Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся. Объект изменений |
 Скачать 75.8 Kb. |
Тема «Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности»
Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
Объект изменений: процесс формирования познавательных интересов учащихся
Предмет изменений: подбор и использование заданий для формирование познавательного интереса к математике во внеурочной деятельности.
Понятийный аппарат:
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях.[20]
Олимпиадные задачи в математике — термин для обозначения круга задач, для решения которых обязательно требуется неожиданный и оригинальный подход.[21]
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.[22]
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.[23]
Анализ ресурсов: умк , интернет, интерактивная доска с ПО, ноутбуки
Цель: формирование познавательных интересов по математике во внеурочной деятельности по средствам решения олимпиадных задач
Задачи:
Изучить и проанализировать методическую литературу по созданию программы.
Разработать
Отработать пакет педагогических методик
Разработать программу внеурочной деятельности
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса «А», 6 класса «В» ГБОУ СОШ с. Утевка м.р. Нефтегорский
Срок реализации проекта: сентябрь 2014 года – май 2015 года
Этапы реализации проекта (сроки)
Этапы проекта
| Сроки исполнения
| Задачи этапа
|
| 1. Подготовительный
| Сентябрь - 2014г
| 1. Изучить опыт коллег
2.Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме.
3.Изучить литературу по подготовке к математическим олимпиадам
4. Диагностика психолога
|
| 2.Основной
| Октябрь 2014 г-
Апрель 2015г
| 1. Осуществить апробацию программы
2. Оценить промежуточные результаты.
|
| 5.Итоговый
| Май 2015
| 1. Анализ деятельности
2. определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
|
|
Основные направления реализации проекта:
Основные направления: консультативные, диагностические
Механизм, средства и способы реализации проекта:
№
| Содержание работы
| Форма реализации
| Целевая группа
| Сроки
| 1.
| Диагностическая
| Тест
| 6-7 кл.
| Сентябрь 2014
| 2.
| Практика – ориентированная
| Тест
| 6-7 кл.
| Октябрь 2014 – апрель 2015
| 3.
| Аналитическая
| тест
| 6-7 кл.
| Май 2015
|
|
|
|
|
| Ожидаемые результаты проекта:
- создание банка олимпиадных задач по математики, исследовательских и творческих работ;
- увеличение доли обучающихся, участников олимпиад, НПК на различных уровнях;
- увеличение числа победителей в предметных олимпиадах, НПК.
Критерии оценки результатов реализации проекта:
Критерии и показатели формирования учебно-познавательной компетентности:
Критерии
| Показатели
| Достижение заданного качества
образования
| познавательные умения (умения распознавать виды текстовых задач и др.);
| Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся
| умение самостоятельно получать знания из различных источников информации;
умение выделять главное из потока информации;
| Личностные достижения обучающихся
| рост творческих достижений (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);
развитие интеллектуально-логических способностей (умение предложить несколько способов решения задачи)
|
Способы представления результатов: портфолио обучающегося, таблица результатов обучающихся, диаграммы результатов
Ресурсное обеспечение: умк , интернет, интерактивная доска с ПО, ноутбуки, для реализации проекта потребуется дополнительное финансирование, т. к. не которые олимпиады, конкурсы платные
Список использованных источников и литературы (включая Интернет - ресурсы):
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. -Волгоград: «Учитель», 2007г.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.- Саратов: «Лицей», 2002 г.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. -М.: «Панорама», 2006 г
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. -М.: Академкнига/Учебник, 2002 г.
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. -М.: Посев, 2003г. С.128.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. -М.: «Вако», 2004 г.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы.- М., 2004 г.
Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки.5-8 классы.- М.:ВАКО, 2015г. – 176С. – (Мастерская учителя математики)
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.-М.: «Грамотей», 2004г.
Белошистая А.В. Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника. / Начальная школа. Плюс до и после. 2001, №7.
Бура М. Как научиться решать задачи // Начальная школа, 2002, № 9.
Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. – М., “Лайда”, 1993.
Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1-4 классы). – М., “Первое сентября”, 2003.
Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004.
Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.
Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.
Смирнова В.В. Упражнения на развитие логического мышления при решении задач. // Начальная школа. Плюс до и после. 2003, №4.
Тонких А.П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов. // Начальная школа. Плюс до и после. 2002, №7.
Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. – 448с.
Петраков И.С. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.- 96с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
Сайт Меташкола [Электронный ресурс] http://metaschool.ru/
Сайт Центра развития одаренности [Электронный ресурс] http://xn--80ajjpgff2a1byc.xn--n1adr.xn--p1ai/
Сайт Инфоурок [Электронный ресурс] http://infourok.ru/matematika.htm
Сайт[Электронный ресурс] http://mathkang.ru/
|
|
|