№ урока
| Раздел, тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала
| Регио-нальныйкомпо-нент
| Дата
|
план
| факт
|
Вселенная, время, календарь. 15ч |
1
| Мы – союз народов России.
| 1
| К
| Называть, находить и показывать на карте Россию, Ленинградскую область и г.Санкт-Петербург. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.
| Т
| Уметь показать Россию на карте и глобусе. Называть некоторые достопримечательности своего края. Познакомиться с разнообразием народов и религий России. Определять понятие : государственный язык.
|
|
|
|
2
| Мы- жители Вселенной.
| 1
| Н
| Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию.
| Т
| Познакомиться со строением Вселенной. Ориентироваться в понятиях: Вселенная, небесные, или космические, тела, звёзды и планеты. Называть планеты солнечной системы.
|
|
|
|
3,4
| Наш космический корабль – Земля.
| 2
| Н
КП
| Рисовать Землю- наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схему способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.
Практическая работа в группе: изучить устройство компаса, определить стороны горизонта, зафиксировать результаты определения.
Находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена, осуществлять самопроверку. Предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.
| Т
Тем
| Находить линию горизонта. Научиться определять стороны горизонта по Солнцу и с помощью компаса, обозначать их. Показывать Россию на глобусе, выделять материки и океаны.
Проверочная работа №1.
|
|
|
|
5
| Время.
| 1
| Н
| По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение. Определять временные характеристики изображенных событий. Располагать единицы времени в порядке их увеличения (уменьшения).
Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.
| Т
| Уметь определять настоящее, прошедшее и будущее время. Знать единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Уметь определять и моделировать время по часам. Объяснять принцип солнечных, песочных и водяных часов.
|
|
|
|
6
| Сутки и неделя.
| 1
| К
| Объяснять по схеме учебника причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».придумывать и иллюстрировать сказочное объяснение дня и ночи. Находить в творчестве народов нашего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней недели. Называть их и выстраивать последовательность. Написать рассказ о интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.
Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.
| Т
| Знать единицы времени: неделя и сутки. Знать и объяснять причины смены дня и ночи. Называть дни недели и их последовательность.
|
|
|
|
7
| Месяц и год.
| 1
| К
| Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяцем. Отгадывать народные загадки о Луне, и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. Осуществлять взаимопроверку.
| Тем
| Знать и определять месяц и год как единицы измерения времени. Называть последовательно 12 месяцев. Знать старинный способ определения количества дней месяца.
Проверочная работа №2.
|
|
|
|
8
| Времена года.
| 1
| К
| Перечислять времена года в правильной последовательности, называть, опираясь на годовой круг в учебнике, месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Приводить примеры явлений в живой и неживой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года. Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов нашего края, выявлять специфические сезонные явления.
| Т
| Знать времена года, уметь с помощью схемы объяснять научные причины смены времени года. Называть основные сезонные явления природы.
Проверочная работа №3.
|
|
|
|
9,10
| Погода.
| 2
| Н
К
| Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.
Практическая работа: изучить устройство термометра. Сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в раб.тетради, учиться рисовать условные знаки погодных явлений.
| Т
| Знать составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Знать устройство термометра и уметь пользоваться различными видами термометров, фиксировать их показания. Уметь записывать знаками наблюдения за погодой.
|
|
|
|
11
| Календарь – хранитель времени, страж памяти.
| 1
| Н
| Сравнивать календари разных . обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в разных календарях.
| Т
| Понимать условность нового года в календарях разных народов. Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на страницах календаря. Уметь находить в календаре дату своего рождения и различных событий жизни.
|
|
|
|
12
| Красные дни календаря.
| 1
| Н
| Определять различие между государственными праздниками России и международными. Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в нашем городе. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями.
| Т
| Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современной России. Называть некоторые праздники своего края..
|
|
|
|
13
| Народный календарь.
| 1
| Н
| Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет.
| Т
| Знать некоторые приметы на погоду своего края и соотносить их с ощущениями различных органов чувств. Уметь предполагать погоду по приметам.
|
|
|
|
14
| Экологический календарь.
| 1
| Н
| Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку в учебнике о природе – нашем зелёном доме, выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Вписывать в таблицу дата экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. Проектное задание: фоторассказ об одном из экологических дней в школе.
| Тем
| Понять задачи экологии как науки, необходимость охраны природы. Называть некоторые даты экологического календаря.
Проверочная работа №4.
|
|
|
|
15
| За страницами учебника. Экскурсия.
| 1
| З
| Сравнивать «старый» и «новый» город, находить взаимосвязь исторических событий и изменений в городе. Сопоставлять фото разных лет с реальными объектами. Рассматривать достопримечательности города. Вспомнить историю их возникновения.
| И
| Обобщить и закрепить знания о родном городе.
| Родной край- частица Родины . экскурсия по городу.
|
|
|
Осень. 17ч
|
|
16
| Осенние месяцы.
| 1
| К
| Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России.
| Т
| Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев. Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.проявлять заботу друг о друге
в совместном сезонном посильном труде
|
|
|
|
17
| Осень в неживой природе.
| 1
| К
| По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике.
Со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.
| Т
| Понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.
|
|
|
|
18
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
| 1
| К
| Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Обсуждать в парах сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников, оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в р.т. устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.
| Т
| Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни.
|
|
|
|
19
| Звёздное небо осенью.
| 1
| К
| На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в р.т., опираясь на иллюстрации учебника. В паре придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.
Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т.
| Тем.
| Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.
Проверочная работа №5.
|
|
|
|
20
| Трава у нашего дома.
| 1
| К
| Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. Отгадывать народные загадки, осуществлять самопроверку. Узнавать различные растения на рисунках и в природе.
Со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя трав.растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.
| Т
| Понимать причины пожелтения травы осенью; распознавать травы с помощью атласа-определителя.
|
|
|
|
21
| Старинная женская одежда.
| 1
| К
| Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных при родных материалов: шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различие в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласованность распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы.
| Т
| Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.
|
|
|
|
22
| Деревья и кустарники осенью.
| 1
| К
| Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. В парах узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к поступкам людей, формулировать правила экологической этики.
Со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад, сроки его окончания у разных деревьев, результаты фиксировать в р.т.
| Т
| Понимать причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжать развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой
|
|
|
|