Главная страница

1. Публичное представление собственного инновационного опыта


Скачать 74.91 Kb.
Название 1. Публичное представление собственного инновационного опыта
Дата 28.02.2016
Размер 74.91 Kb.
Тип Документы

1. Публичное представление собственного инновационного опыта

Великая цель образования –
 это не знания, а действия.
 Герберт Спенсер.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине XXI века - трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, т.е. школа должна готовить своих учеников к жизни.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Всему этому можно научиться еще в стенах школы при компетентностном подходе к преподаванию тех или иных предметов. Именно с 2009 года я работаю над проблемой «Использование компетентностного подхода с применением новых технологий на уроках русского языка и литературы».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Актуальность и перспективность опыта обусловлена необходимостью создания обновленной системы образования. Современное общество вступило в новую фазу развития. Поэтому главной целью компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы является формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции.

Современный урок – это такой урок, на котором формируются

компетенции, необходимые ученику для интеграции в современную жизнь в любой точке Земли.

Практическая значимость данной проблемы заключается в использовании мною методов исследовательского характера, дискуссий, познавательных игр, интегрированных уроков с применением мультимедийных технологий и Интернета для активизации обучения, формирования необходимых учащемуся компетенций – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В современных условиях развития информационного общества (все возрастающие потоки информации, повышение требований к профильной подготовке будущих специалистов) вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного. Обществу необходим не просто энциклопедист, а специалист нового типа, т.е специалист, не только знающий ЧТО, а понимающий и умеющий, КАК и для ЧЕГО применить новые знания в выбранной предметной области, какие новые знания необходимы для решения насущных задач общества и государства. Поэтому своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, в организации целостного учебно – воспитательного процесса и в преподавании русского языка и литературы использую современные педагогические технологии и развивающие личность методы обучения.
Наличие теоретической базы опыта.

Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому потребностью сегодняшнего дня является использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе. В своей педагогической деятельности я тоже стараюсь использовать технологии проблемного и развивающего обучения, а также групповые, игровые, компьютерные, здоровьесберегающие, мнемонические технологии, тестовые формы работы и другие.

Использование данных и многих других технологий повышает у учащихся интерес к изучению предмета, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.


Ведущая педагогическая идея.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Поэтому для меня главное – создать условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, конкурентоспособной, толерантной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Оптимальность и эффективность средств.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка …».

Однако необходимость одновременно работать с обучающимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует усиления практической   направленности   изучаемого   в   школе   учебного   материала,   усвоение которого не только направлено на решение учеником конкретных практических задач, но и осуществляется именно в ходе практической деятельности. От учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать задания, чтобы обучающиеся сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые обучающимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность личности в добывании знаний, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности.

Следовательно, в настоящее время должна получить распространение педагогика сотрудничества: учитель и ученик осознаются полноправными участниками образовательного процесса.

Совершенно  очевидно,  что  в  таких  условиях  необходимо  учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся и строить процесс обучения таким   образом,   чтобы   обеспечить   усвоение   изучаемого   материала,   формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных.

Первостепенное значение имеет система работы над ошибками по русскому языку как основа формирования языковой и лингвистической компетенции у школьников. Провожу комплексную работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся с помощью дифференцированного подхода. Сильные ученики работают дополнительно по тестам или выполняют упражнения с учебника. Слабые ученики не только объясняют правописание слов, но и приводят дополнительные примеры на данную орфограмму. Составляют схемы предложений. Также дополнительно работают по тестам. Иногда использую и работу в парах – сильный помогает слабому исправить ошибки и привести дополнительные примеры.

Также систематически работаем с текстами как основами формирования компетентной личности в языкознании у школьников. Провожу комплексную подготовку к написанию творческой части единого государственного экзамена с помощью текстов и заданий проблемно- творческого характера. При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте.

Анализируем лексические средства языка, проводим наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

Существует также достаточно большое количество Интернет-ресурсов, позволяющих школьнику проявить свои способности в области языка: дистанционная олимпиада «Эйдос», Всероссийский конкурс «Познание и творчество», официальный сайт «Грамота.ру» (интерактивные диктанты, словари, образовательные инициативы - всероссийская олимпиада по русскому языку).

Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку и литературе призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.

 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

Я убедилась, что использование компетентностного подхода с применением новых технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:

- дети учатся анализировать, сравнивать,

- выделять основное,

- давать адекватную самооценку,

- быть ответственными, самостоятельными,

- умеют творить и сотрудничать,

- работать без постоянного руководства,

- проявляют инициативу,

- замечают проблемы и ищут пути их решения на основе здравых рассуждений.

Я, как педагог, помогаю раскрыться духовным силам ребёнка, учу его мыслить, прививаю навыки практических действий.

 Одним из показателей результативности считаю тот факт, что выпускники нашей школы ежегодно поступают в вузы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения не только Саранска, но и Москвы, Казани и других российских городов.
Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах (см. элект. Портфолио.), представлен на личном сайте – http://nsportal.ru|Neyasova Sh.Sh. , на школьном сайте – htth||schoolrm.ru.

Исходя из личного опыта, можно сделать вывод: компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути.

Список литературы.
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет журнал «Эйдос». 2005. 10–12 сентября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.eidos.ru/journal/2005/0910-12. htm.

2. Востриков В. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель. Монография. Томск, 2006.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

4. Каверина И. Г. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе // Интернет журнал «Эйдос». 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.

Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2005.

5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 6. С. 3–12.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. С. 253–296.

8. Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа: рос. пед. журн. 2004. № 3. С. 29–32.

9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001