|
3. 24, 25 "Азотная кислота"
|
 Скачать 52.52 Kb.
|
3.24, 3.25 "Азотная кислота"
Задачи урока:
-
Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
-
На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
-
Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
-
Дать представление об областях применения азотной кислоты.
Оборудование и реактивы:
-
азотная кислота (конц. и разб.),
-
лакмус, оксид меди (II),
-
хлорид меди (II),
-
гидроксид натрия, карбонат натрия,
-
медная проволока,
-
химические стаканчики,
-
колба.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приложение.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)
2. Контроль ЗУН.
Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):
Вариант № 1
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
Ответ:
Вариант № 2
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NH4NO3
Ответ:
3. Формирование новых знаний.
Знакомлю учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 8):
I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты;
II. Характеристика азотной кислоты;
III. Химические свойства;
IV. Применение.
I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты
Демонстрирую учащимся азотную кислоту, рассказываю о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи
(слайд № 9,10):
-
Агрегатное состояние - жидкость;
-
Цвет - отсутствует;
-
Запах - едкий, кислотный;
-
Растворимость в воде - хорошая;
-
"Дымит" на воздухе;
-
"Особые приметы":
при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
II. Характеристика азотной кислоты
Даю учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты
(слайд № 11):
1. По основности: 2. По содержанию кислорода:
-
кислородсодержащая
3. По растворимости в воде: 4. По стабильности: 5. По летучести: 6. По степени диссоциации: III. Химические свойства
1. Свойства HNO3 как электролита.
Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее последовательно демонстрирую: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)
Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:
а) с оксидами металлов:
-
CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
-
CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
б) с основаниями:
-
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
-
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
в) с солями:
-
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
-
CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
2. Окислительные свойства азотной кислоты
Рассказываю об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами, и демонстрирую взаимодействие HNO3 с медью (используются кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Акцентирую внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13-14):
Взаимодействует с металлами:
-
K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
-
Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
-
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
-
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
-
Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2
IV. Применение азотной кислоты.
Обсуждается слайд № 15
Области применения азотной кислоты:
-
Производство азотных удобрений;
-
Производство взрывчатых веществ;
-
Производство красящих веществ;
-
Лекарственные препараты;
-
Синтез различных химических веществ;
-
Полимерные материалы (пластмассы)
4. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 16 - 17:
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
-
Твердое агрегатное состояние;
-
Хорошая растворимость в воде;
-
Отсутствие запаха;
-
Желтый цвет;
-
Разлагается на свету с выделением азота;
-
"Дымит" на воздухе.
2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:
-
SO2
-
H2
-
ZnO
-
Ca(OH)2
-
HCl
-
Na2SiO3
-
Ag
3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
5. Подведение итогов.
Слайд № 18
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
6. Домашнее задание с комментариями. Выучить параграф 27, Выполнить задания №5 стр.158
|
|
|