Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методические рекомендации и вариативное тематическое планирование к комплексу воспитательно профилактической программы


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации и вариативное тематическое планирование к комплексу воспитательно профилактической программы
страница8/10
Я.В. Соколов
Дата28.02.2016
Размер0.81 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Календарь памятных дат


Январь

12 января – День работника прокуратуры РФ.

13 января – День российской печати.

Февраль

23 февраля – День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год). День защитника Отечества.

Апрель

2 апреля – День единения народов.

7 апреля – Всемирный день здоровья.

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 года).

24 апреля – Международный день солидарности молодежи.

26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

Май

1 мая – Праздник весны и труда.

3 мая – Всемирный день свободы печати.

5 мая – День Европы

8 мая – Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.

9 мая – День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

15 мая – Всемирный день семьи.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

Июнь, июль, август

1 июня – Международный день защиты детей.

12 июня – День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ. День России.

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

27 июня – День изобретателя и рационализатора. День молодежи в России.

22 августа – День государственного флага РФ.

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

Сентябрь

1 сентября – День знаний

2 сентября – День российской гвардии.

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.

Октябрь

30 октября – День памяти жертв политических репрессий.

Ноябрь

4 ноября – День народного единства.

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. День Октябрьской социалистической революции 1917 года.

10 ноября – День милиции.

16 ноября – Международный день толерантности.

Последнее воскресенье ноября – День матери.

Декабрь

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

5 декабря – Битва под Москвой (1941 г.)

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции РФ.

Приложение 2

Автор

Якимович Ирина Геннадьевна,

к.п.н., доцент кафедры

педагогики БГУ

Пособия воспитательно-профилактического комплекса

«Я – гражданин России» Я.В.Соколова

как инструмент конструирования современного классного часа

Цель школы – содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей как гражданина России. В реализации данной цели в рамках учебно-воспитательного процесса в школе важное место отводится классному часу.

Классный час – гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, прямого общения классного руководителя с учениками.

Мы считаем, что подготовленный Соколовым Я.В. комплекс книг может служить удобным инструментом в конструировании современных моделей классных часов.

Так, например, можно рассмотреть три такие модели:

1 модель. Личностно-ориентированный классный час.

Предполагает:

- разнообразие тем (в каждой из 20 книг помещены 7 - 8 тем);

- формы и способы организации деятельности учащихся (тренинговые упражнения, дискуссии, проективные технологии);

- удовлетворение индивидуальных интересов учащихся (среди предлагаемых тем для младших и старших подростков: «Познавать и улучшать себя», «Человек в семье», «Благополучие семьи», «Человек в неформальной группе»);

- обогащение их субъективного опыта (текст параграфов насыщен письмами сверстников, вопросами-обращениями к личному жизненному опыту подростков, на основе обсуждения которых подросток получает информацию о том, что думают его сверстники по важным для него вопросам);

- демократический стиль общения, позволяющий стимулировать процесс самопроявления и самовыражения учащихся (материал книг комплекта можно использовать в русле интерактивной стратегии, которая предполагает диалоговое взаимодействие педагога и учащихся);

- дифференциацию и индивидуализацию воспитательного воздействия (материал книг может использоваться выборочно в зависимости от возраста, особенностей детей, на основе материала одного и того же параграфа может быть сконструирован классный час в среднем и в старшем звене);

- создание ситуации успеха и выбора для ребенка (материал предлагаемых заданий в пособии предполагает мобилизацию креативных способностей детей, их реализацию в рамках группового взаимодействия, выбор альтернативных решений проблемы).

Целевые установки такого классного часа связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъективности ребенка, проектированием и становлением уникальности образа его жизнедеятельности.

Например, если возьмем тему: «Познавать и улучшать себя», то это могут быть цели:

- объективно и критически оценивать себя, анализировать свои достоинства и недостатки;

- задуматься о различных способах самопознания, необходимости постоянной работы над своим внутренним миром.

Содержание классного часа (организационно-деятельностный компонент) является личностно-значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Критерием оценки классного часа, по мнению Степанова М.А., является проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, что выявляется в ходе этапа рефлексии.

Технология конструирования такого классного часа предполагает ответы на ряд вопросов и соответствующие им этапы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре? На этом первом мотивационном этапе важен вызов субъективного опыта учеников, например, обсуждение вопросов: «Вы умеете разбираться в людях?», «Вы когда-нибудь ошибались в людях?».

2. Основная часть – как организовать и в какой форме должны быть представлены результаты работы по изучению проблемы?

Создание для ребят максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своих индивидуальных и творческих способностей, ситуаций для выбора.

3. Рефлексия – каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию? Это будет этапом анализа совместной деятельности и подведение ее итогов (задание самому себе).
2 модель. Ситуационный (рефлексивный) классный час

В поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим ребенком в процессе воспитания.

Данная модель позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях после событий, чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Технология проведения (по Капустину Н.П.):

1. Тема.

2. Цель и предварительный сбор эмпирического материала (предварительный опрос, интервьюирование на тему: «Что значит хороший человек?»).

3. Информация (по материалам предварительной подготовки или обсуждение предложенных ситуаций, писем сверстников).

4. «Я-позиция» и ее причины (ученики по кругу выражают свое отношение к обсуждаемой проблеме в режиме дискуссии или тренинга).

5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (участники в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы: «модель хорошего человека», «модель плохого человека» или задания из рубрики «Постарайтесь выполнить задание», например, «Разработайте рекомендации по проблеме улучшения всех людей на земле: как сделать так, чтобы люди перестали завидовать друг другу и враждовать»).

6. Дискуссия (представители групп высказывают свою точку зрения по каждому вопросу).

7. Рефлексия (ученики по кругу отвечают на вопросы: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что изменилось?" – формы рефлексии могут быть разными).

8. Свободный выбор (предлагаются альтернативные взгляды на обсуждаемую проблему или альтернативные решения данных проблем. Богатый материал может дать рубрика «Попытайтесь поспорить», где предлагается согласиться или не согласиться с рядом утверждений по соответствующим темам, или рубрика «Попробуйте прокомментировать», где предлагаются интересные афоризмы и мысли великих людей).

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учеников, решивших позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).

10. Реальный результат (п. 9, 10 за пределами классного часа).
3 модель. Мастерская

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

  1. Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся (например, к теме «Познавать и улучшать себя» это может быть задание, связанное с анализом двух фотографий на стр. 4 пособия).

  2. Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения. Материал для создания такого творческого продукта находится в рубрике «Постарайтесь выполнить задание», например, создайте рекомендации: «Что нужно делать самому человеку, чтобы стать лучше?»

  3. Социализация – предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы (презентация, представление и обоснование рекомендаций).

  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

  5. Новая информация и ее обработка (можно из раздела «Прочитайте и подумайте, например, «Корабль дураков» (стр. 7)).

  6. Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез (рубрика «Попробуйте прокомментировать» богата утверждениями, которые можно обсудить).

  7. Социализация – выступление от имени группы или с собственной позицией.

  8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

При проведении классных часов такого типа важно помнить, что смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
Литература

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: "Вербум", 2003.

2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. /Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ "Сфера", 2004.

3. Нечапев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. Учебно-методическое пособие. - М.: "5 за знания", 2009.

4. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов. /Под ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Приложение 3
Классный час разработан к.п.н., доцентом кафедры педагогики БГУ Якимович Ириной Геннадьевной на основе материалов пособия Соколова Я.В. Модуль 11"Достоинства и недостатки человека: Книга для учащихся". - М.: НМЦ «Гражданин», 2012.
Тема: «Познавать и улучшать себя»

Форма проведения: классный час.

Возраст учащихся: 10 - 11 лет (5 класс).
В ходе классного часа учащиеся смогут:

- раскрыть понятия «достоинства» и «недостатки» человека;

- проанализировать основные признаки тех или иных человеческих качеств и определить их наличие у себя;

- осознать важность познания себя и самосовершенствования.
1 этап. Мотивация
Учащимся предлагается игра: «Распределение ролей».

В классе у каждого есть набор карточек. На каждой из них написан определенный образ. Кого из класса вам легко представить в перечисленных ниже образах?

- торговец (торговка) на базаре;

- просящий(ая) милостыню;

- сидящий на троне царь (царица);

- палач, выполняющий свою работу;

- клоун (клоунесса) в цирке;

- строгий учитель(ница);

- внимательный врач;

- добрый повар;

- разведчик, пробирающийся в стан врага.

Какие роли вы отнесете к положительным, а какие к отрицательным? Почему вы присвоили роли именно этим одноклассникам?

Ведется обсуждение и делается вывод о разнообразии людей на планете, о делении их на плохих и хороших, о наличии достоинств и недостатков у каждого человека. Итогом обсуждения должно стать желание детей разобраться в сущности тех или иных характеристик человека.
2 этап. Основной – рассмотрение и обсуждение проблемы
Учащиеся работают на основе текста параграфа 1 стр. 3 - 4 пособия Соколова Я.В. «Достоинства и недостатки человека»:
а) Знакомятся с древнегреческим мифом «О Нарциссе» и отвечают на предложенные к нему вопросы:

«В юношу Нарцисса влюбилась красавица нимфа по имени Эхо. Но Нарцисс отверг ее любовь. Богиня любви и красоты Афродита наказала за это Нарцисса: заставила его влюбиться в свое отражение в воде. Но ответной любви ему ждать было не от кого – он любил самого себя. И от неразделенной любви Нарцисс умер. А боги превратили его в цветок. Так древние греки выразили свое отношение к самовлюбленным людям».

- Встречали ли вы людей, похожих на Нарцисса?

- Какими, на ваш взгляд, могут быть судьбы их родителей в старости?

- Какой может быть жизнь жены (мужа) и детей такого человека?

- Какие чувства и почему у вас вызывают самовлюбленные люди?
б) Определяют качество человека, которое воспевает поэт Игорь Северянин в своем стихотворении (стр. 4 пособия):
Благословенны будьте, травы

И воды в зелени оправ!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!
в) Дают характеристику, приводят примеры проявления выделенных на стр. 3 - 8 пособия качеств: «зависть», «искренность», «доброта», «вспыльчивость», «тщеславие», «чувство справедливости», «порядочность».
Г) Обсуждают письмо Александра Н. (стр. 5) и выражение: «Твоя судьба в твоих руках».
Упражнение: «Письмо»

Учащимся предлагается, используя перечень качеств на стр. 8 пособия, раздел «Познай людей и самого себя», написать письмо своим одноклассникам, где, не представляясь, рассказать о себе: кто ты, где и как живешь, какой ты, чем интересуешься, к чему стремишься. Затем письма могут быть зачитаны в классе, а перед учащимися ставится задача определить автора.

После обсуждения выполняется следующее задание:

«Мой портрет в лучах солнца»

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте (наклейте) свой портрет, затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошие качества, которые вы знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия

Ребятам предлагается продолжить фразы: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»:

- исправил…

- сделал…

- добавил…

- похвалил…

Приложение 4
Классный час разработан к.п.н., доцентом кафедры педагогики БГУ Якимович Ириной Геннадьевной на основе материалов пособия Соколова Я.В. "Достоинства и недостатки человека: Книга для учащихся". - М.: НМЦ «Гражданин», 2012.
Тема: «Познавать и улучшать себя»
Форма проведения: классный час.

Возраст учащихся: 15 - 16 лет (9 класс).

Задачи:

В ходе классного часа учащиеся смогут:
- раскрыть понятия: «общее и особенное в людях», «самосовершенствование» и «самораскрытие» человека;

- объективно и критически оценивать себя, анализировать свои достоинства и недостатки;

- задуматься о различных способах самопознания, необходимости постоянной работы над своим внутренним миром.
1 этап. Мотивация
Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Вы когда-нибудь ошибались в людях?» и обращает внимание на необходимость и важность данного умения, которому нужно учиться.

Предлагается ситуация к обсуждению «О девятикласснике Сергее» (стр. 5 пособия).

«В школе одного из северных городов учился девятиклассник Сергей. Он очень любил помогать младшим. Одного защитит, другому одолжит, третьему посоветует. А если кому грустно – развеселит. Предложит, например, покурить какую-нибудь гадость или принять «веселящую таблетку». Очень добрый парень! Правда, позже он объяснял, что все это – не бесплатно. А если денег нет, то он знает, как их можно раздобыть…»

- О чем эта подлинная история?

- Как она могла завершиться?

- Хороший человек Сергей?
2 этап. Обсуждение основной проблемы

Учитель обращает внимание на то, что прежде чем научиться разбираться в других людях, важно научиться разбираться в себе. В этом может помочь тренинговое упражнение «Прокурор и адвокат».

Ученики делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая - «адвоката». Кто-то садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Ученики начинают высказываться, «адвокаты" акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументированно доказывают обратное.
Упражнение «Утверждение»

В микрогруппах по 5 - 6 человек каждый по очереди получает комплименты от всех остальных. Задание может быть сформулировано так: «Подумайте, что вы цените, чем восхищаетесь, что вам нравится в каждом члене вашей группы, и по очереди выскажите ваши соображения друг другу при всех. Самое важное то, что высказывания должны быть позитивными».

Затем каждому участнику предлагается письменно ответить на вопросы:

- насколько высказывания о вас других совпадают с вашим собственным мнением о себе?

- каких высказываний о себе вы ожидали от других?

- что еще вам бы хотелось услышать о себе от других?

Учитель предлагает к обсуждению положение из текста пособия (стр. 5 пособия): «Вся история человечества показывает: от качеств, данных человеку природой, его судьба зависит мало. Больше от того, какие качества он сумел сам в себе развить. И еще от того, какие качества развить не сумел, хотя и мог бы это сделать».
Упражнение «Жизненный вектор»

С целью иллюстрации мысли о необходимости саморазвития и работы человека над самим собой учащимся предлагается начертить жизненный вектор, обозначив в качестве жизненной цели «счастье и успех».

Ребятам предлагается к рассмотрению перечень основных задач по работе над собой (пособие, стр. 6):

- постоянное самообразование;

- приобретение полезных умений;

- развитие своих лучших качеств;

- борьба со своими недостатками;

- укрепление своего тела и здоровья;

- овладение компьютером;

- изучение иностранных языков;

- работа над своим внутренним миром.
Задача: выбрать из них три-четыре, на их взгляд, самые важные задачи, которые помогут в большей степени достичь учащимся счастья и успеха в жизни, а также дополнить эти задачи своими собственными и аргументировать свой выбор. Организуется обсуждение.

В ходе обсуждения участники продолжают фразы:

1. «Достичь цели мне будут мешать мои следующие личные качества…»

2. «Достичь цели мне будут помогать мои следующие личные качества…»
Упражнение «Проективный рисунок»

На основе перечня характеристик человека в задании 1 на стр. 8 выполните проективный рисунок. Примерьте эти качества к себе и нарисуйте два портрета. Рисунок может быть абстрактным. Техническая сторона рисунка не важна. «Я такой(ая), какая я есть», «Я такой(ая) каким(ой) я хочу стать». Рисунки не подписываются, перемешиваются. Затем в произвольном порядке представляется каждый рисунок, всем участникам предлагается предположить, почему рисунки выглядят именно таким образом, что хотел сказать автор, кто является автором рисунков.
Опираясь на рекомендации автора пособия в рубрике «Постарайтесь выполнить задание» (стр. 6), участники в микрогруппах выполняют задание:

Разработать рекомендации по решению проблемы улучшения всех людей на земле: «Как сделать так, чтобы люди перестали завидовать друг другу и враждовать?» Результаты работы представляются, и создается обобщенный перечень рекомендаций.
3 этап. Итоговый. Рефлексия

Педагог задает ситуацию: «Представьте, что сегодня весь наш классный час снимал фотограф. Все, что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но из-за неумелости фотографа пленка засветилась. Давайте попробуем восстановить каждый кадр этой пленки».

«Восстанавливаются»:

а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

б) кадры, которые получились «не очень».

Происходит коллективное обсуждение удач и неудач.
Приложение 5
Классный час разработан Легоцкой Верой Сергеевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия N 5» г. Брянска на основе материалов пособия Соколова Я. В.. Модуль 11 «Достоинства и недостатки человека»: Книга для учащихся. – М.: НМЦ «Гражданин», 2012.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10