№ урока
| Тема урока,
страницы учебника
| Цели и задачи урока
| Характеристика
деятельности учащихся
|
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (15 ч)
|
1
2
3
4
| К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Часть 1
С. 3—9
| Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.
Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения
| Выразительно читать, передавать нужную интонацию.
Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.
Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.
Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.
Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Определять и оценивать позиции литературных героев.
Выявлять главную мысль произведения.
Находить сравнения в тексте произведения.
Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.
Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.
Различать сказку и рассказ.
Составлять план рассказа.
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.
Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему
|
5
6
| И. А. Бунин
«Листопад»
С. 10—12
| Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные
|
7
8
| М. М. Пришвин
«Хрустальный день»,
«Капитан-паук»,
«Недосмотренные грибы»
С. 13—15
| Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту
|
9
| Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки»
С. 16—17
| Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях
|
10
11
12
| К. Г. Паустовский
«Подарок»
С. 18—23
| Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства
|
13
14
| Внеклассное чтение
Осень в произведениях русских писателей
С. 26—29
| Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств
|
15
| Картинная галерея
И. И. Левитан
«Лесное озеро»
С. 24—25
| Развитие интереса к творчеству конкретного художника
|
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ч)
|
16
17
18
| Народные сказки
«Семь Симеонов» (русская народная сказка)
С. 30—39
| Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений
| Выразительно читать.
Читать по ролям.
Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.
Определять главную мысль произведения.
Сопоставлять героев, идеи разных произведений.
Продолжать сюжет произведения.
Составлять план рассказа.
Находить нужные книги в библиотеке.
Ориентироваться в сборниках произведений.
Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважать культуру разных народов.
Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирать репродукции картин на заданную тему.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
|
19
20
21
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)
С. 40—49
|
22
23
| Внеклассное чтение
Русские народные сказки
С. 68—79
| Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении
|
24
| Картинная галерея
В. М. Васнецов
«Иван-царевич на сером волке»
С. 66—67
| Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине
|
25
| «Жаба-королева» (литовская народная сказка)
С. 51—53
| Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур
|
26
| «Птица Кахна» (таджикская народная сказка)
С. 54—57
|
27
28
| «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
С. 58—65
|
29
30
| Внеклассное чтение
Сказки народов мира
С. 80—83
|
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)
|
31
| А. С. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)
С. 86—87
| Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного
| Выразительно читать лирическое произведение.
Привлекать читательский опыт.
Определять свое впечатление от прочитанного.
Выявлять авторскую позицию.
Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.
Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.
Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)
|
32
| Ю. Мориц
«Песенка про сказку»
С. 88—89
| Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства
|
33
| «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)
С. 90—91
|
34
| Г. Сапгир «Сны» С. 92—93
|
35
36
| Работа с учебными и научно-популярными текстами |
|
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ч)
|
37
38
39
| В. Белов
«Верный и Малька»,
«Малька провинилась»,
«Еще про Мальку»
С. 95—100
| Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным
| Выразительно читать.
Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.
Определять свое и авторское отношение к героям.
Рассказывать по плану, от лица персонажа.
Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.
Формировать представления о нравственных категориях.
Бережно относиться к животным.
Находить нужные источники информации.
Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)
|
40
| И. С. Тургенев
«Воробей»
С. 101—102
|
41
42
43
| Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка»
С. 103—112
|
44
45
| Л. Н. Толстой
«Прыжок»
С. 113—117
|
46
47
| Внеклассное чтение
Сказки Е. Шварца, В. Каверина
С. 118—123
| Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев
|
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)
|
48
| Часть 2
С. Есенин
«Разгулялась вьюга...»
С. 4-5
| Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.
| Выразительно читать.
Заучивать наизусть.
Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.
Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.
Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.
Анализировать собственные переживания и находить их причины.
Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.
Находить в библиотеке книги заданной тематики
|
49
50
51
| А. С. Пушкин
«В тот год осенняя погода...» (отрывок),
«Зимнее утро»,
«Зимняя дорога» (отрывок)
С. 6-11
|
52
| Ф. И. Тютчев
«Чародейкою Зимою...»
С.12
|
53
| Картинная галерея
Н Крылов
«Зима»
С. 14-15
| Обогащение знаний об особенностях народного быта
|
54
55
| Внеклассное чтение
Зима в произведениях
разных жанров
С. 16-18
| Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы
|