Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
1 ошибки в звуковом составе слова |
 Скачать 280.27 Kb. |
Приложение. Приложение№1. Результаты констатирующего эксперимента письменной речи и мелкой моторики учащихся со сниженным интеллектом………3
Приложение№2.Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования по выявлению динамики развития письменной речи через развитие мелкой моторики………………………………………………..4
Приложение № 3. Методические рекомендации к проведению упражнений, направленные на развитие зрительно – пространственной ориентации.6
Приложение № 4. Методические рекомендации к проведению упражнений по мелкой моторики рук………………………………………………………14
Приложение№5. Виды самомассажа по развитию мелкой моторики….27
Приложение №6. Содержание комплексной работы по развитию моторных возможностей детей………………………………………………………..31
Приложение№1.Результаты констатирующего эксперимента письменной речи и мелкой моторики учащихся со сниженным интеллектом
График 1.
График 2.
1 – ошибки в звуковом составе слова
2 – лексико – грамматические ошибки
3 – графические ошибки
Приложение№2.Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования по выявлению динамики развития письменной речи через развитие мелкой моторики
График 3.
Графики 4.
Приложение № 3. Методические рекомендации к проведению упражнений, направленные на развитие зрительно – пространственной ориентации 1. Восприятие и анализ зрительного изображения.
Сюда входят задания на идентификацию контура, восприятие в затрудненных условиях, выделение фигуры из фона, симметрия. Дети учатся выделять верхнюю и нижнюю части рисунка, правую и левую стороны, и творчески перекомбинировать их (см. блок 6).
2. Задания по образцу (копирование).
Они направлены на развитие зрительного внимания и на усвоение понятий вертикали, горизонтали и их комбинации на листе бумаги: выделение левого верхнего, правого верхнего, левого и правого нижнего углов.
3. Развитие зрительно-моторной координации.
Эти умения при обучении письму, они помогают снять ригидность движений руки, которая может быть причиной дисграфии, когда ученик пишет Т вместо П, ШЕ вместо Ш.
4. Развитие связи слов - образ - графическое изображение.
Если ребенку трудно понять слова учителя, трудно представить то, о чем говорится, он не сможет выполнить и само задание.
5. Последовательности изображений.
Если ребенку трудно понять логику последовательности и спрогнозировать следующий элемент – у него будет низкая скорость чтения.
6. Развитие творческого воображения, умение перекомбинировать зрительные образы.
Приведу примеры упражнений из разных блоков.
БЛОК 1.
«Обводка трафаретов» (дырок) различных инструментов, овощей, фруктов, деревьев, цветов, птиц, рыб и т.д. с последующей дорисовкой деталей, недостающих элементов.
«Посади огород».
Берутся трафареты овощей (корнеплоды, ботва), расположенные на основе наклонно. Овощи надо посадить на грядку – горизонтальную линию посредине листа. При этом их надо расположить вертикально, так, чтобы «корешки» были под землей, а « вершки» - над землей.
«Распутай животных».
Выполняется с помощью копировальной бумаги. Дети сначала запутывают их (обводят два трафарета в одном месте), потом обводят через копирку в разные места, например, ласточку – вверху листа, щуку – внизу.
«Дорисуй инструменты».
Ребенку даются разорванные контуры пилы (не хватает зубчиков), дрели (не хватает сверла). Надо дорисовать и раскрасить.
БЛОК 2 .
«Флаги».
Ребята рисуют по образцам флаги разной степени сложности – от трехполосных – с вертикальными или горизонтальными полосками – до сложных, типа флагов Великобритании, Кубы или Панамы.
«Что в окошках»
Показывается дом с четырьмя вырезанными окнами, расположенными в два этажа. Надо скопировать дом и те предметы, которые появляются в окошках на короткое время.
«Образец по клеткам».
Кто-то придумывает образец, остальные срисовывают, и так все по очереди.
БЛОК 3.
«Ракеты и планеты»
Какая из двух ракет попадает на Марс, а какая пролетит мимо? Надо нарисовать путь, ориентируясь по антенне на носу.
«Посади пчел на цветы».
Нарисовать путь каждой пчелы к цветку.
БЛОК 4.
«картинка с ошибкой».
Ведущий диктует, что надо нарисовать. В середине листа – небольшой дом в виде прямоугольника. Наверху – треугольная крыша. На крыше слева – антенна, справа – труба. Справа от дома – забор. В левом верхнем углу – большая черная туча. Собирается дождь, поднялся ветер, и деревья слева от дома наклонились от ветра вправо. У человека за забором ветер вырвал из рук раскрытый зонтик, развернул его ручкой право и несет его прямо на дом. А теперь отгадайте, что неправильно в этой карточке.
«Картинки по названию».
Нарисовать: 1. Три звезды под месяцем . 2. Справа от дома елки, слева – березы. 3. Хозяйка связала редиску в пучки. 4. Грустный клоун выше, чем веселый. 5. Красная лента длиннее зеленой, но короче синей. 6. Маленькая собака старше большой. 7. Платье дешевле, чем кофта. 8. Восемь рыбок в трех аквариумах. 9. На верхней и нижней полках по шесть банок. 10. У табуреток на всех 12 ножек.
Эти задания развивают визуализацию, помогают представлять условия арифметических задач.
«Перепутаница»
Нарисуй: 1. По крыше едет машина. 2. У мальчика длинный пушистый хвост. 3. Лохматая чашка. 4. Рыба сидит на дереве. 5. На дубе растут вишни. 6. Зимой под елкой растут опята. 7. Осенний ветер сдувает с сосны последние листочки.
БЛОК 5.
«Собери бусинки на нитку».
Бусинки- кружки нарисованы на листе в беспорядке. Надо соединить их непрерывной линией в последовательности красная, зеленая, желтая …
«Рожицы».
Ребенок рисует в одну строчку две веселых рожицы подряд, потом грустную, потом серьезную… Затем его просят повторить эту последовательность.
«Сериации».
Надо разложить предметные картинки по какому-либо признаку в порядке возрастания: например, что ярче светит, кто выше летает и т.д.
«Словесный лабиринт». Найти правильную последовательность времен года:
весна лето зима осень
зима осень весна лето
лето зима лето весна
осень весна осень зима
«Рассказ в картинках»
Дети рисуют на отдельных листах 5-6 этюдов из сказки, например, «Пузырь, соломинка и лапоть». Ласточки перемешиваются. Надо восстановить правильную последовательность событий.
БЛОК 6.
«Необычная рыба».
Существуют рыба – пила, рыба – луна, рыба – черт. Надо придумать свою необычную рыбу.
«Над землей и под землей».
Посредине листа рисуется горизонтальная линия. Надо нарисовать как можно больше того, что бывает над землей, и того, что под землей.
«Кактус и еж».
Встретились кактус и еж. Как такое могло случиться? О чем они разговаривают?
Работа по этой программе ведется уже в течение пяти лет. Занятия проводятся с детьми из класса выравнивания, с неуспевающими. При систематических занятиях повышается познавательная активность детей.
- «Что бывает такой длины» (ширины, высоты). Загадывают предмет, показывать узкую бумажную полоску, равную его длине, ширине, высоте.
- «Куда идет зайка?» (по схемам пути, где ориентирами служат геометрические фигуры, передвигать зайку к цели);
- Найти форму в предмете» (выбирать объемные формы по плоскостному образцу).
Для анализа насыщенности цветного тона использовать дидактические игры типа:
- «Волшебная палитра» (смешивая краски, получать различные оттенки цветов).
Примерные задания:
- светлеет небо на рассвете (смешивается синяя и белая краска);
- как заходит солнце (переход от оранжевого к красному);
- как желтеют листья осенью (переход от зеленого к желтому);
«Разноцветная вода» (покрасить воду, налитую в стаканчики и получить разные оттенки одного и того же света).
- «Найди предмет своего цвета» (дать играющим цветную карточку и по ней найти в комнате предметы такого же цвета).
Задания для развития целенаправленности восприятия:
- определить, какие геометрические фигуры и сколько их нарисовано на картинке (геометрические фигуры разделены вертикальными горизонтальными линиями в разных вариантах;
- выполнение заданий на поиск рисунка- двойника;
- задачи «Где два одинаковых?» (в заданиях отсутствует исходный рисунок-эталон, по которому нужно отыскать точно такой же рисунок);
- задачи, в которых требуется выделить заданную фигуру на фоне помех (серия квадратов с разной редкой штриховкой, где в каждом требуется найти ромб).
Задания на развития пространственных представлений и способности к моделированию: - занимательные игры типа «Волшебные фигурки» (из разрезанных на части картонных овала, круга, квадрата составлять силуэты птиц, зверей, людей и т.д., используя фигурки без наложения друг на друга).
Методика проведения игр.
1. Познакомить с правилами и объяснить возможные способы соединения частей между собой на упражнениях типа:
- составь прямоугольник из 4-х треугольников;
- составь новые фигуры из частей, назови части и фигуры, из которых они составлены;
- назови фигуры, которые можно еще составить из данных частей.
2. Составление силуэтов по расчлененным образцам с выделением при анализе главных и второстепенных частей.
3. Составление силуэтов на основе частично представленных частей.
4. Составление силуэтов по нерасчлененным образцам (контурным или силуэтным) с предварительным рассказом- анализом по следующей схеме:
- какой предмет можно составить;
- какие составные части у этого предмета;
- какие главные, какие второстепенные.
5. Составление силуэтов по замыслу с предварительным названием объектов мысленным расчленением на части и составлением частей объектов со сходными частями фигуры.
6. Владение сюжетных аппликаций по образцу, по собственному замыслу с предварительным рассказом (гриб в траве, дача с елкой, река под мостом и т.д.).
С целью формирования пространственных представлений использовать дидактические игры типа:
- лото «Запомни и найди» (картинки мячик на стуле, под столом, собака около будки, перед будкой).
- « Что нарисовано?»
а) картинки с контурным изображением из легко вычленяемых геометрических фигур:
б) картинки с силуэтным изображением из легко вычленяемых геометрических форм;
- мозаика, конструктор;
- кукольная комната (большая коробка с прорезанными окнами и дверью, маленькая мебель, план комнаты)
- «Ежик спрятался от зайки» (закрепление пространственных отношений типа «на, под, рядом»);
- «Дом для матрешки» (учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого);
- «Кто внимательный?» (воспроизводить пространственные отношения по образцу – строить такой же домик как у взрослого из деревянного конструктора;
сначала строят на глазах у ребенка, а затем строят за экраном);
- «Построим улицу».
- «Кто (что) стоит внизу, наверху, рядом, справа, слева?» (показать, что пространственные отношения между предметами могут изменяться: предмет, который был наверху, может оказаться внизу, и наоборот: используется набор мелких игрушек и строительный материал, экран).
С целью формирования сериации (упорядочивания объектов, находящихся в асимметричных отношениях)
Упражнять детей в соответствии упорядоченного ряда (по величине, цвету, форме и т.д.).
Письмо:
- самопроверка с оригинала
- составление и запись деформированных слов из букв
- дискретное письмо
Математика
а) формирование математических понятий должно сочетаться с интенсивной практической деятельностью, поэтапная организация которой благоприятно сказывается на овладении количественными понятиями;
б) необходима дополнительная разъяснительная работа по уточнению осознанного восприятия логической взаимосвязи между цифровыми компонентами.
4. Эффективность занятий зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: систематичность проведения, распределение их в порядке нарастающей сложности, чередование и вариативность упражнений.
Логопеду важно продумывать виды заданий по коррекции зрительно-пространственной ориентации, включая это в моторную зарядку с детьми- логопатами со сниженным интеллектом (ОНР III уровня).
Приложение № 4. Методические рекомендации к проведению упражнений по мелкой моторики рук
Пальчиковые игры
С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Лесенка (индийская игра)
К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.
Игру можно проводить так же большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.
Пальчики «здороваются»
Кончик большого пальца левой руки «здоровается» поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки, тоже упражнение выполняется пальцами правой руки;
то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;
Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки
( большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Оса
Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;
то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы)
Дети бегут
Указательный и средний палец правой руки «бегают по столу»;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук), ти бегут на перегонки).
Коза и козлята
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;
то же движение выполняется пальцами правой руки;
то же движение выполняется пальцами обеих рук.
Очки
Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
Двое разговаривают.
Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.
Стол
Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.
Птичка пьет водичку
Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательному левой руки опускается в отверстие.
Крыша
Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.
Гнездо
Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.
Цветок
Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы разжаты и слегка округлены.
Улитка
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательные и средние пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
Лодочка
Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.
Солнечные лучи
Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.
Елка
Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.
Игра на рояле
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
Одним пальцем: 1,2,3,4,5,5,4,3,2,1.
Двумя руками: 1-5,1-4,1-3,1-2,1-2,1-3,1-4,1-5
В процессе развития ручной моторики обращается как на кинестетическую организацию движений и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано как с одной, так и с другой целью. Для развития таких ощущений детям предлагается выполнить упражнение глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданные логопедом.
Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы. С целью развития ручной моторики используются так же упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные пальчиковые игры.
Пальчики в лесу.
Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.
1,2,3,4,5
Вышли зайчики гулять
Этот пальчик гриб нашел – загибают мизинец
Этот пальчик чистить стал – «- « безымянный палец
Этот резал – « - « средний палец
Этот ел – « - « указательный палец
Ну, а этот лишь глядел – « - « большой палец и щекочут ладошку
Пальчики
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот палец хочет спать (загибает мизинец)
Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний палец)
Этот пальчик уже уснул (загибает указательный палец)
Этот крепко – крепко спит (загибает большой палец)
Тише, тише, не шуметь!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут ножки щекотать,
Будет пальчики вставать! (распрямляют пальцы рук)
Далее игра повторяется с движениями пальцев рук.
Кто приехал (игра)
Дети складывают пальцы обеих рук.
Кто приехал? (быстро хлопают кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка, это ты! (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопают всеми пальцами) Сидит белка
Дети поднимают левую, а затем правую руку ладонью к себе.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисички – сестрички, (загибают большой палец правой руки)
Воробьи, синички, (загибают указательный, средний палец)
Мишке толстопятому, (загибают безымянный палец)
Заиньке усатому (загибают мизинец)
Для развития ручной моторики используется и игры на разгибание пальцев рук.
Этот пальчик
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка (разгибают большой палец)
Этот пальчик – бабушка (разгибают указательный палец)
Этот пальчики – папочка (разгибают средний палей)
Этот пальчик – мамочка) (разгибают безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш (загибают мизинец)
За работу
Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.
Ну – ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту
Большаку дрова рубить, (разгибают большой палец)
Печи все тебе топить, (разгибают указательный палец и т.д.)
А тебе воду носить
А тебе обед варить
При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом.
В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения.
Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется
занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 мин. на каждом занятии предварительного этапа. Примерные упражнения:
1. Кончик большого пальца поочередно касается кончиков остальных пальцев (пальцы здороваются).
2. Левой – правой, двумя одновременно.
3. Одновременно обеими руками, всеми пальцами.
4. Выпрямить указательный и вращать им (оса), левой – правой, одновременно.
5. «Человечки» - пальцы бегают.
6. «Наперегонки» - обеими руками.
7. «Коза» - указательный и мизинец вытянуть.
8. «Очки» - два кружка из указательного и большого пальца.
9. Зайчик – указательный и средний вытянуть, остальные соединить.
10. Зайчик шевелит ушами.
11. «Деревья» - Ладонями к себе, пальцы широко расставить.
12. Ветер качает деревья.
13. «Птички летят» - тыльной стороной к себе – вверх, вниз.
14. Поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Сжать в кулак.
15. Поочередно выпрямлять пальцы начиная с большого.
16. То же, начиная с мизинца.
17. «Флажок» - ладони соединить, пальцы большие вверх.
18. «Бочонок» - согнуть пальцы в кулак, оставив сверху отверстие.
19. Пальцы слегка согнуть и соединить вместе обеими руками «Миска»
20. «Дом» - соединить пальцы под углом.
21. «Мост» - соединить пальцы горизонтально, ладони вверх.
22. «Цветок» - ладонь вверх, слегка округлив палец
23. «Корни растут» - тыльной стороной друг к другу, пальцы раздвинуть.
24. «Собака бежит» - указательный вперед, остальные бегут.
25. «Лодочке» ладони вместе, пальцы вперед.
26. «Солнечные лучи» - скрасить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
Гимнастика для рук
Приведем эти упражнения.
1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.
3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.
4. И.п. – то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки от исходного положения.
5. И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.
6. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединять все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и по очереди присоединить к ним все остальные пальцы.
7. И.п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, подтянуться руками вперед.
8. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться к исходной положение.
9. И.п. – пальцы рук сцеплены в « замок». Свободное движение пальцев в «замке».
10. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно.
Гимнастика для рук успешно используется и на уроках математики, русского языка, чтения, трудового обучения. Эффект от проведения подобных упражнений большой. Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук. - Можешь пальцы сосчитать?
- Раз, два, три, четыре, пять
- На другой руке опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук.
Разве мало это, друг?
Десять пальцев – пара рук-
Вот твое богатство, друг.
На обеих руках пальцы считаются и разжимаются: начиная с мизинца левой руки.
Поднимается правая рука, счет идет с большого пальца.
Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого – то.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем –
И бегаем кругом.
Трясем, поднимая руки вверх и опуская вниз.
Руки «здороваться» (левая с правой). Имитируем скрепленными руками круговые обороты.
П Р И Г О В О Р К И
( на большой палец одевается сделанный из картона солдатик) Аты – баты, Имитируем пальцами строевой шаг солдат,
Шли – солдаты. обе руки подняты вверх.
Аты – баты: Левая рука наверху, правая опущена вниз,
- Вы куда? ладони сжимаются и разжимаются.
- Аты – баты : Правая рука поднимается, ладошки
На базар. сжимаются и разжимаются.
- Аты – баты: То же движение левой рукой.
Что купили?
- Аты – баты - То же движение правой рукой.
Самовар.
- Аты – баты - То же движение левой рукой.
Сколько стоит?
- Аты – баты - То же движение правой рукой.
Сто рублей.
С Ч И Т А Л К А
Раз, два, три, четыре, пять - Счет ведется с большого пальца,
Начинаем мы считать: руки подняты вверх.
- Это - Большим пальцем обводим вокруг
Котик вытри ротик рта,
Это - Указательным пальцем трогаем нос.
Носик хитроносик.
Это - Средний палец сгибается и
Ежик – ворчунишка. разгибается.
Это - безымянный палец сгибается и
Мишка – топотышка. Разгибается, одновременно переставляем левую и правую ноги, покачиваясь
( как будто идет Мишка).
Это - Поднимаем обе руки, мизинцами
Зайка – убегай-ка. трогаем уши (как будто шевелятся ушки
зайки).
Кто последний? Дети быстро садятся за парты, кто
Догоняйка – ка! Отстал, тот и водит, т.е. повторяет
считает еще раз.
Открываем первый счет –
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять: Обращается к ученику. Потом к другому
Раз, два, три, четыре, пять
Продолжай считать опять: Обращается к разным детям (два- три раза)
6, 7, 8, 9, 10.
Девочки и мальчики Слова сопровождаются движениями
Скачут, как мячики. Пальцев приподнятых вверх рук.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Стихи для физминутки Все слова сопровождаются соответствующими движениями) Раз, два, три, четыре, пять - Раз - подняться, подтянуться,
Все умеем мы считать. Два – согнуться, подтянуться,
Отдыхать умеем тоже. Три – в ладошки три хлопка,
Руки за спину заложим. Головою три кивка.
Голову поднимем выше На четыре – руки шире.
И легко – легко подышем… Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть. Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Дружные пальчики
Этот пальчик маленький, Это указательный,
Мизинчик удаленький. Пальчик замечательный.
Безымянный кольцо носит, Большой палец хоть не длинный,
Никогда его не бросит. Среди братьев самый сильный.
Ну, а этот – средний, длинный, Пальчики не ссорятся,
Он как раз посередине. Вместе дело спорится.
Считалки можно применять как физминутки на уроках письма, математики, чтения. В виде физминуток я использую для кистей рук песенки, загадки.
Песенка мартышки (слова В.Берестова)
Лучшие качели- Слова сопровождаются заранее
Гибкие лианы, оговоренными движениями (учитель
Это с колыбели показывает).
Знают обезьяны.
Потешка « Про грибы»
Раз, два, три, четыре, пять - Счет идет с мизинца, рука приподнята
Мы грибы идем искать. Вверх
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел - Показываем большой палец
От – того и потолстел!
Потешки «Прятки» Игра «В лесу»
(сжимание и разжимание пальцев) Вверх руки подняли и покачали-
В прятки пальчики играли Это деревья в лесу,
И головки убирали, Руки согнули, кисти встряхнули-
Вот так, вот так - Ветер сбивает росу.
Так головки убирали. В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад. Игра «Самолет» Игра «Дровосек»
Руки ставим в разлет - Дровосеками мы стали,
Появился самолет. Дружно топоры подняли
Мах крылом туда – сюда, - И руками по полену – Трах!
Делай раз и делай два.
Кто весь век качается
Да – да – да!
Тот не огорчается
Ни - когда! Г У С Ь
- Где лошадка? Тут? Руки спрятаны за спиной.
- Тут! Руки поднимаем вверх и приветствуем
- На ладошке – пруд? Руки плавно качаем влево-вправо.
- Пруд!
- Палец большой - Показываем большой палец, остальные
Гусь молодой. Согнуты в кулак.
- Указательный – поймал, Как будто кого-то ловят указательным и
большими пальцами.
Средний – гуся ощипал. Средним и большим «ощипываем» гуся.
Этот палец – суп варил. Круговые вращения (как будто поварешкой мешают суп).
А оттуда – в живот! Открываем рот, «проглатываем»
Вот! И поглаживаем живот, качая головой. Точильщики (стихи О. Дриза)
Точим, Левая рука лежит на парте, правая
Точим, рука как бы точит левую руку,
Точим нож! Потом руки меняются местами.
Будет очень
Он хорош.
Будем резать мы припасы Руками словно сто-то режут и
Масло, отодвигают в сторону, как сказано
Соль, хлеб, колбасы, в стихах.
Помидоры, огурцы
Угощайтесь, Руки разводим в разные стороны,
Молодцы! Как бы приглашая сесть за стол.
Приложение 5. Виды самомассажа по развитию мелкой моторики рук.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов:
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение)
Утюг
Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке. 2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем! 3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца: Тесто
Тесто месим, тесто мнем, пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами? 4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание. Мама
По головке мама гладит сына-малолеточку.
Так нежна ее ладонь, словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы и меня не позабудь! 5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируем руки («прямолинейное» движение). Терка
Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи! 6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Дрель
Папа в руки дрель берет, а она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа в стенке дырочку грызет. 7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованным согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение). Клещи
Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет, если постараются! 8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (« спиралевидное» движение). Барашки
На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.
Целый день все: «Бе да бе», носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди,
Утром сняли бигуди, попробуй, гладкую найди.
Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода, у бараньего народа. 9. Движения, как при растирании замерзших рук. Морозко.
Заморозил нас Морозко, влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно в наши валенки проник. Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.
Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно. Урок
Нажимаем на звонок, начинаем урок: дзынь – дзынь.
Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.
Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед – назад».
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем,
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.
А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,
Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.
Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.
Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.
Упражнения повторяются.
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем.
Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзынь дзынь. 2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда! 3. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Футбол Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол!
Палей большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!
Приложение №6. Содержание комплексной работы по развитию моторных возможностей детей Такие упражнения включаются в различные виды деятельности:
1) Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно
2) Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамид, чашек, кубиков).
3) Составление предметных разгрузочных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и 4 . Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
4) Складывание из палочек, спичек, геометрических фигур различных изображений, букв.
5). Обведение контуров предметных изображений.
6) Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
7) Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
8) Наматывание ниток на катушку, клубок.
9). Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
10) Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки самостоятельно творчество детей)
11) Работа с мозаикой
12) Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
13) Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
14) Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
|
|
|