Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе |
 Скачать 218.43 Kb. |
5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
5.1. Структура методической системы педагога:
- цель:
Поиск и внедрение эффективных методических приёмов и средств, формирующих универсальные способности познания культуры: мыслительные, художественно-образные. Главным становится вопрос не ЧТО преподавать, а КАК, чтобы вырастить человека культуры – думающего и чувствующего. В течение ряда лет я создаю методическую систему, в классификации Смыковской Т.К. получившая дефиницию «творческая». В данной модели ведущими становятся цели-ценности (Я, ЧЕЛОВЕК, МИР), а основными методами эвристическо-исследовательские. Она способствует расширению содержания предмета, осуществлению межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными. Осуществляется возможность деятельностного подхода, формирование коммуникативной, художественной компетентностей.
содержание:
Основное содержание заложено в методической базе Н.И. Киященко (один из основоположников творческого подхода в изучении МХК), В.Г.Маранцмана (первым создал программу по МХК интегрированного характера).
Изучение мировой художественной культуры, где спектр понимания направлен в первую очередь не на энциклопедичность знаний и запоминания готовых культурных формул, а на развитие и углубление «в себя», предполагает особую режиссуру урока. Урок МХК – это действо, где предполагается встреча ученика и художественной ценности, где состоится (или не состоится) встреча с автором. Педагогической доминантой содержания становится следующая: от разума познающего – к разуму диалогическому, т.е. осознание «бытия» как «со-бытия»: «Я» с другими людьми, с миром, с произведением культуры. УРОК МХК (УРовень Овладения Культурой) – это овладение системой ценностей. Я выделяю три уровня вхождения в мир культуры:
где на первой ступени происходит эмоционально-образное восприятие художественного образа, на втором – культурное калькирование, т.е.
«считывание» информации и, наконец, на третьей – интерпретация – включение в новые контексты и открытие новых смыслов. Настоящая методика не противоречит, а логически встраивается в систему эстетического восприятия художественного образа: на первом подуровне зарождаются метафорические отношения, далее – реконструкция авторского послания, и, наконец, - собственная модель мировидения. Происходит смена субъектно-объектных позиций, которая определяет способ формирования ассоциация ситуации, способствующей решению проблем, связанных с социальной адаптацией ребёнка.
калькирование интерпретация Директор школы В.В.Ростова
- методы и средства:
● дискуссионные, проектно-исследовательские, эвристические.
● активно используются такие средства как «ментальные карты», «индивидуальные образовательные маршруты», семинары, творческие мастерские, решение проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры.
- организационные формы
инновационные: видеолекция, мультимедиа лекция, консультации, задачи-ТРИЗ, творческие проекты, исследовательские проекты;
традиционные: контроль за качеством ЗУН 5.2. Наличие методических публикаций, авторских учебников, учебных пособий по профилю педагогической деятельности (за последние 5 лет)
№ п/п
| Форма
| Уровень
| Тематика с указанием года
| Выходные данные
| Место издания
| Название
издательства
| Год издания
| 5.2.1
| Наличие учебно-методических публикаций по профилю педагогической деятельности
( за последние 5 лет)
Директор школы В.В.Ростова
Директор школы В.В.Ростова
| -Всероссийский
- Региональный
Муниципальный
Указаны публикации только за последний год
| Аромат солнца в искусстве символизма.
Мотив крика в искусстве.
Новые технологии преподавания МХК в образовательном пространстве.
Герменевтические аспекты преподавания гуманитарных дисциплин в образовательном пространстве
Музейная педагогика: новый взгляд на образование.
Уроки в музее.
Человек – памятник…
Художественный образ как основание художественного общения школьников.
Художник стихии
(Урок-проект в 11 классе).
«Тайна «Тайной вечери» (урок сопоставительного анализа в 11 классе).
Художественная коммуникация в дискурсном пространстве.
Мотив слезы в искусстве.
«Пороги» жизни (сценарий классного часа).
«Роль классного руководителя в жизненном сценарии ребёнка»
Урок МХК как дискурс о дискурсе.
«Я»-не-«Я» как личность школьника в интерпретационном пространстве. Структурирование учебного материала по МХК в аспекте системного подхода. Концепция образовательного пространства МХК в духовно-нравственном воспитании школьников. Дети и война в произведениях искусства. Современный учитель: имидж, статус, призвание
| Москва
Москва Москва
Обнинск
Москва
Москва
Москва Санкт-Петербург Москва
Москва
Обнинск
Москва Москва
Москва Ярославль
Ярославль
Ярославль
Ярославль
Рыбинск
Рыбинск
| ИД «Первое сентября» ИД «Первое сентября»
Московский институт развития
образования Центр развития образрвания, науки и культуры «Обнинский полис» Ж. «Дополнительное
образование и воспитание»
Ж. «Школьные технологии»
ИД «Первое сентября»
Из-во
«Академия»
ИД «Первое сентября» ИД «Первое сентября»
Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»
ИД «1 сентября» Ж. «Этическое воспитание» Из-во Центра проблем воспитания
ФГНУ «ЦПВ и СППДМ» ЯГПУ
ЯГПУ
ЯГПУ
ЯИРО
Департамент культуры и спорта
МОУ ДПОС «Информационно-образовательный центр»
| 2005
2005 2005
2005 2006
2006
2006 2007 2007
2008
2008
2009 2009, №2
2009 2005
2006
2008
2009
2009
2009
| 5.2.2
| Наличие авторских учебников, учебных пособий по предмету (за последние 5 лет)
Директор школы
| Методическое
пособие для учителей В.В.Ростова
| Художественный образ как основание художественного общения школьников.
| Рыбинск
| Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», - 128с.
(Тираж – 500 экз.)
| 2008
| 5.3. Разработка и реализация авторских образовательных программ, прошедших экспертизу (имеющих оценку внешних экспертов) за последние 5 лет
Наименование образовательной программы
| ФИО эксперта, наименование организации, осуществлявших экспертизу
| Музейная педагогика.
Новые тенденции в преподавании МХК в школе.
Концептуальные основы преподавания русского языка под редакцией С.И.Львовой.
«Мир через музейный экспонат»
| Овсянников С.Н. (РГИА и ХМЗ), г. Рыбинск
Куватов З.М. (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), г. Ярославль
Дроздецкая Н.И. (МОУ ДППО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск);
Ванслова Е.Г. (Московский институт развития образования, Всероссийский Центр музейной педагогики г. Москва)
| 5.4. Распространение собственного опыта за последние 5 лет
Форма
| Уровень
| Дата (период)
| Тематика
| 5.4.1. Выступление с докладами на семинарах, конференциях
Директор школы В.В.Ростова
Директор школы В.В.Ростова
Директор школы В.В. Ростова
| - Всероссийский
- Региональный
- Муниципальный
| апрель 2005 год;
апрель 2006 год;
ноябрь 2006 год;
ноябрь 2007 год;
ноябрь 2008 год.
март 2009 год
февраль 2009 год март-апрель 2009 год.
май 2009 год. 22 января 2010 год. октябрь 2005 год; ноябрь, 2007 год;
март 2006 год;
декабрь 2007 год. декабрь 2007 год.
апрель 2009 год
май 2005 года;
ноябрь, 2005 год; ноябрь 2007 год;
октябрь 2008 год.
апрель 2009
апрель 2009
август 2009
февраль 2010
| «Диалог в музейном образовательном пространстве», Москва, Всероссийский семинар музейных педагогов; «Метафора в искусстве», Москва, Всероссийский семинар музейных педагогов; «Культуроведческое образование школьников в дискурсном пространстве». Москва, I Российский педагогический форум; «Преподавание МХК в условиях профилизации». Санкт-Петербург, I Международная конференция памяти В.Г. Маранцмана; «Воспитание гражданина средствами искусства». I Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека». Владикавказ;
«Уроки нравственности на уроках мировой художественной культуры». YIII Московский марафон учебных предметов. День классного руководителя. Москва;
«Духовно-нравственное воспитание средствами искусства». Рождественские чтения. Москва; «Уроки постижения художественного образа в развитии творческой личности». Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура». Обнинск; «Организация художественно-педагогического общения на уроках МХК как основополагающий принцип преподавания мировой художественной культуры в общеобразовательной школе». Всероссийская научно-практическая конференция «Мировая художественная культура в современной школе: проблемы и перспективы». Санкт-Петербург;
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьника. Рождественские чтения. Москва. «Кросскультурные связи в образовательном пространстве МХК», Ярославль, Педагогические чтения К.Д. Ушинского; «Концепция образовательного пространства школьной дисциплины «Мировая художественная культура» в духовно-нравственном воспитании школьников»; Региональный семинар «Усиление духовно-нравственного воспитания школьников»; Ярославль; «Дискурсное пространство культурных текстов - поле субъективизации подростка». Ярославль, Педагогические чтения К.Д. Ушинского; «Методика преподавания МХК в старших классах» (цикл лекций, мастер-классы для учителей МХК региона). Ярославль; «Внимание: Слово» (система преподавания русского языка в старших классах). Научно-практическая конференция, посвященная Году русского языка. Ярославль; «Концептуальные основы предмета «Мировая художественная культура» в духовно-нравственном воспитании». Научно-практическая конференция «Усиление духовно-нравственного воспитания». Ярославль; Открытый интегрированный урок на немецком языке «Тема природы в творчестве Г.Гейне и И.Шишкина» (совместно с учителей немецкого языка школы №20 Кужиной Т.В.), Рыбинск. «Культурные коды», Рыбинск, методическое объединение учителей МХК. «Эмпирические пути постижения художественного образа». Рыбинск, Парк открытых студий (I сессия). «Патриотическое воспитание на уроках гуманитарно-эстетического цикла». Конференция «Гражданином быть обязан…». Рыбинск. «Формирование читательских компетенций». Городская конференция специалистов детских и школьных библиотек. Рыбинск. «Книга в формировании личности ребёнка». Семинар «Формирование читательской личности ребёнка на основе современных художественных произведениях» для специалистов детских и школьных библиотек. Рыбинск. Самореализация в деятельности как фактор развития личностно-профессионального потенциала педагога. Городская августовская конференция работников образования. Рыбинск. Системность как фактор успешности работы классного руководителя. Семинар-практикум «Воспитать человека». Рыбинск.
| 5.4.2. Проведение мастер-классов для педагогов
| - Всероссийский
- Региональный
- Муниципальный
| март 2007 апрель 2008 июнь 2008 июнь 2009 в течение года
по плану ЯИРО
(с 2007 года) сентябрь 2006
ноябрь 2007
декабрь 2007
март 2008
апрель 2009
| «Учимся понимать язык искусства» (марафон предметов. День МХК. Москва)
«Как понимать искусство авангарда?» (школа 642 г.Москва в рамках Всероссийского семинара музейных педагогов)
«Общение-образ и образ общения» (Летний турнир юных исследователей. Геленджик)
Тайны обманчивых образов («Это не…»). Летний турнир «Эврика», Краснодарский край. Кабардинка
«Хронотоп культуры»
«Мир через музейный экспонат»
«Увидеть в капле океан» (герменевтика на уроке МХК) «Искусство как метапредмет».
«Снежная» тема в искусстве.
Как изучать категорию времени в искусстве?
Методы сопоставительного анализа на уроке.
Миф и символ как основные концепты культуры
| 5.4.3. Организация дистанционных олимпиад, конференций, интернет-семинаров
| Организую интернет-семинары для детей, которые длительное время не посещают занятия по болезни
| по необходимости
| «Тайна «Чёрного квадрата» (Опыт отражения в искусстве)
| 5.4.4. Проведение занятий на курсах повышения квалификации Директор школы В.В. Ростова
| Всероссийский
Региональный
Муниципальный
| март 2009
ежегодно, начиная с 2007 года
апрель 2010
| Педагогическое сопровождение в организации летнего отдыха детей. Москва. Академия повышения квалификации
педагогических работников.
Курсы повышения квалификации учителей литературы., мировой художественной культуры. Ярославль. ЯИРО Курсы повышения квалификации учителей мировой художественной культуры Рыбинского района. Рыбинск, школа №21
|
|
|
|
| 5.4.5. Руководство творческими группами педагогов
|
| 2005-2006 2007-2008
С 2003 по 2007;
С 2009
| Спецкурс «Музейная педагогика» (для учителей города Рыбинск)
Творческая группа «Новые тенденции в преподавании МХК» (для учителей гуманитарно-эстетического цикла города Рыбинск и Рыбинского района) Руководитель методического объединения учителей МХК города Рыбинск
| 5.4.6. Обмен опытом работы, методическими рекомендациями с коллегами в сетевых сообществах
Директор школы В.В. Ростова
|
| Постоянно
Постоянно
| «Сеть творческих учителей»
http://www.it-n.ru/
ИД «Первое сентября» -
Mark Sartan
Из-во «Мнемозина» -
Ж. «Классный руководитель» -
"Ольга Леонтьева (SPO)"
Кафедра культурологического образования (Коробкова Е)
"Кафедра культуролог. образования"
Центр школьников «Олимп», г.Ярославль
Олимп
Дворец детского творчество на Воробёвых горах
[email protected]
школа №33 г. Владикавказ
[email protected]
Соколова Ольга Николаевна – Ростов, учитель МХК
Методические материалы (уроки, выступления, итоги конкурсов, исследования) размещены на следующих сайтах:
lit. 1september.ru (конспекты уроков)
www.patriarchia.ru (доклады на Рождественских чтениях)
www.pedsovet.ru (мои комментарии как члена жюри в конкурсе «Учитель года России» в 2009 г)
www.lib/ua - ru.net/ (материалы диссертационного исследования)
www.future4you.ru (доклады и выступления на Всероссийских педагогических форумах )
depedu.yar.ru (материалы конкурса «Учитель года России» в 2008 году – описание методической разработки)
| 5.4.7. Поддержка контакта с авторами учебников, методистами, создателями программных средств
|
| С 2003 года
С 2006года
С 2006 года
С 2008 года
| Автор учебников по литературе, рабочих тетрадей для гуманитарного образования, профессор Санкт-Петербургского университета, доктор педагогических наук Маранцман Елена Константиновна (апробирую приёмы работы с текстом); Научный сотрудник РАО НИИ семьи и воспитания, доктор педагогических наук Евладова Елена Борисовна (по вопросам воспитания)
Автор учебника по МХК кандидат искусствоведения Емохонова Любовь Георгиевна (обсуждение методики преподавания предмета)
Автор учебника по МХК, кандидат педагогических наук Данилова Галина Ивановна (обсуждениепреподавания трудных тем)
| 5.4.8. Он-лайн и офф-лайн взаимодействие с учащимися других учебных заведений и со специалистами (учёными, писателями, журналистами)
Директор школы В.В. Ростова
|
| Начиная
с 2003 года,
в постоянном режиме
2005 год
| Учёными:
Сартан М.Н., Прохватилина Л.В., Ванслова Е.Г. (Москва);
Маранцман Е.К., Валицкая А.П., Коробкова Е.Н. (Санкт-Петербург);
Лётина Н.Н., Злотникова Т.С. (Ярославль)
Журналистами:
Кургановой Маргарита Сергеевна – «Учительская газета»;
Леонтьевой Ольга Милославовна – «Классное руководство» ИД «Первое сентября»;
Лушагина Ирина Васильевна – ж. «Дополнительное образование и воспитание»;
Сартан Марк Наумович – гл. редактор «Искусства» ИД «Первое сентября»;
Лизинский Владимир Михайлович – ген. директор изд-ва «Педагогический поиск».
Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», где в личном кабинете размещена информация об участии в мероприятиях ИД. Клубная карта №203 626 114
|
5.5. Наличие званий, государственный и ведомственных наград (за последние 5 лет)
Год
| Сведения о награждениях
| Примечание
| 2005
|
|
| 2006
| «Ветеран труда»
| Уд. от 27 октября 2006
| 2007
|
|
| 2008
| Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»
| Приказ Минобрнауки от 03.2008 №1316/к-н
| 2009
| Медаль «За вклад в развитие образования»
Директор школы В.В. Ростова
| Уд. №47
| 5.6. Наличие грамот и благодарностей
Год
| Сведения о награждениях
| Примечание
| 2005
| Почётная грамота департамента образования администрации Рыбинского муниципального округа Благодарственное письмо Дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Благодарственное письмо Начальника отдела дополнительного и профессионального образования ДДОМ г. Рыбинск
| Дипломант краеведческих чтений За активное участие
За подготовку команды-победителя смотра-конкурса школьных пресс-центров
| 2006
| Почётная грамота Минобрнауки (победитель конкурса учителей «Лучшие учителя России»)
Благодарственное письмо Дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России
| ноябрь 2006 За активное участие
| 2007
| Почётная грамота Департамента образования г. Рыбинск и Центра ДО детей «Молодые таланты»
Почётная грамота Департамента образования г. Рыбинск
Благодарственное письмо МОУ ДПО «Информационно-образовательного Центра» г.Рыбинск
Благодарственное письмо Дирекции Национальной образовательной программы
«Интеллектуально-творческий потенциал России
| За подготовку призёра конференции памяти А.А. Ухтомского
Приказ №01-03/121-04
Сентябрь 2007 За активное участие
| 2008
| Почётная грамота Общества многодетных матерей России
Сертификат «Лучшие люди города» в номинации «Лучший учитель» г.Рыбинск
Благодарственное письмо Дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России
| ноябрь, Владикавказ,
за самое нравственное мероприятие к рамках Всероссийского конкурса
декабрь, Рыбинск За активное участие
| 2009
| Почётная грамота Департамента образования г. Рыбинск
Почётная грамота Департамента культуры г.Рыбинск (ДК «Слип»)
Благодарность Департамента образования Ярославской области Благодарственное письмо Дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России
| май 2009
ноябрь 2009 (Победитель творческого конкурса учителей, посвящённого 195-летию М.Ю. Лермонтова)
Приказ от 11.01.2009 №02-03/1
За активное участие
|
Примечание
В течение 6 лет являюсь областным экспертом по мировой художественной культуре.
На протяжение 7 лет вхожу в состав жюри очного этапа муниципального тура конкурса «Учитель года России».
В ноябре 2009 года входила в состав междисциплинарного жюри финала конкурса «Учитель года России» в 2009 году (член жюри в номинации «Классный руководитель».
Директор школы №35 В.В.Ростова
5.7. Дополнительная аналитическая информация
Важнейшим критерием и одновременно катализатором педагогического роста является самореализация личности. Применительно к профессии педагога – это чувство удовлетворённости (нужности, полезности), Это фундамент, позволяющий реализовать свой потенциал, это внутренняя мотивация на новый успех. Это путь из сегодня – в завтра. Далеко не второстепенной характеристикой личностной зрелости является профессиональное самоопределение и потребность в достижении результата.
Идея «непрерывного образования» через повышение квалификации – следующее условие самореализации, это важная точка роста учителя. Придя в школу 32 года тому назад, я и сегодня продолжаю учить и учиться, потребность в новых знаниях ощущаю вместе с детьми и коллегами. И только тогда испытываю радость, когда мои знания, мой опыт оказывается востребованным другими. Отсюда определила несколько интеллектуальных векторов передачи знаний:
Количественный показатель (число обучавшихся педагогов: пассивная форма – активная форма
-
Около 450 350/100
|
| Около 700
580/120
|
| Около 1500
1200/300
| 2006-2007 2007-2008 2008-2009
Директор школы В.В.Ростова |
|
|