников на каждом уроке, успешной организации дифференцированного обучения, нормализовать учебную нагрузку.
Итоги успеваемости за 2013-2014 учебный год


Предмет

Кл.

К-во


«5»

«4»

«3»

«2»

Усп-ть

(в %)

Кач-во

зн.

Русский язык

7 «в»

10

0

3

7

0

100

30

Литература

7 «в»

10

0

4

6

0

100

40

Русский язык

8 «б»

12

0

4

8

0

100

42

Литература

8 «б»

12

1

4

7

0

100

42


У учащихся, получивших «4» и «3» есть резервные возможности для успешной работы в следующем году.

В 7 «В» классе (КРО) программный материал изучался по учебнику М.Т. Баранова, который считает, что главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание. Структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями языка, наблюдением за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. В течение года школьники учились видеть красоту русского языка путем анализа предполагаемых текстов учебника, находя в них эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Уделяли внимание, звуковой стороне речи, используя прием звукобуквенных ассоциаций и развитию ассоциативного мышления как обязательного элемента урока.

Дети старательно работали на всех уроках русского языка, хотя не всегда материал усваивался глубоко: приходилось много раз повторять разные разделы языка с тем, чтобы новый материал был усвоен прочно. Удались уроки по лексике и фразеологии, отдельные уроки по орфографии, морфологии и словообразованию.

С интересом изучали темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие». Интересно проходили уроки по культуре речи. Понравились ребятам уроки по разделу языка «Лексика и фразеология. Фразеологизмы», «Словообразование».

В 8 «Б» классе (КРО) программный материал изучался по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой Учащиеся работали на всех уроках русского языка. С интересом изучали темы «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения», «Простое осложненное предложение» .В новом учебном году следует обратить особое внимание на изучение темы «Синтаксический разбор предложения с однородными членами» и «Вводные и вставные конструкции».

Программный материал по литературе изучали в 6 «В» классе (КРО) и 8 «Б» классе (КРО )по учебнику Г.С. Меркина в 2-х частях. Ученики с интересом изучали Мифы Древней Греции и Мифы древних славян, знакомились с библией. По произведениям русских писателей и поэтов готовили рефераты, тесты, учили и с желанием читали наизусть стихи.

На уроках литературы делали подробный анализ изучаемых произведений. Использовались различные методы и приемы (ролевые уроки, уроки - путешествия, диспуты и т.д.).

На уроках литературы использовала такие методы и приёмы, которые позволяли выявить и развить впечатление учащихся о прочитанном произведении: выразительное чтение, пересказ отдельных глав, словесное рисование, беседу о роли героев в раскрытии идейного содержания произведения, слово учителя, анализ отдельных эпизодов, сообщения, сочинения, чтение отрывков и стихотворений наизусть, письменные ответы на вопросы, также применяла средства изобразительного искусства и музыки. Уроки русского языка и литературы проводила в соответствии с составленным тематическим планированием. Теоретическая и практическая части учебной программы выполнены в полном объеме.
Мною в течение учебного года были разработаны специальные задания, тесты, карточки различного уровня сложности для «слабых» и «сильных» учащихся. 

  На каждом уроке дети получали домашнее задание, которое, как правило, состояло из устных и письменных упражнений, как по русскому языку, так и по литературе. Проверка домашней работы осуществлялась по-разному: это и взаимопроверки, и ролевая игра «учитель – ученики», и традиционная форма. Уже несколько лет я использую в качестве проверки учебного материала блиц-опрос учащихся. Требую от учеников систематического выполнения в рабочих тетрадях работы над ошибками. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

На этапе объяснения нового материала часто практиковала самостоятельную проработку учащимися учебного материала, прибегая к поисковому, частично-поисковому и проектно-исследовательскому методам. Для каждого класса в течение года были разработаны проверочные работы, тесты, итоговые и срезовые контрольные работы по темам, как по русскому языку, так и по литературе. 

Нередко я использовала на уроках приемы занимательности, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Так, в 7-в классе на уроках русского языка и литературы практиковала такие формы работы, как викторина, лингвистическая игра.

В учебном процессе использовала новые информационные технологии.

ИКТ использовала для моделирования урока, для контроля и учёта базовых знаний

обучающихся и во внеурочной деятельности. 
  Во многом благодаря индивидуальной работе с учащимися и дифференцированному подходу, некоторые ребята, требующие особого внимания, смогли повысить уровень обученности по русскому языкув течение года. (Кулинич Д. 7 в класс- 2 четверть, Бузиков Н. 8 б класс)

Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Используя современные компьютерные технологии, провожу традиционные школьные мероприятия:

  • предметные недели

  • неделю театра

  • игры:

    • «Колесо литературы»

    • «Что? Где? Когда?»

    • конкурс знатоков русского языка

  • литературные гостиные


Взаимодействие с родителями.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы обращалась к классным руководителям с просьбой пригласить родителей учащихся ко мне на беседу. Во время разговора с родителями старалась объяснить наши проблемы, рассказала и показала структуру УМК. Подробно объясняла, как готовить домашнее задание, приглашала посетить уроки. С теми родителями, кто не смог подойти в назначенное время встречалась в индивидуальном порядке. После этих встреч в 6 «в» классе наметилась тенденция к улучшению.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, старалась найти подход к каждому.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. 

В течение года я выступала по вопросу обмена опытом на МО учителей русского языка и литературы по теме самообразования: «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка ». По данному вопросу изучен обширный теоретический материал, сделана подборка справочного материала: по русскому языку для 5 - 11 классов в виде опорных схем, таблиц, алгоритмов.

Выступала с докладом: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку» (ноябрь 2013 г.), разрабатывала рабочие программы по русскому языку и литературе, посещала уроки у коллег, оформляла стенды в кабинете 112 каб. В феврале 2013г.провела открытый урок литературы в 8 классе по теме: «Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького».

За учебный год опубликовала пять печатных работ в Социальной сети работников образования: nsportal.ru

Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9cc1e367e3edf5f00027a

1. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9cd9d367e3edf5f000302

2. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9ce23367e3edf5f00032d

3. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9cea3367e3edf5f00035a

4. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9ceec367e3edf5f00037d

5. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9d0ff367e3edf5f000436

Две печатные работы на сайте Учебно-методический портал: http://www.uchmet.ru/

Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9d2f2367e3edf5f0004f1
1.Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9d25e367e3edf5f0004c3

2. Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9d2b2367e3edf5f0004dc
К уроку.ru. http://www.k-yroky.ru/

Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9db7f367e3edf5f0007d7
ПроШколу.ру http://www.proshkolu.ru/user/shatalovairina/

Ссылка на этот скриншот: http://screeny.ru/52a9de5d367e3edf5f0008e0
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества :http://www.openclass.ru/node/59040


Проблемы, которые я вижу в своей работе:


  1. Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся.

  2. Поддержание познавательного интереса к предметам русского языка и литературы.

  3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными детьми.

  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.


Перспективы в работе:

    1. Формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в творческих условиях.

    2. Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания русского языка и литературы.